экскурсионный маршрут "Исторический" - 60-летия Октября - проспект Ленина

ОПИСАНИЕ СЛЕДОВАНИЯ ЭКСКУРСИОННОГО АВТОБУСА:

от улицы 60-летия Октября до проспекта Ленина

"Исторический"

 

Путешествие начинается на северной окраине социалистического Челябинска и заканчивается на западной окраине старого города.

 

Путешествие начинается от заводоуправления Челябинского металлургического комбината. Строительство этого металлургического комбината, предназначенного для обеспечения нужд обороны страны, было развёрнуто во время Великой Отечественной войны, хотя предварительные работы начались ещё в 1930-е годы. Строительство велось с ориентацией на использование в качестве сырья Бакальского месторождения железных руд, которое было известно ещё с середины XVIII века. Строительство вёл трест «Челябметаллургстрой» НКВД СССР, сформированный в основном из переброшенного из-под Сталинграда в конце 1941 года части 5-ой сапёрной армии. Первый металл был выплавлен в апреле 1943 года. В советское время завод являлся одним из крупнейших металлургических предприятий страны, участвовал в выполнении космических программ, производил металл для военно-промышленного комплекса и наукоёмкого сектора экономики.


 

1976 год. Территория Челябинского металлургического комбината. Фото Л. Лебедевой. Источник: https://vk.com/metmz


Далее мы направляемся на запад по улице имени 60-летия Октября, которая первоначально была названа улицей Парковой, а затем - Третьего спутника. Вскоре мы пересекаем улицу Сталеваров, которая возникла в 1940-е годы как 13-я улица Соцгорода металлургического завода, а потом более десяти лет была известна как улица Молотова, в честь того самого Молотова, который подписал пакт о ненападении с Гитлером в 1939 году.

 

 

1995 год. Улица Сталеваров. Источник: https://vk.com/metmz

 

Справа по нашему движению находится дом по ул. 60-лет Октября, 18, в котором жил замечательный челябинский художник Игнатий Вандышев (1891-1964). С середины 1940-х гг. он создал десятки живописных и графических работ на темы старой Челябы и социалистического Челябинска. В этом доме он прожил всего несколько лет, а ранее скитался по частным квартирам и какое-то время в полуразвалившемся доме в Колхозном посёлке.

 

 

2014 год. Дом, где жил художник Вандышев. Фото Ю. Латышева

 

Мы проезжаем вдоль парка имени Тищенко. Этот парк под названием «Металлург» открылся в 1947 году, а в начале 1980-х пережил масштабную реконструкцию. По инициативе Олега Ивановича Тищенко — на тот момент директора Челябинского металлургического завода была построена Поляна сказок — детская площадка с замком и фигурками сказочных персонажей. Новое рождение парк пережил в 2011 году, когда была проведена реконструкция, приуроченная к 275-летию Челябинска. Высажен дендрарий, построены шахматная веранда (колоннада) и парковка со стороны улицы Дегтярева, проложены велодорожки. А в 2012 году заработало новое колесо обозрения высотой 26 метров. Недавно возобновил работу дом-аквариум, основанный в июле 1983 г. Является единственным подобным учреждением в регионе Урала и Сибири. Представлено около 90 видов экзотических рыб, которые размещены в 40 выставочных аквариумах объемом 600–800 л.

 

 

1976 год. Поляна сказок. Источник: https://vk.com/metmz

 

С улицы 60-летия Октября мы поворачиваем налево на улицу Румянцева, которая с начала 1940-х годов и до 15 апреля 1946 года была как 25-я улица Соцгорода Металлургического района, затем улица Александра Невского. С 15 апреля 1949 года - современное название в честь великого русского полководца и графа Петра Алекса́ндровича Румя́нцева. Во время Семилетней войны командовал осадой и взятием Кольберга (Польша). В этой войне участвовали две коалиции. С одной стороны, Англия (в унии с Ганновером), Пруссия, Португалия и некоторые германские государства. С другой - Австрия, Франция, Россия, Швеция, Саксония и большинство германских государств. Румянцев был главнокомандующий действующей армией в ходе Русско-турецкой войны в 1768—1774 годы. За победы над турками при Ларге и Кагуле, которые привели к заключению выгодного для России Кючук-Кайнарджийского мира, удостоен титула «Задунайский».

 

Петр Румянцев-Задунайский. Источник:
http://www.службавармии.рф/history/commanders/petr-rumyantsev-zadunajskij.html

 

Вскоре мы приближаемся к перекрёстку с улицей Первого спутника, получившей это название в конце 1950-х годов. Была ещё улица Третьего спутника, которую, как мы уже знаем, переименовали в улицу 60-летия Октября.

 

 

2011 г. Первого спутника, 27 - первый панельный дом Челябинска. Фото Е. Клавдиенко

 

Следующий перекрёсток с улицей Богдана Хмельницкого. Большая часть этой улицы - огромная площадь-сад. Большой сквер между улицами Сталеваров и Жукова обязан своим появлением бывшей речке Казанка, которая здесь образовывала большое и протяжённое болото. Широким устьем у кинотеатра «Россия» улица «втекает» в парк металлургов , «страну березового ситца». Одно время эту улицу даже называли проспектом.

 

 

2017 год. Улица Богдана Хмельницкого. Источник:
https://ok.ru/chelyabstarina/album/54864721543184

 

Ещё дальше перекрёсток с улицами Мира и Социалистической. Именно между этими улицами находятся так называемые «Немецкие дома», которые были построены предположительно немецкими военнопленными в 1944-1946 годы. Сохранилось около 20 домов с оригинальными фасадами в стиле «голландской классики». Проект размещения этих домов разрабатывал архитектор Яков Скуратовский. В настоящее время комплекс из семи домов вдоль улицы Социалистической – выявленный объект культурного наследия.

 

Немецкие дома на улице Социалистической. Фото Р. Аскарова

 

Слева вдоль нашего маршрута между улицами Мира и Дружбы находится городок больницы № 6. Ранее она называлась больница ЧМК и была создана 25 сентября 1942 г. К 1946 г. больница имела уже 70 коек в двухэтажном кирпичном здании; отдельно работала поликлиника. В 1948–1949 годы были построены 1-й корпус нового здания на 225 коек, детские корпуса с боксами на 175 коек. В 1950 г. в эксплуатацию вошел новый корпус детской соматической больницы, в 1954 г. – терапевтический корпус на 390 коек. В 1956 г. в новом здании расположилась поликлиника.

 

 

1970-е годы. Городская больница №6. Источник:
https://ok.ru/chelyabstarina/album/55279764242448

 

Именно по улице Дружбы, на которою мы поворачиваем направо с улицы полководца Румянцева, мы продолжаем путь вдоль больничного городка. Первоначальное название этой улицы – 6-я улица Соцгорода металлургического завода, а в 1946-1949 годы – улица Черняховского, известного генерала в годы Великой Отечественной войны. Путешествие по улице Дружбы непродолжительное и вскоре поворот налево на улицу Обухова. Герой Советского Союза Александр Васильевич Обухов особо отличился в боях за взятие Кёнигсберга, а до войны он работал на стройках Челябинска.

 

 

Герой Советского Союза Александр Васильевич Обухов.
Источник: http://museum-arzamas.ru/city/heroes/19

 

И по этой улице путь недолог, опять поворот налево на Шоссе Металлургов. И слева мы видим Центральный клуб «Челябметаллургстроя», который был построен в 1945 (архитекторы Скуратовский и Гуревич). В 1984 г. перед клубом установили скульптуру Ленина работы Вучетича, отлитую еще в 1959 г. Здание Центрального клуба – выявленный объект культурного наследия.

 

 

2014 год. Центральный клуб. Фото Ю. Латышева

 

От Центрального клуба – вниз в сторону реки Миасс по улице Черкасской. Когда-то недалеко от шоссе Металлургов и Центрального клуба проходила железнодорожная ветка до карьера «Бакаллага» - самого трудного участка работы трудармейцев. Лагерь трудармейцев - строителей Бакальского (Челябинского) металлургического завода «Бакаллаг» существовал с ноября 1941 г. по май 1947 г. Основную рабочую сила лагеря составляли заключенные, рабочие колонны, строительные батальоны и отряды, укомплектованные представителями разных национальностей, преимущественно немцами. В настоящее время этот карьер затоплен.

 

 

2013 год. Карьер Бакаллага. Источник: https://chelchel-ru.livejournal.com/916661.html

 

Теперь понятно, почему многие ветераны до сих пор называют это место в районе улицы Черкасской - «Бакал». Посёлка Бакал уже нет, но старожилы помнят, что находился он в пределах современного микрорайона между улицами Черкасской, Набережной и шоссе Металлургов. Состоял из бараков, а главной достопримечательностью был очаг культуры - деревянный клуб "Заря", где крутили любимые кинофильмы. В 250 м от улицы Черкасской на доме по ул. Комаровского, 7а, есть памятная доска, посвященная первому начальнику СМУ «Бакалметаллургстрой» генералу армии А.Н. Комаровскому.

 

 

2015 год. Памятная доска на улице Комаровского. Фото Ю. Латышева

 

К востоку от улицы Черкасской ближе к реке Миасс находится посёлок Першино. В деревне Першино в январе 1774 г. остановился отряд пугачёвского атамана Грязнова. Сам Грязнов остановился на квартире крестьянина Фёдора Сухогонова. В отряде были русские и башкиры. Отряд состоял из 400 русских при семи пушках, число башкир неизвестно.

 

 

2013 год. Школа в Першино, на фасаде которой установлена памятная доска, посвященная восстанию Пугачёва. Фото Ю. Латышева

 

Далее улица Черкасская проходит по мосту через реку Миасс – главную водную артерию города. Длина реки в пределах города составляет 36 км. Протекая через город, река имеет извилистое русло с многочисленными островами; глубина меняется от 1–3 м на плесах до 0,5–1 м на перекатах; средняя ширина русла 30–50 м, местами до 150 м. Берега реки Миасс невысокие, лишь в отдельных местах имеют высоту до 5 м. Для водоснабжения промышленных предприятий в черте города были построены плотины, организовано 3 пруда (у ЧМК, Коммунар – спущены; у ЧГРЭС – плотина разобрана зимой 2015-2016 гг.).

 

 

1990-е годы. Мост через реку Миасс. Источник:
https://ok.ru/chelyabstarina/album/54929236557840

 

С улицы Черкасской мы перемещаемся на Свердловский тракт. В одном километре от этого поворота (10-15 минут пешком вдоль Свердловского тракта) находятся здания бывшей мельницы. Купец Павел Степанов, член Торгового дома братьев Степановых из Екатеринбурга, в 12 верстах от Челябинска между казачьей станицей Першино и деревней Казанцево весной 1894 г. заложил фундамент, а к октябрю 1894 г. уже были выстроены корпуса мельницы, которая была наиболее высокотехнологичным мукомольным предприятием тогдашней России. После революции мельница получила название «Победа» и более или менее успешно работала (в последние годы уже как мелькомбинат) до 2010 года. В настоящее время здания бывшей мельницы пустуют.

 

 

1930-е годы. Мельница «Победа». Источник:
https://itogi74.ru/articles/kraevedenie/vyjavlennoe-nasledie-vypusk-83-melnica-bratev-stepanovykh/

 

Слева по нашему маршруту мы проезжаем мимо второго трамвайно-троллейбусного депо, которое находится на склоне Пугачёвской горки – возвышенности напротив посёлка Першино. Возможно, что именно здесь в феврале 1774 г. происходило сражение между отрядом пугачёвского атамана Грязнова и правительственными войсками. Бой носил странный характер. Правительственный отряд был в два раза больше, но ограничился артиллерийским обстрелом. При этом удалось захватить у мятежников 2 орудия и 180 пленных. После чего остальной отряд Грязнова вернулся в деревню Першино, его не преследовали.

 

 

 

Один из отрядов Пугачёва. Источник:
http://wiki-org.ru/wiki/Крестьянская_война_под_предводительством_Емельяна_Пугачёва

 

С правой стороны по нашему пути виднеются могилы Успенского кладбища, захоронения на котором начались ещё в конце 1920-х гг. На этом кладбище десятки могил Героев Советского Союза и других знаменитых жителей Челябинска. Это второе кладбище в Челябинске с таким названием, первое раньше находилось северо-западнее перекрёстка улицы Каслинской и проспекта Победы.

 

 

 

2015 год. Фото Ю. Латышева

 

Далее по нашему маршруту, к востоку от Свердловского тракта находится территория бывшего лакокрасочного завода, а к западу – цинковый завод. В 1930-е годы в одном километре к северу от железной дороги на Свердловск началось строительство завода по производству диоксида титана – белого пигмента для производства краски. Эту площадку назвали «Титанстрой». До начала войны этот завод не успели запустить. В построенных цехах в годы войны началось производство лакокрасочных материалов. И только в 1950-е гг. запустили первый цех по производству диоксида титана. Производство этого пигмента в Челябинске было прекращено в начале 1990-х годов. Под Свердловским трактом между этими заводами был проложен туннель, по которому серная кислота с цинкового завода поступала в цех по производству диоксида титана.

 

 

Фотография из архива НПФ «Оксид»

 

За надземным переходом через Свердловский тракт справа мы видим открытый склад цинкового концентрата, предназначенного для получения цинка. Челябинский цинковый завод начали строить в Челябинске в 1930 г., а первая продукция была получена в 1935 г. В настоящее время – это крупнейшее предприятие по получению цинка высокой чистоты в России.

 

 

2010 год. Вид на территорию Челябинского цинкового завода.
Источник: https://chelchel-ru.livejournal.com

 

По Свердловскому тракту пересекаем мост над железной дорогой на Екатеринбург. Мост был построен в середине 1950-х годов, а железная дорога – в конце XIX века. В послевоенные годы, до строительства этого моста, трамвайная линия в сторону металлургического завода доходила из центра города до железнодорожной линии, где было устроено трамвайное кольцо. За железной дорогой было второе кольцо. Пассажиры переходили пешком через рельсы и пересаживались на другой трамвай, который и довозил до Металлургического района.

 

 

1977 год. Мост через железную дорогу на Екатеринбург.
Источник: https://chelchel-ru.livejournal.com

 

Свердловский тракт переходит в Свердловский проспект. Слева от него мы видим заброшенный стадион. На углу улиц Каховской и Володарского (ныне Комсомольский и Свердловский проспекты) в 1960-е годы на месте бывшего конного двора был построен стадион Челябинского цинкового завода. Этот стадион просуществовал до 2009 г.

 

 

1961 год. На стадионе Челябинского цинкового завода. Источник:
https://ok.ru/chelyabstarina/album/54883278520336

 

За стадионом мы пересекаем Комсомольский проспект. Эта городская магистраль в новом северо-западном районе была сразу задумана как проспект. И не только по названию, но и по ширине. Правда, особенно широким этот проспект становится только к западу от улицы Чайковского.

 

 

1977 год. Комсомольский проспект. Источник:
https://ok.ru/chelyabstarina/album/54936160829456

 

Следующий перекрёсток – Свердловского проспекта и улицы Островского. Во второй половине XIX века в районе нынешних улиц Островского и Каслинской, проспектов Победы и Свердловского было основано первое Успенское кладбище, захоронения на котором осуществлялись до конца 1920- х гг. Ближе к Свердловского проспекту были мусульманские захоронения, восточнее – православное кладбище. Была там и Успенская церковь, от которой не сохранилось ничего, кроме единственной фотографии.

 

 

Успенская церковь. Реконструкция из книги «Православные храмы Челябинска».
Челябинск, 2015.

 

Далее мы приближаемся к одной из самых длинных магистралей города – проспекту Победы. Такое название было присвоено бывшей улице Солнечной в 1965 году.

 

 

1960-е годы. Проспект Победы. Вид на восток со Свердловского проспекта. Источник:
https://ok.ru/chelyabstarina/album/54869164818448/771523093776

 

К юго-западу от перекрёстка проспекта Победы со Свердловским проспектом находится территория так называемых «Красных казарм». В начале ХХ века в Челябинске у вокзала были построены казармы войскового остановочного пункта. В 1913-1914 гг. на одном из самых высоких мест Челябинска были сооружены 7 двухэтажных зданий для размещения солдат 196-го Инсарского полка (полк участвовал в русско-японской войне). Казармы войскового остановочного пункта и Заречные казармы, сложенные из красного кирпича, стали называть Красными, а покрытую известковым раствором, городскую – Белой. В 1941-1947 гг. к северу от «Красных казарм» в Заречье (ныне учебный центр автомобильного училища), примерно до нынешнего проспекта Победы располагалась школа авиатехников. А в 1920-е годы на этом месте было стрельбище.

 

 

Начало 2000-х годов. Территория бывших «Красных казарм». Источник:
https://ok.ru/chelyabstarina/album/54941996154896/868794623504

 

К востоку от Свердловского проспекта находится здание торгового центра, которое уникально по своей архитектуре и возведено по проекту Московского института “Гипроторг” трестом “Челябметаллургстрой”. Основной объем представляет собой большепролетный купол в виде сборно‑монолитной предварительно напряжённой железобетонной пологой оболочки, которая по контуру опирается на круглые колонны с шагом 6 м. Возникающие в куполе температурные напряжения гасят 4 угловые опоры, способные смещаться в горизонтальных направлениях. Площадь купола более 1 га, вес свыше 5 тыс. тонн. Купол (высшая точка находится на высоте 21 м) как бы парит в воздухе.

 

 

1976 год. Источник: https://ok.ru/chelyabstarina/album/54884784537616

 

Мы снова пересекаем реку Миасс. Слева находится здание дворца спорта «Юность», а справа – здание бывшей мельницы Алексея Кузнецова. Здание мельницы построено почти 115 лет тому назад и до сих пор используется по своему прямому назначению.

 

 

 

Дворец спорта «Юность» был открыт в ноябре 1967 г. Дворец был построен за рекордные 11 месяцев по немного изменённому проекту “Спортивный и киноконцертный зал на 6000 мест” (“Белгоспроект”, архитекторы С. Филимонов, В. Коржевский и В. Малышев), который был разработан и первоначально осуществлен в Минске.

 

 

1968 год. Источник: https://ok.ru/chelyabstarina/album/54871724851216

 

По Свердловскому проспекту поднимаемся от реки Миасс вверх. Слева расположен детский парк «Алое поле». В 1881 году на месте нынешнего парка «Алое поле» была заложена Александровская часовня в память об убиенном народовольцами императоре Александре II. Площадь стала называться Александровской, на неё перенесли ярмарочный торг, были построены ярмарочные лавки, приносившие доход в городскую казну. 22 июня 1907 года на месте недостроенной часовни была заложена Александро-Невская церковь, которая начала действовать как приходской храм с 1911 года. Современные границы площадь обрела ещё до революции. С запада ее ограничили дроболитейный завод Мартынова и К°, чаеразвесочная фабрика "В. Высоцкий и Ко."; с юга, севера и востока – жилые кварталы . Современное название площадь получила 1 мая 1920 года. Согласно одной из версий оно возникло якобы после событий 1905 года, когда казаками была разогнана демонстрация революционно настроенных рабочих. Однако эта версия не подтверждается документами. В советское время эта площадь неоднократно переименовывалось. В январе 1924 года было решено построить памятник В.И. Ленину, а площадь вскоре получила его имя. Сейчас здесь находятся также Дворец пионеров и школьников, памятник «Орлёнок», памятники пионерам-героям и памятник разведчику Ахмерову.

 

 

1990-е годы. Алое поле. Источник:
https://ok.ru/chelyabstarina/album/54893459079184/772142054672

 

Проехав мимо Алого поля мы поворачиваем направо на проспект Ленина, ранее в этом месте называвшийся улицами Спартака, Сербской и Болгарской. За перекрёстком проспекта Ленина и улицы Володарского под проспектом Ленина протекает река Челябка, которая ранее вытекала из ныне засыпанного болота у бывшей гостиницы “Турист”. Современный исток находится в районе Челябинского гидрометеоцентра. Длина реки 6,2 км. В районе ул. Энгельса река Челябка пересекала пр. Ленина и по ул. Володарского текла к Миассу. На всем протяжении сейчас река заключена в коллектор, ее устье на берегу Миасса обозначено двумя бетонными кольцами восточнее моста по Свердловскому проспекту.

 

 

1996 год. Устье реки Челябки. Фото А. Скорикова. Из фонда ЦИКНЧ

 

К югу от проспекта Ленина в районе улиц Тернопольской, Энтузиастов, Витебской находился так называемый «Второй городок МВД» или «Барачный город». Бараки здесь появились ещё в 1930-е гг., а последние из них снесли уже в 1970-е гг. Жили здесь, в основном, семьи сотрудников НКВД, КГБ и МВД.

 

 

1970-е годы. Остатки барачного городка МВД. Фотография из фонда Государственного исторического музея Южного Урала

 

Далее мы въезжаем на территорию самого большого учебного заведения Челябинской области – ЮУрГУ. В августе 1942 года в Челябинск был эвакуирован Сталинградский механический институт. В 1943 году осуществлён первый набор нового Челябинского механико-машиностроительного института, который в 1953 г. ЧММИ переименован в Челябинский политехнический институт (ЧПИ). В 1952 году был утверждён проект Евгения Александрова, по которому здание ЧПИ (сейчас ЮУрГУ) – высотка, которую должен венчать шпиль. К 1957 г. возвели семь этажей центральной части. В это время ЦК КПСС начал борьбу с архитектурными излишествами. В урезанном виде главный корпус института был достроен к 1960-1961 гг. Первоначальный проект реализовали только к 2004 г.

 

 

2003 год. Главное здание ЮУрГУ. Источник:
https://ok.ru/chelyabstarina/album/54866704072720

 

Завершаем мы наше путешествие у Парка культуры и отдыха им. Гагарина, который был образован в 1934 г. в лесопарковой зоне Челябинска. В послевоенные годы в каменоломнях, заполненных водой, для любителей летней рыбалки разводились пескари и карпы, был организован прокат лодок и водных велосипедов (катамаранов). Парк имени Гагарина – это часть городского бора - ботанического памятника природы областного значения. Расположен на правом берегу р. Миасс в черте города. Первые подробные описания этого бора появились в 1905 г. Рельеф всхолмленный, с отдельными сопками высотой 8–15 м. Во многих местах наблюдаются выходы гранитов. Есть несколько довольно живописных искусственных водоемов в бывших каменоломнях. Зеленый массив бора представлен в основном сосновыми породами (91,4%) с примесью березы бородавчатой и пушистой, осины и ольхи. До начала 1980-х гг. здесь можно было встретить лосей, а белки живут и сейчас.

 

 

1970-е годы. Вид на парк имени Гагарина. Источник:
https://ok.ru/chelyabstarina/album/54864047046672

 

Конец экскурсии.

 

Обратное направление

 

Путь следования экскурсионного автобуса: от проспекта Ленина до улицы 60-летия Октября

 

Путешествие начинается на территории крупнейшего высшего учебного заведения Челябинска и Челябинской области и заканчивается у одного из крупнейших в стране металлургических заводов

 

Наше путешествие начинается у памятника Курчатову — памятника знаменитому академику-ядерщику, который был открыт в 1986 году к 250-летию Челябинска на вновь созданной площади Науки около здания Южно-Уральского государственного университета по заказу челябинского горисполкома, председателем которого в то время был Пётр Сумин. С 2014 года памятник включен в единый реестр объектов культурного наследия Российской Федерации.

 

 

1986 год. Источник: https://ok.ru/chelyabstarina/album/54859039768592

 

Далее наш путь продолжается по проспекту Ленина, одному из главных проспектов Челябинска. Окончательное формирование этого проспекта завершилось всего полвека тому назад. Именно тогда были построены очередные корпуса Челябинского политехнического института (ныне ЮУрГу). В одном из этих корпусов, который мы видим справа, работал Михаил Фёдорович Балжи. 23 июня 1943 года Балжи был назначен заместителем главного конструктора Танкограда. Михаил Федорович участвовал в разработке проекта и руководил постановкой на производство нового тяжелого танка - ИС (Иосиф Сталин). История создания ИС-3 стала настоящей легендой. В августе 1944 года Михаилу Федоровичу впервые за годы войны дали десятидневный отпуск на заводскую дачу. Внимание Балжи привлекла обычная... мыльница. Он подумал: "Вот таким должен быть профиль башни - низкий, слегка приплюснутый, полусферический". Так закончился отпуск Михаила Федоровича, началась работа над новой машиной. В 1956 году американский журнал "Милитари ревю" писал: «Советский тяжелый танк ИС-3… имеет исключительно низкий силуэт... Созданный советскими конструкторами ИС-3 представляет собой выдающийся танк...»

 

 

1970-е годы. Источник: Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР. Челябинская область М., 1986 – с. 42

 

На нашем пути встречается ещё одно высшее учебное заведение – справа мы видим одно из зданий Южно-Ура́льского госуда́рственного агра́рного университе́ат. Он был основан в мае 1930 года как Уральский институт индустриального земледелия и был первым высшим учебным заведением города.

 

 

1960-е годы. Источник: https://ok.ru/chelyabstarina/album/54866704072720

 

Затем мы подъезжаем к перекрёстку проспекта Ленина и улицы Энгельса. В 2005 году в Челябинске на фасаде дома (мы его видим справа), в котором с 1966 по 1973 годы жил Герой Советского Союза Николай Лобырин, в память о нём установлена мемориальная доска. В боях 2-3 октября 1943 года на плацдарме за удержание важной в тактическом отношении высоты с отметкой «122,2» воины-десантники под командованием гвардии старшего лейтенанта Лобырина отразили шесть вражеских контратак. В этих кровопролитных боях на правом берегу Днепра офицер-десантник Николай Лобырин показал себя умелым и отважным командиром. Он лично подбил три танка (два средних и один тяжелый) противника и уничтожил 61 фашиста.

 

 

Мемориальная доска на фасаде дома по пр. Ленина, 71а.
Источник: http://www.warheroes.ru

 

Мы проезжаем дальше мимо здания ещё одного из крупнейших высших учебных заведений города - Ю́жно-Ура́льского госуда́рственного гуманита́рно-педагоги́ческого университе́ат, который был основан в 1934 как педагогический институт. В годы Великой Отечественной войны в этом здании располагался один из цехов завода №541 – предприятия по производству патронов.

 

 

Строительство главного здания пединститута. 1936 г.
Источник: https://ok.ru/chelyabstarina/album/54866704072720

 

За зданием педагогического университета мы поворачиваем налево на Свердловский проспект, который долгие годы назывался в этом месте улицей Лесной. Слева по нашему пути примерно напротив храма Александра Невского до 1977 года высилась вышка дроболитейного завода. Этот завод был основан предпринимателем Мартыновым в 1911-1912 годы. Завод производил около 30 тысяч пудов дроби, снабжая ею Урало-Сибирский регион. Завод находился в управлении у Мартынова и после революции, в период НЭПа – с осени 1921 года (в компании с Комольцевым), а в 1925 году перешел в арендное пользование товарищества “Дроболит”. В конце 1920-х годов завод стал государственным. При сносе завода был обнаружен клад, состоящий из лома столового серебра и монет. Предполагается, что это был тайник советского времени – на заводе нелегально переплавляли золото и серебро, но не успели извлечь лом из тайника. Остатки этого лома из клада-тайника хранятся в фондах Государственного исторического музея Южного Урала.

 

 

Дроболитейный завод на улице Коммуны. Фото М. Петрова. 1976 год. Из фонда Государственного исторического музея Южного Урала

 

Спускаясь по Свердловскому проспекту к реке Миасс мы видим справа здание дворца спорта «Юность». Место, где предполагалось построить спортивный дворец, было болотистое и предварительно земснаряд намывал песок на место будущего строительства, при этом одновременно углубляя русло реки Миасс. Это историческое болото (улицу Красную ранее назвали Болотной) было одной из причин основания крепости в 1736 году, так как болотистая местность была естественной защитой крепости с запада.

 

 

1963 год. Работа земснаряда на реке Миасс. Фотография из фонда Государственного исторического музея Южного Урала

 

Пересекаем реку Миасс по мосту, который строили почти десять лет – с конца 1950-х годов до конца 1960-х годов. На левом берегу реки Миасс – район Заречья. Дома в этой части города появились вскоре после основания крепости – в середине 18-го века. В Заречье была и одна из первых церквей города – Троицкая – сначала деревянная, потом каменная, а в начале ХХ века была построена новая каменная, которая и сохранилась до наших дней.

 

 

Первое каменное здание Троицкой церкви. Конец XIX века. Фотография из фонда Государственного исторического музея Южного Урала

 

За рекой поднимаемся вверх по Свердловскому проспекту, до революции в Заречье это был Западный бульвар, а в советское время до конца 1960-х годов – улица Володарского. Поднимаемся мы на так называемую Семёновскую горку – одну из возвышенностей в центре Челябинска. На склоне этой Семёновской горки и был построен Семёновский или Симеоновский храм. Построен он был на краю зареченского кладбища в качестве кладбищенской церкви. Но пока церковь строили, кладбище закрыли. Симеоновский храм был единственным в советское время, где богослужения не прекращались.

 

 

Из книги «Старый Челябинск в открытках и фотографиях». Челябинск, 2008 г.

 

Самая высокая точка Семёновской горки – на пересечении Свердловского проспекта и проспекта Победы . На территории нынешнего Челябинска известно 5 топонимов со словом "горка", а именно, с севера на юг: Соколиная, Пугачевская, Семёновская (Симеоновская), Золотая (она же Лысая) и Каменная горка, ныне исчезнувшая и на местности явно неидентифицируемая. Причем большинство из них расположены в непосредственной близости от реки Миасс. Высота Симеоновской (Семеновской) горки - 245 м.

 

1977 год. Самая высокая точка Семёновской горки на пересечении проспекта Победы и Свердловского проспекта. Источник: https://chelchel-ru.livejournal.com

 

С Семёновской горки мы спускаемся по Свердловскому проспекту вниз и пересекаем улицу имени Николая Островского. Эта улица появилась на карте города почти 80 лет тому назад и сразу была названа в память о Никола́е Алексе́евиче Остро́вском (сентябрь 1904 года - декабрь 1936 года) — советском писателе, авторе знаменитого романа «Как закалялась сталь».

 

 

Николай Островский в форме бригадного комиссара (январь 1936). Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Островский,_Николай_Алексеевич

 

Далее на нашем пути ещё один проспект – Комсомольский. Хотя комсомол уже давно прекратил своё существование, но в городе сохранилось много названий мест, связанных с этой молодёжной организацией. Комсомольская площадь, две Комсомольских улицы (около вокзала и в посёлке Новосинеглазово). До сих пор выходит газета «Комсомольская правда» и вещает радио «Комсомольская правда».

 

 

1977 год. Пересечение Комсомольского и Свердловского проспектов. Источник:
https://chelchel-ru.livejournal.com

 

Мы подъезжаем к мосту через железную дорогу на Екатеринбург. Эта дорога была построена в середине 1890-х годов и называлась Пермской, так как связывала Челябинск, Екатеринбург и Пермь. А Пермь до революции была центром Пермской губернии, в состав которой входил Екатеринбург. Челябинск тогда был уездным городом Оренбургской губернии.

 

 

1977 год. Мост через железную дорогу на Екатеринбург.
Источник: https://chelchel-ru.livejournal.com

 

К северу от железной дороги на Екатеринбург начинается Свердловский тракт. До конца 18-го века по этой дороге ехали не только в Екатеринбург, но и в Уфу – через Касли, Кыштым, Миасс и Златоуст. Хорошо знакомого нам Уфимского тракта тогда не существовало. Не было в ту сторону дорог. Поэтому и были спокойны основатели Челябинской крепости – с юга напасть на неё было сложно. Бездорожье и леса.

 

 

1970-е годы. Свердловский тракт. Источник: https://chelchel-ru.livejournal.com

 

Далее на нашем пути слева территория цинкового завода. Этот завод успешно работает и pазвивается и в настоящее время. А справа – территория бывшего лакокрасочного завода. Фактически из множества цехов когда-то крупного лакокрасочного предприятия города и даже страны осталось только два. Небольшой лакокрасочный – что-то о нём в последние годы почти не слышно. И цех по производству так называемых цинковых белил – оксида цинка. Этот белый порошок используется в настоящее время в основном в качестве очень важной добавки при производстве автомобильных шин. Он позволяет резко ускорить процесс вулканизации – процесс превращения каучука в плотную и крепкую резину. Цех по производству цинковых белил был построен в годы Великой Отечественной войны в помещении предполагаемой котельной, где он находится и до сих пор.

 

 

Цех по производству цинковых белил. Из архива НПФ «Оксид»

 

За территориями заводов к западу от Свердловского тракта находится Успенское кладбище. Захоронения умерших от ран воинов на Успенском кладбище производились с июля 1941 года по 1945 год. В мае 1975 года, к 30-летию Победы в так называемом "больничном" квартале Успенского кладбища, где находятся 53 могилы участников войны (имена и фамилии которых известны), умерших в госпиталях, был установлен памятник «Воин-победитель», созданный скульптором Виталием Зайковым и архитектором Юрием Казаковым. Этот памятник получил народное название «Солдат с автоматом». Памятник был изготовлен из кованой меди. В 2000-е годы на скульптуру из кованой меди неоднократно покушались вандалы. После этого работники МАУ «Мемориал-сервис» (по некоторым данным, без уведомления городских властей) перенесли скульптуру на территорию ЧВВАКУШ. Вскоре произошли две серьёзные аварии с лётчиками военного подразделения, разместившегося на аэродроме Шагол. Безусловно это было случайным совпадением, но руководство было вынуждено демонтировать памятник. Городские власти к 70-летию победы над фашисткой Германией всё-таки вернули памятник на прежнее место, но уже в бетонном варианте…

 

 

1975 г. Открытие памятника у братских могил Успенского кладбища.
Фотография из фонда Центра историко-культурного наследия Челябинска

 

То ли справа, то ли слева от Свердловского тракта находится Пугачевская горка - название историческое, и происходили в этих местах важные события. Высота - 257 м (на территории Успенского кладбища). Однако же, некоторые краеведы считают, что "Пугачевская гора скрыта теперь отвалом ЧЭМК, поскольку находилась на правом берегу Миасса". Где истина? Утверждается, что в начале 1774 в Першине обосновался отряд под командованием Ивана Грязнова, сподвижника Емельяна Пугачёва, 1 февраля 1774 возле Першина состоялось сражение отряда с правительственными войсками под командованием генерала Деколонга. В память об этих событиях возвышенность к юго-западу от пос. Першино и носит имя Пугачевой (Пугачевской) Горки. Во время Гражданской войны решающий бой начался на Пугачёвской Горке, как раз в том месте, где за полтора века до этих событий пугачёвские казаки сражались с войсками генерала Деколонга.

 

 

Пугачёвский отряд. Источник: http://perevalnext.ru/bunt-na-krovi-emelyan-pugachev/

 

За Пугачёвскими горками (то ли справа, то ли слева) мы сворачиваем направо на улицу Черкасскую. В советские годы остановка на этом перекрёстки называлась «Поворот Бакала». Это в память о строительстве Бакальского металлургического завода (ныне Челябинского металлургического завода), так как планировали использовать руду из месторождения около Бакала. При поездке на автобусе до поворота Бакала в советские годы билет стоил 6 копеек, а если нужно было ехать дальше в Металлургический район, то приходилось доплачивать ещё 6 копеек, то есть всего 12 копеек.

 

 

1977 год. Поворот Бакала. Источник: https://chelchel-ru.livejournal.com

 

Когда был построен первый мост через реку Миасс в Металлургический район, точных сведений нет. Известно только, что мост, построенный в годы войны, был изначально деревянный. Примерно в 1942 году в то место начали привозить пленных немцев, для строительства Бакальского металлургического завода . Соответственно, рядом с таким гигантом был построен рабочий посёлок Бакал (ныне район магазина «Утёс» и улицы Комаровского).

 

 

1950-е годы. Источник: https://ok.ru/chelyabstarina/album/55131454832656

 

На въезде в Металлургический район Челябинска, справа от улицы Черкасской находится посёлок Першино — старинное поселение, известное с 1743, а с 1843 — как казачий посёлок. Именовано по родине первопоселенцев. На картах 19 века обозначено по правую сторону от почтового тракта Челябинск–Екатеринбург в 5 верстах от города. В начале 19 века в поселке было 42 двора, 290 жителей (казаков – 44, крестьян – 246); в 1866 году – 91 двор, 475 жителей, построена часовня; в 1900 году – 781 жителей, открылась школа, построены 2 водяные мельницы; в 1916 году – 1090 жителей; в 1926 году – 788 жителей. С 1943 года посёлок входит в состав Челябинска.

 

 

2009 год. Вид на Першино. Фото Ю. Латышева

 

Далее улица Черкасская пересекает улицу Комаровского. В октябре 1941 года была сформирована 5-я сапёрная армия во главе с Александром Николавичем Комаровским (было ему тогда 35 лет), которая направлена на строительство Сталинградского оборонительного обвода. 22 января 1942 года на базе части войск 5-й сапёрной армии было сформировано управление строительства Бакалстроя — создание завода высококачественных сталей в районе Челябинска. Бакалстрой стал началом Челябинского металлургического завода. Начав строительство в окрестностях Челябинска на Першинской площадке с колышка в поле, Комаровский силами трудмобилизованных немцев добился уже 19 апреля 1943 года первой плавки Челябинского металлургического завода. Под его началом на стройке работало в 1944 году свыше 44 000 человек.

 

 

Александр Комаровский. Источник:
http://archive74.ru/sites/default/files/vystavka/chms.html

 

С улицы Черкасской мы поворачиваем направо на Шоссе Металлургов. Слева от нас – Центральный клуб. Первоначально назывался просто "клуб ЧМС" (Клуб треста Челябметаллургстрой). Построен в 1945 (архитекторы Я. Скуратовский и А. Гуревич). Перед фасадом клуба раньше стоял другой памятник Ленину, обращённый лицом в сторону комбината. Современный памятник был установлен в 1984 году.

 

 

Памятник Ленину у Центрального клуба. Источник: https://chelchel-ru.livejournal.com

 

Короткий путь по Шоссе Металлургов и поворот налево на улицу Румянцева. Слева – большая территория городской больницы №6. Эта больница функционирует с 1943 года. Первоначально больница была основана как медсанчасть Челябинского металлургического завода, а позднее реорганизована в больницу. В настоящее время ГКБ №6 является одним из крупнейших многопрофильным медицинских учреждений города, в составе которого функционирует несколько подразделений: круглосуточный стационар, родильный дом, женская консультация, поликлиника, 7 медицинских центров: Нефрологический центр, Ожоговый центр, Перинатальный центр, Центр УЗИ и эндоскопической хирургии, Центр патологии беременности и бесплодия, Центр бронхиальной астмы, Городская СПИД-лаборатория.

 

 

Городская больница №6. Источник: https://ok.ru/chelyabstarina/album/55279764242448

 

Двигаясь по улице Румянцева, мы пересекаем улицу Богдана Хмельницкого. Зино́вий Богда́н Миха́йлович Хмельни́цкий (декабрь 1595 года - август 1657 года) — гетман Войска Запорожского, украинский полководец, политический и государственный деятель. Предводитель казацкого восстания, в результате которого Запорожская Сечь, Левобережье Днепра, а также Киев окончательно отложились от Речи Посполитой и вошли в состав Русского государства. По утверждению известного историка Г. В. Вернадского, Хмельницкий был человеком среднего роста и крепкого телосложения. Характер у Хмельницкого был несколько неуравновешенным — периоды времени, когда Хмельницкий был активным, твердым и властным, внезапно сменялись периодами, когда Хмельницкий становился сонным и усталым. Стратегические и тактические дарования Богдана проявлялись в тщательном планировании всей военной кампании. Однако, он мог пренебрегать разработкой незначительных операций.

 

 

Богдан Хмельницкий. Источник:
https://24smi.org/celebrity/photo/16389-bogdan-khmelnitskii/310443/

 

С улицы Румянцева мы поворачиваем направо и продолжаем наш путь по улице имени 60-летия Октября. Любовь к названиям улиц, кинотеатров и т.п. с цифрами была особенно сильной в советское время: улицы имени 40-летия Октября, 40-летия Победы, кинотеатры имени 25-летия Октября, 27-летия РККА, 30-летия ВЛКСМ и т.д. Но в новой России что-то подобное появляется. Например, в 2006 году в Челябинске появилась улица 250-летия Челябинска.

 

 

Источник: https://yandex.ru/maps/56/chelyabinsk/

 

Справа мы видим парк имени Тищенко. В этом парке в советское время находился памятник Кирову. Памятников Кирову в Челябинске было много, почти десяток. Наиболее известный - около главпочтамта. Киров без фуражки, с поднятой рукой. Но, оказывается, это был лишь один из пяти одинаковых челябинских памятников Кирову (в том числе и в парке Тищенко), так называемого массового производства. На 1 сентября 1968 года, кроме этих памятников Кирову, были учтены ещё два других также одинаковых памятника, где Киров изображён в длинном пальто, руки в карманах. А около школы по ул. Береговой, 99 был установлен бюст Кирова массового производства. Все эти памятники были гипсовыми или бетонными. Последний и единственный оригинальный памятник Кирову в Челябинске был установлен в июле 1985 г. около заводоуправления цинкового завода.

 

 

1974 год. Источник: https://ok.ru/chelyabstarina/album/54895131885584

 

Далее мы пересекаем улицу Дегтярёва. Васи́лий Алексе́евич Дегтярёв (декабрь 1879 года — январь 1949 года) — русский и советский конструктор стрелкового оружия. Герой Социалистического Труда, генерал-майор инженерно-артиллерийской службы. Лауреат четырёх Сталинских премий. С 1918 года В. А. Дегтярёв возглавил опытную мастерскую оружейного завода, а затем проектно-конструкторское бюро автоматического стрелкового оружия, организованное В. Г. Фёдоровым в городе Ковров. В 1924 году начал работу по созданию первого образца 7,62-мм ручного пулемёта, принятого на вооружение в 1927 под названием ДП (Дегтярева пехотный). На базе ручного пулемёта были созданы затем авиационные пулемёты ДА и ДА -2, танковый пулемёт ДТ, ротный пулемет РП-46. В 1934 году был принят на вооружение пистолет-пулемёт Дегтярёва ППД-34, впоследствии получивший развитие в моделях ППД-38 и ППД-40. В 1930 году Дегтярёв разработал 12,7-мм крупнокалиберный пулемёт ДК, который после усовершенствования Г. С. Шпагиным в 1938 году получил название ДШК. В 1939 году на вооружение поступил станковый пулемёт системы Дегтярёва ДС-39. Во время Великой Отечественной войны им были разработаны и переданы в войска 14,5-мм противотанковое ружьё ПТРД и ручной пулемёт образца 1944 (РПД) под 7,62-мм патрон образца 1943 года.

 

 

Источник:
https://infourok.ru/klassnyy_chas_v_4_klasse_na_temu_konstruktory_sovetskogo_oruzhiya -370612.htm

 

На улице Дегтярева, 57а находится дом, в котором жил художник Пруцких. В 1954 году по приглашению Челябинского отделения Союза художников СССР Александр Пруцких приехал в Челябинск, где и оставался до последних дней жизни. Но Александр Семёнович и раньше был в Челябинске. В 1941−1947 годы Александр Пруцких жил и работал в Челябинске. Создал ряд политических плакатов, скульптурных композиций на темы Гражданской и Великой Отечественной войн. В Челябинске в 1977 году состоялась персональная выставка художника. Произведения Александра Пруцких представлены в собраниях музеев страны, в том числе: в Государственной Третьяковской галереи, Государственном Русском музее, музее-заповеднике в селе Михайловском, Челябинском государственном музее изобразительных искусств. Однако местонахождение многих работ Александра Семёновича Пруцких, в том числе оставленных в блокадном Ленинграде, неизвестно.

 

 

2013 год. Ул. Дегтярёва, 57а. Дом, где жил Пруцких. Фото Ю. Латышева

 

Наше путешествие заканчивается у Челябинского металлургического комбината. Лучше всего с историей этого завода познакомиться в его музее. Он находится в пяти минутах пешком от нашего конечного пункта путешествия. В музее огромная экспозиция, занимающая целый этаж совсем не маленького сталинского здания. На одном из стендов интереснейшие снимки, посвящённые визиту Серго Орджоникидзе за завод ферросплавов. Транспаранты слева: "5 месяцев 1933 года - мы принесли государству 260 тысяч рублей убытку . В июне - покрыли только 30 тысяч. Дадим государству 230 тысяч в 3-ем квартале!", "Чистка партии - могучее орудие дальнейшего укрепления большевистских рядов." Целая галерея залов подробно рассказывает о производственных процессах, работающих сегодня на комбинате. Помимо фотографий и схем, много действующих макетов.

 

 

2010 год. Музей истории ЧМК. Фото Е. Клавдиенко

 

Конец экскурсии.