экскурсионный маршрут "Передовой" - Мамина - АМЗ

 

 Путь следования экскурсионного автобуса: улица Мамина, улица Хохрякова, улица Кулибина, улица Танкистов, проспект Ленина, улица Свободы, улица Степана Разина, улица Доватора, улица Воровского, улица Блюхера, улица Кузнецова, улица Трактовая.

 

 Наше путешествие начинается у окраины старейших садоводческих товариществ Челябинска – «Тракторосад-1» и «Тракторосад-2». Эти сады были образованы работниками ЧТЗ в 1948 году. К середине 1950-х годов эти сады считались крупнейшими в СССР среди коллективных любительских плодово-ягодных садов. В настоящее время около 4300 участков занимают площадь почти в 250 гектаров. На территории этих садов имеются 4 фруктохранилища и пасека.

 

 Далее мы проезжаем по улице Мамина. Эта улица возникла в 1952 году и до 1982 года называлась Восходящей. Затем она была переименована в честь Якова Васильевича Мамина. В конце XIX века Яков Мамин поступил в мастерскую Блинова – изобретателя первого русского гусеничного трактора с паровым двигателем. Мамин изобрел двухлемешный плуг, за что получил в 1893 году малую серебряная медаль на выставке в Саратове, а затем - пожарный насос, награждённый медалью на выставке в Пензе. Позже Мамин открыл свою мастерскую и в 1906 году стал изобретателем первого в мире бескомпрессорного двигателя высокого сжатия “Русский дизель”, работающего на нефте, на базе которого им же был в 1910 году создан колесный трактор “Карлик”, известный затем как “Русский трактор”. В 1915 году он сконструировал новый трактор “Гном”,который начали производить в 1917 году. Мамин приехал в приехал в Челябинск в 1937 году, работал в ЧИМЭСХ, в 1939 году создал модель газогенератора, работающего на соломе, изобрел работомер для механического учета и контроля работы трактора.

 

Затем мы пересекаем улицу Вязовую. По одной версии, улица названа в 1937 году в честь рабочего посёлка Вязовой при узловой станции Южно-Уральской железной дороги, возникшей в 1890 году. Но, скорее всего, улица была названа по растущим на ней в те годы вязам.

 

Двигаясь дальше по улице Мамина мы видим, как справа по нашему движению к ней подходит улица Вторая Щербаковская. Рядом есть также Первая Щербаковская и Третья Щербаковская, но проезд с них на улицу Мамина невозможен из парковок и хозпостроек. По версии краеведа Поздеева, эти улицы названы в ноябре 1957 года в честь города Щербакова в Ярославской области. Но ещё в октябре 1957 году город Щербаков вновь стал городом Рыбинском. Скорее всего, улицы так назвали в честь советского партийного деятеля Александра Щербакова, который умер от инфаркта в мае 1945 года, тогда ему было всего 44 года.

 

Подходящая также к улице Мамина справа по нашему движению улица Томская уж точно названа в честь старейшего сибирского города Томска. А началась история города с 20 января 1604 года, когда в Москву ко двору Бориса Годунова приехало посольство во главе с князем эуштинских татар Тояном с просьбой о принятии их под власть Русского царства и о возведении на реке Томи острога для защиты эуштинцев от нападений воинственных соседей — енисейских кыргызов и калмыков.

 

Затем улица Мамина плавно переходит в улицу Хохрякова. Улица названа в честь дважды Героя Советского Союза Семёна Хохрякова. Танковый батальон майора Семёна Васильевича Хохрякова освобождал города Староконстантинов и Проскуров в 1944 году, Ченстохова и Бунцлау (Болеславец) в 1945 году. Под Староконстантиновом батальон Хохрякова, в котором оставалось 4 танка, победил в бою с 25-ю танками противника, из которых экипаж Хохрякова уничтожил 3 танка. В составе армии Рыбалко под Проскуровом батальон Хохрякова, состоявший из 7 танков с приданной ему ротой автоматчиков, в бою против около 40 танков и батальона пехоты уничтожил 10 танков, 22 САУ и более 300 солдат и офицеров. В том числе сам Хохряков уничтожил 4 танка и 6 САУ. За умелое командование батальоном в боях за город Проскуров и личный героизм удостоен звания Героя Советского Союза. Особенно блистательная военная операция была проведена комбатом Хохряковым под городом Ченстоховом, когда его батальон, пройдя с боями более 200 километров и освободив этот польский город от фашистов, открыл путь основным силам Советской Армии на территорию гитлеровской Германии». За подвиги, совершённые при форсировании рек Нида, Пилица, Варта и в боях за город Ченстохова, награждён второй медалью «Золотая Звезда». Погиб в бою у села Гари на территории Германии, близ Котбуса, примерно в 100 км от Берлина 17 апреля 1945 года во время Котбус-Потсдамской операции.

 

Слева по нашему пути движения по улице Хохрякова виден берег Первого озера. В естественном состоянии озеро имело незначительные размеры, было соленым, в засушливые годы высыхало до дна. В 1930-е годы. в озеро Первое начали сбрасывать промышленные стоки. Во избежание переполнения озера в 1958 году был прорыт сбросный канал в реку Миасс, который регулярно использовался до 1984 года. Это озеро и в настоящее время используется как доразбавитель недостаточно очищенных промышленных стоков. Доля сточных вод в водном балансе озера достигает 86%. Площадь озера - 18,7 кв. км, максимальная глубина - 10,5 м, средняя - 7,7 м. Популярность озеру среди горожан придают многочисленные песчаные пляжи, обилие рыбы (в озере водятся окунь, плотва, ерш, карась, пелядь).

 

Затем мы подъезжаем к очень интересному перекрёстку. Справа по нашему движению подходит улица Чоппа, а слева – проспект Виктора Давыдова. Рассказ о Викторе Давыдове мы оставим до лучших времён, а вот что известно о Чоппе, в честь которого названа одна из улиц Челябинска. Чопп Эмилий Михайлович родился в городе Сень (Австро-Венгрия).В 1912 году вступил в Австро-Венгерскую армию. С 1915года служил в Сербском корпусе на стороне Антанты. 25 мая 1917 года Чопп был приговорен к смертной казни из-за отказа воевать на стороне империалистов. Избежав расстрела, Чопп воевал на Украине вместе с советскими войсками. Формировал отряды в Киеве и руководил ими в боях с Центральной радой и Германией. В Самаре отряд Чоппа застал выступление Чехословацкого корпуса. 7 июня 1918 года он и Ратков написали обращение к югославам в России с призывом выступить на защиту Советской власти. Сформировал 1-й Самарский интернациональный полк, которым командовал на Восточном фронте и под Петроградом в 1918–1919 годы. В 1920-х годах командир батальона ЧОН в Челябинске. В 1928 году окончил Челябинскую Совпартшколу 2-й ступени. С 1928 начальник милиции Челябинского округа, уголовного розыска Челябинска. С 1938 года по 1940 год содержался под стражей по обвинению в шпионаже. Реабилитирован. После возвращения в Челябинск работал с пионерами и молодежью. Умер в 1969 году.

 

С улицы Хохрякова мы поворачиваем направо на улицу Кулибина. Так эту улицу назвали в 1952 году. Ива́н Петро́вич Кули́бин (1735 – 1818 годы) — русский механик-изобретатель из мещан, прозванный «нижегородским Архимедом». В юношеском возрасте Иван Кулибин обучился слесарному, токарному и часовому делу. В 1764—1767 годах Кулибин изготовил уникальные карманные часы. В их корпусе помимо собственного часового механизма помещались ещё и механизм часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводивший несколько мелодий, и сложный механизм крошечного театра-автомата с подвижными фигурками. К 1772 году Кулибин разработал несколько проектов 298-метрового одноарочного моста через Неву с деревянными решётчатыми фермами. Он построил и испытал большую модель такого моста, впервые в практике мостостроения показав возможность моделирования мостовых конструкций. В последующие годы Кулибин изобрел и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов. Среди них — фонарь-прожектор с параболическим отражателем из мельчайших зеркал, речное судно с вододействующим двигателем, передвигающееся против течения (водоход), механический экипаж с педальным приводом, усовершенствовал шлифовку стёкол для оптических приборов.Подавляющее большинство изобретений Кулибина, возможность использования которых подтвердило наше время, тогда не было реализовано. Диковинные автоматы, забавные игрушки, хитроумные фейерверки для высокородной толпы — лишь это впечатляло современников.

 

Следующий поворот – уже налево, на улицу Танкистов. С 1937 г. в Челябинске существовало несколько улиц Танкистов. И это понятно: если в городе производили танки да ещё были созданы добровольческие танковые бригады, то должна была быть и улица Танкистов. Данная улица сформировалась и получила современное название в 1975 г.

 

По улице Танкистов мы приближаемся к перекрёстку с улицей Салютной. Улицу так назвали вскоре после победы в Великой Отечественной войне. Естественно, что улица Салютная проходит вдоль Сада Победы. Парк «Сад Победы» появился в начале 1930-х гг. одновременно со строительством завода ЧТЗ на месте естественной березовой рощи. Общая его площадь 19,5 га. Первоначально у сада не было определенного названия. Некоторые называли его садом тракторного завода, другие – садом соцгорода ЧТЗ, а в «Справочнике милиционера» за 1957 год он значится как «Парк ЧТЗ».В 1945 году Кировским заводом при помощи всех учреждений и предприятий района предполагалось начать облагораживание парка. Однако дело это почти не продвигалось. 6 мая 1965 года Тракторозаводский райисполком в ознаменование празднования 20-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне принял решение присвоить тогда еще саду ЧТЗ новое имя – «Сад Победы».

 

Двигаясь далее к югу по улице Танкистов, мы проезжаем мимо зданий Челябинского компрессорного завода. Это предприятие основано в 1999 г., но активно развивается. Завод разместился в трех производственных корпусах общей площадью более 15 000 квадратных метров. Здесь трудятся около 300 человек. Сборочный участок ежемесячно способен собирать до 300 винтовых компрессорных установок с дизельным и электрическим приводом.

 

По улице Танкистов мы подъезжаем к проспекту Ленина. Рядом – заводоуправление Челябинского тракторного завода. 29 мая 1929 года Совет Народных Комиссаров принял постановление о строительстве тракторного завода на Урале. Производственная мощность завода была запланирована на уровне 40 тыс. тракторов в год. В качестве прототипа первого трактора был выбран американский трактор Caterpillar 60. Строительство завода осуществлялось с привлечением специалистов из США и других стран. Проектирование завода осуществлялось архитектурной фирмой «Альберт Кан Инкорпорейтед» из Детройта (США), спроектировавшей до этого Сталинградский тракторный завод (а перед этим, до Великой депрессии 1929—1933 годов — заводы Форда и другие автомобильные заводы США) знаменитого американского архитектора Альберта Кана (1869—1942). С советской стороны проектирование вели архитекторы А. С. Фисенко, В. Швецов и А. Величкин.15 мая 1933 года из ворот сборочного цеха вышел первый гусеничный трактор «Сталинец-60» (С-60). Однако официальное открытие завода состоялось 1 июня.

 

По проспекту Ленина мы двигаемся на запад. Эта часть нынешнего проспекта возникла в 1930-е годы. Тогда это было продолжение улицы Спартака. Современное название проспект получил в 1960 году.

 

Справа по нашему пути мы видим здание театра ЧТЗ, которое было построено в 1930-1933 гг. как киноклуб и было частью комплекса соцгорода ЧТЗ. Первоначальное решение здания – в формах конструктивизма. В 1948 году по проекту архитектора Леженя при сохранении основ объемно-пространственной композиции были реконструированы фасады и интерьеры в стилистике неоклассицизма. Зрительный зал был украшен барельефными портретами композиторов работы скульптора Клигера.

 

На пересечении проспекта Ленина и улицы Горького находится Комсомольская площадь, которая получила своё название в 1967 году. Здесь в 1942 году. вручали боевое знамя бойцам 97-й танковой бригады перед отправкой на фронт. В канун 20-летия Победы в Великой Отечественной войне на этой площади на постамент был водружен танк ИС-3 (Объект 703) — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны, запущенный в серийное производство в последние её дни и не успевший принять в ней участие. Это памятник труженикам Танкограда (неофициальное названия Челябинска в годы войны). В годы войны эвакуированный в Челябинск Кировский завод дал фронту 18 тысяч танков и самоходных орудий, 48,5 тысяч танковых моторов. На пьедестале высечены слова: “Уральцы, вам, чьи руки золотые ковали здесь Победу над врагом”.

 

За пересечением проспекта Ленина с улицей Артиллерийской, к северу от проспекта расположены ТРК «Горки». На месте нынешнего торгово-развлекательного комплекса ранее находился завод «Строммашина», образованный в 1942 году на базе эвакуированного из Ленинграда завода "Нефтеприбор". Тогда перед ним была поставлена задача переоборудования автомобильных бензиновых двигателей на газогенераторные и освоения производства авиабомб ФАБ-50. До 1948 года это был номерной "завод №8 Наркомата Строительных Материалов". Выпуск мирной продукции начинается уже в 1944 году - это были вибростанки для производства шлакоблоков. В послевоенные годы начинается выпуск строительной спецтехники, а также продукции военного назначения - машины для укладки аэродромных плит, тележки для перевозки ракет, топливозаправщики, передвижные комплексы для ремонта ракетной техники. После 2000 года спрос на спецтехнику для оборонки падает, предприятие испытывает серьёзные трудности. В конце 2003 года "Строммашину" поглощает "Уралтрак". Собственная территория предприятия выводится из земель промышленного производства, и в 2004 году на ней начинается строительство торгово-развлекательного комплекса "Горки".

 

Далее к западу от автомобильного и железнодорожного виадуков и справа от проспекта Ленина по нашему пути находятся здания бывшей типографии. В 1941-1944 годы на границе Центрального района у железнодорожной насыпи к северу от пр. Ленина находились склады НКВД. К ним походила специальная железнодорожная ветка. Склады окружали вышки для стрелков, окопчики с пулемётными гнёздами. В эти годы в Челябинске на хранился золотой запас Советского Союза. Позже в помещениях бывших складов разместили областную типографию.

 

За перекрёстком с улицей Третьего Интернационала к северу от проспекта Ленина в глубине квартала находится здание Центрального рынка, которое было построено в 1965 году на площади МОПРа. Именована площадь так в 1926 году в честь Международной организации помощи борцам революции, действовавшей в 1922–1947 годы. Ранее эта площадь называлась Архиерейской потому, что именно здесь находился так называемый "архиерейский дом" - двухэтажный особняк, приобретенный у некоего Крупышева для размещения Челябинского викария - церковного наместника Оренбургской епархии, назначенного в 1908 году. После революции архиерейский дом использовался как жилой и простоял до 1970-х годов.

 

Далее наш маршрут поворачивает налево на улицу Свободы. Это место знаменито тем, что в трёх кварталах к востоку от Южной площади (ныне площади Революции) напротив конного базара в 1909-1914 годы был построен Римско-католический или как его называли «Польский» костёл. В 1929 году была развернута борьба с религией и костел закрыли. Здание бывшего костёла было снесено в середине 1930-х годов. На этом месте сейчас дом по проспекту Ленина, 43. На другой стороне проспекта Ленина наискосок от места бывшего костёла перед войной было построено здание торгового назначения. В 1941 году в этом здании разместился Наркомат танковой промышленности, а в 1944 году здесь начали заниматься первые студенческие группы будущего Челябинского политехнического института. С 1949 года здание передали под филиал Челябинского универмага, а в 1966 году здесь был организован специализированный магазин «Детский мир».

 

Мы продолжаем наше путешествие на юг по улице Свободы и приближаемся к перекрёстку с улицей Плеханова. Нынешняя улица Плеханова возникла как Конный проезд на рубеже XIX-XX веков. Это и не удивительно, так рядом на углу бывшего Южного бульвара (ныне проспект Ленина) и улицы Ключевской-Водопроводной (ныне улица Свободы) находился конный базар. К 1926 году Конный проезд переименовали в Первый конный переулок, а в 1926 году – в честь Гео́ргия Валенти́новича Плеха́нова (1856 - 1918), теоретика и пропагандиста марксизма, философа, видного деятеля российского и международного социалистического движения.

 

Следующий перекрёсток по пути нашего движения – с улицей Евтеева. Эта улица также возникла на рубеже XIX-XX веков под названием «Керасинный переулок». В 1957 году бывший переулок был назван улицей Евтеева в честь участника революций 1905–1907 годов, 1917 года и Гражданской войны. Евтеев Василий Ильич (1879 – 1952) летом 1917 года был избран в состав городского Совета рабочих и солдатских депутатов, командовал отрядом Красной гвардии, образованной из железнодорожников и рабочих завода “Столль В. Г. и Ко”. В марте 1919 года назначен комиссаром 28-й дивизии, которая освобождала Екатеринбург, Ижевск, Красноуфимск и другие города Урала от колчаковцев. В 1921–1926 годы работал в Челябинске в линейном профсоюзе железнодорожников. В дальнейшем работал в Сарапуле и Свердловске на партийной и общественной работе.

 

Двигаюсь дальше в сторону вокзала на восточной стороне улицы Свободы мы можем увидеть два интересных здание. Первое из них по адресу: улица Свободы, 165 – одноэтажное каменное было построено, как минимум, ранее 1911 года. Это были дежурные комнаты паровозных бригад. Второе из них по адресу: улица Свободы, 175 – деревянное здание разной этажности построено в 1898 году для железнодорожного 2-классного мужского училища. Второй этаж надстроен после 1904 года.

 

С улицы Свободы мы переезжаем на улицу Степана Разина. Эта улица возникла в посёлке Никольской Челябинской станции на рубеже XIX-XX веков под названием «улица Никольская». После 1919 года переименована в улицу Шоссейную, а к 1926 году – в улицу Стеньки Разина, в честь донского казака, предводитель восстания 1670—1671 годов, крупнейшего в истории допетровской России. В 1938 году – это уже улица Степана Разина.

 

Следующий крутой поворот нашего путешествие – направо на улицу Доватора. Восточная часть современной улицы возникла под названием Столевская на рубеже XIX-XX веков, так как рядом находился завод «Столль и Ко». В 1923-1926 годы Столевскую переименовали в Пугачёвскую, а в 1953 – в улицу Доватора, в честь генерал-майора и Героя Советского Союза. Лев Михайлович Доватор известен успешными операциями по уничтожению войск противника в начальный период Великой Отечественной войны. 11 декабря 1941 года корпус под командованием Доватора был передислоцирован в район Кубинки и после рейда по тылам противника к 19 декабря вышел к реке Рузе. При осмотре в бинокль позиций противника перед боем генерал-майор Доватор был смертельно ранен пулемётной очередью.

 

Западнее по маршруту нашего путешествия к юго-востоку от улицы Доватора находится памятник «Катюша». Можно без преувеличения сказать, что установка в Челябинске в 1975 году легендарной "катюши" (так в годы войны называли реактивную ракетно-артиллерийскую установку БМ-13 в качестве памятника стала неожиданностью для челябинцев. Ведь вплоть до 1972 года мало кому было известно о производстве БМ-13 в нашем городе в годы Великой Отечественной войны. Оказалось, что еще летом 1941 года завод им. Колющенко получил задание начать производство БМ-13 и снарядов М-13, а в декабре 1941 года пятеро колющенцев уже получили правительственные награды за освоение выпуска "катюш". Первые машины тогда еще безымянных ракетных установок собирали на улице Труда, там, где сейчас находится одно из производственных помещений табачной фабрики (бывший гараж такси на пересечении улиц Елькина и Труда). Первые ракетные установки выпускали на сталинградских тракторах, позже на машинах "Шевроле", "Студебеккер". Каждый месяц армия получала 45 челябинских "катюш". Кроме того, за годы войны колющенцами было изготовлено свыше миллиона реактивных снарядов.

 

В квартале, ограниченном улицами Блюхера, Сулимова, Доватора и Курчатова, жилых домов очень мало, в основном учебные заведения: два техникума и два колледжа, да общежития. Застраивался квартал в середине-конце шестидесятых. До этого здесь располагалась обширная барачная территория и два квартала частной застройки. Юго-западный угол квартала находится на территории бывшего кладбища. Рядом с остановкой находится Южно-Уральский государственный колледж. Создан в 1953 году как техникум дорожного машиностроения (готовил специалистов для завода им. Колющенко). В 1966 году был переименован в Механический техникум (скорее всего, примерно в это же время было построено это здание), в 1985 - в техникум промышленной автоматики, в 1991 году - в колледж промышленной автоматики, а в октябре 2015 году в Южно-Уральский промышленный колледж.

 

Путешествие продолжаем по улице Воровского, названной в память о дипломате и литераторе Вацлаве Воровском, убитым в 1923 году в Лозанне белогвардейцем Морисом Комради. В 1938 году вводится в эксплуатацию трамвайная линия (маршрут №6) от улицы Труда по улице Лесной (ныне Свердловский проспект) до Областной больницы (7,9 км). От пересечения Свердловского проспекта с улицей Воровского трамвайная линия проходила по улице Воровского, а не по улице Блюхера, как сейчас. Только после пересечения с улицей Доватора трамвай поворачивал по улице Образцова налево к улице Блюхера. Трамвайные рельсы были перенесены на улицу Блюхера полностью в начале 1970-х годов после демонтажа железнодорожной ветки по улице Курчатова.

 

К западу от улицы Воровского находится комплекс медицинского университета. В 1944 году на базе эвакуированного из Киева медицинского института был создан Челябинский медицинский институт, который в 1995 году переименован в Медицинскую академию, а затем в Южно-Уральский государственный медицинский университет. Первые годы Челябинский медицинский институт располагался в здании бывшей школы по улице Коммуны, 35. В 1960-е годы началось строительство нового комплекса зданий медицинского института на ул. Воровского. Строительство главного корпуса из этого комплекса было завершено в 1967 году.

 

Улица Воровского завершается у комплекса областной больницы. В связи с образованием в 1934 году Челябинской области было принято решение о строительстве Челябинской областной больницы. Руководство строительством и подбор медицинского персонала были поручены Соломону Глуховскому, ставшему первым главным врачом больницы. К осени 1938 года был построен двухэтажный хирургический корпус на 300 коек, а происшедшее 17 октября 1938 года железнодорожное крушение на станции Чумляк заставило областной здравотдел принять решение об экстренном открытии областной больницы для приема пострадавших.

 

От областной больницы продолжаем наше путешествие по улице Блюхера, названной в честь маршала Советского Союза Василия Блюхера, который участвовал в установлении советской власти в Челябинске в конце 1917 года, когда со сводным вооружённым отрядом прибыл в город. 20 ноября 1917 года Блюхер был введен в состав Челябинского Военно-революционного комитета, а со 2 декабря 1917 г. избран его председателем. Во время восстания белочехов Блюхер возглавил вооруженные силы на Южном Урале, с партизанской армией прошел с боями по тылам врага и соединился с войсками 3-й Красной Армии Восточного фронта, участвовал в боях против А. В. Колчака, в дальнейшем под Каховкой и Перекопом. В 1938 году Блюхер был обвинен в “военно-фашистском заговоре”и погиб в ходе следствия. В 1956 году реабилитирован.

 

От трамвайного кольца около областной больницы до улицы Рылеева к востоку от улицы Блюхера (ранее этот участок назывался улицей Междугородней) ещё в 1930-е годы началась застройка частными домами небольшого посёлка ИЗО (индивидуальный землеотвод). А юго-западнее территории областной больницы в 1920-1930-е годы. интенсивно разрабатывались каменные карьеры, щебень и камень с которых поставлялся на строительные площадки промышленных предприятий, в том числе и ЧТЗ, по железнодорожной ветке.

 

К западу от улицы Блюхера в глубине соснового бора расположено Митрофановское кладбище. Возможно, что захоронения на этом кладбище производились ещё до революции, но, в основном, в 1930-1950-е годы. На этом кладбище есть небольшая частично отгороженная территория, называемая «большевистским кладбищем». На этой территории стоит памятник борцам за Советскую власть. Этот памятник был установлен в 1927 году на могиле лётчика, умершего в годы гражданской войны. Памятник стоял там, где сейчас двор здания с бывшим магазином «Ритм» (улица Цвиллинга, 33). После войны памятник перенесли на Лесное кладбище, а затем уже на Митрофановское кладбище на братскую могилу борцам за Советскую власть. Перенесли ли прах лётчика сюда же неизвестно. Памятник представляет собой шестиметровый обелиск, сложенный из 10 гранитных плит красноватого и серого цветов.

 

К востоку от улицы Блюхера располагается бывший посёлок Мебельный, возникший после войны, в конце 1940-х годов. Первая улица посёлка - Мебельная - получила название решением горисполкома в конце 1949 года. Начало строительства жилых кварталов совпадает со временем образования в 1949 году Челябинской мебельной фабрики на базе артели "Мебельщик". Уже к 1953 году территория была в основном застроена, последние улицы посёлка оформляются к концу 1950-х годов.

 

Далее мы приближаемся к Лесному кладбищу, на котором хоронили участников Великой Отечественной войны, умерших в челябинских госпиталях. Кладбище было благоустроено и преобразовано в мемориал воинской славы к Дню 30-летия Победы. В мае 1975 году здесь был открыт Памятник «Память» Авторы: скульпторы Лев Головницкий и Энирика Головницкая, архитекторы Юрий Данилов и Талалай.

 

Оставляя Лесное кладбище слева, мы поворачиваем на улицу Кузнецова, пересекающей посёлок АМЗ, название которого связано с тем, что в нём проживали работники Автоматно-механического завода. Посёлок выходит на берег Шершнёвского водохранилища. Граничит с бором городским. С юго-востока и востока посёлок обособлен Уфимским трактом. Образован в 1940-е годы при строительстве завода. К посёлку АМЗ был присоединен старинный посёлок Митрофановка, который до революции назывался хутором Михайловским, где находился винокуренный завод братьев Покровских.

 

До переименования улица Кузнецова называлась «Митрофановское шоссе». С 1967 года эта улица носит имя Николая Кузнецова (1911–1944) – Героя Советского Союза, сотрудника госбезопасности, выполнявшего в годы Великой Отечественной войны особые задания Центра в городах Ровно и Львове. Николай Кузнецов лично ликвидировал 11 генералов и высокопоставленных чиновников оккупационной администрации нацистской Германии.

 

Далее по нашему маршруту улицу Кузнецова пересекает улица Ёлочная, единственная в Челябинске, начинающаяся с буквы «Ё». Такое красивое название улица получила в 1949 году во время расширения и застройки посёлка Первомайского, который возник на территории бывшего поместья братьев Покровских.

 

В 360 метрах к югу от улицы Кузнецова находится двухэтажное здание из красного кирпича (улица Ярославская, 15). Это здание было построено во второй половине 1930-х годов для администрации складов управления государственных материальных резервов (народный комиссариат снабжения). В ведение Комитета резервов, созданного в октябре 1931 года, были переданы все мобилизационные запасы, находившиеся в разных учреждениях и на предприятиях, а также мобилизационный и государственный хлебные фонды, ранее находившиеся под управлением Народного комиссариата по снабжению. На Комитет резервов, отделы и инспекции при уполномоченных НКВД на местах был возложен учет запасов и контроль за их расходованием строго в пределах утвержденного правительством плана. С ноября 1937 года отделы и инспекции резервов из системы НКВД перешли в непосредственное ведение Управления госрезервов. Было организовано 16 отделов и 19 инспекций на всей территории страны.

 

К юго-востоку от улицы Кузнецова на территории школы №56 находится памятник-бюст Герою Советского Союза Наташи Ковшовой. Авторы — скульптор ЭнрикаГоловницкая, архитектор Хасанова. Памятник-бюст выполнен из кованой меди и открыт 19 мая 1978 года. Наталья Венедиктовна Ковшова родилась 26 ноября 1920 года в Уфе. С началом Великой Отечественной войны ушла добровольцем в Красную армию. С января 1942 года снайпер в 528-м стрелковом полку (130-я стрелковая дивизия, 1-я ударная армия, Северо-западный фронт). На личном счету снайпера Ковшовой 167 истреблённых фашистских солдат и офицеров. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно 14 февраля 1943 года (вместе с Марией Поливановой) за самоотверженность и героизм, проявленные в бою.

 

В 650 метрах к западу от улицы Кузнецова находится территория бывшего Михайловского хутора. На хуторе развивались полеводство с четырёхпольным севооборотом, производящим улучшенные семена; лесоводство, пчеловодство; работали молочная ферма, конный завод. Маслозавод и мельница были крупнейшими в городе. Так называемая “Экономия” принадлежала братьям Покровским. Хозяйство было национализировано после революции. Во время затопления Шершнёвского водохранилища во второй половине 1960-х годов вокруг бывшего винокуренного завода Покровских была возведена дамба. Однако высота дамбы была слишком низкой. В результате сильного паводка дамбу прорвало и завод был затоплен. В настоящее время о бывшем заводе и хуторе напоминают только остатки дамбы и небольшая роща на месте бывшего поместья Покровских.

 

С улицы Кузнецова мы поворачиваем налево на улицу Трактовую, длиной менее полутора километров. Наше путешествие завершается на Уфимском тракте, на выезде из Челябинска в сторону Уфы. Однако в середине XVIII века главная дорога из Челябинска в Уфу шла вовсе не так, как сегодня. Чтобы добраться до Уфы, человек выезжал из города через северные ворота и ехал по дороге на Екатеринбург. В районе озера Улагач дорога раздваивалась – одна шла дальше, на Екатеринбург, а другая на Кыштымский завод и дольше, на Уфу. И только с 1782 года из Челябинска в Уфу стали ездить примерно там, где находится нынешний Уфимский тракт.