экскурсионный маршрут "Перспективный" - Энергетиков- 47-й микрорайон

 

 

Звуковое сопровождение экскурсии

Прямое направление Обратное направление

 

 

ОПИСАНИЕ ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ ЭКСКУРСИОННОГО АВТОБУСА –

Энергетиков - 47-й микрорайон

"Перспективный"


Путь следования экскурсионного автобуса: улица Новороссийская, улица Машиностроителей, улица Гагарина, улица Рождественского, проспект Ленина, улица Свободы, улица Карла Маркса, улица Цвиллинга, улица Труда, улица Кирова, улица Братьев Кашириных, улица Молодогвардейцев, улица профессора Благих.

 

На улице профессора Благих экскурсия заканчивается, автобус разворачивается, и следует в обратном направлении с новой экскурсией аналогичного содержания.

 

Это путешествие начинается от территории Челябинской ТЭЦ-1 и первых домов улицы Энергетиков, которая получила своё название в 1947 г., но возводить жилые дома здесь стали ещё в 1934-1940 гг., когда началось строительство Челябинской ТЭЦ (ныне ТЭЦ-1) в рамках программы сталинской индустриализации. Интересно, что строилась ЧТЭЦ не для отопления и электроснабжения города (здесь ещё и города-то в те годы не было), а для нужд так и не построенного газохимического комбината. По неизвестным причинам от сооружения газохимического производства в Челябинске отказались. Но финансирование строительства Челябинской ТЭЦ было продолжено, только теплоэлектроцентраль теперь уже должна была обслуживать город. Сама ТЭЦ была введена в строй только в январе 1942 года, но за эти 8 лет вокруг неё возникла обширная жилая застройка, которая до сих пор так и называется - "посёлок энергетиков" или "посёлок ТЭЦ-1".

 

Но путешествие продолжается не по улице Энергетиков, а по улице Машиностроителей. Первоначально эта улица была названа в честь маршала Булганина и переименована в современное название в 1957 году.

 

К востоку от улицы Машиностроителей находятся цеха завода «Электромашина», который был образован в 1934 г. в Москве на базе электрозавода. В октябре 1941 г. завод был эвакуирован в Челябинск и уже в декабре того же года начал работать. В послевоенные годы номенклатура изделий предприятия возросла с 33 до 300 наименований: было организовано изготовление электрооборудования для ремонта тракторов; началось производство электрических систем и отдельных блоков специальных машин. В числе продукции завода – электронные системы поддержания и контроля заданных параметров, полупроводниковые приборы, блоки, системы электроавтоматики, элементы энергообеспечения, системы электроснабжения, аппаратура управления двигателями и системы управления вооружением и механизмами зарядки. Завод предоставляет полный комплекс услуг – поставку запасных частей, ремонт и техническое обслуживание электрооборудования, устанавливаемого на танки Т-55, Т-62, Т-72, Т-80, Т-90, боевые машины пехоты БМП-1, БМП-2, БМП-3 и их модификации.

 

Далее, также к востоку от улицы Машиностроителей находится проходная трубопрокатного завода (ЧТПЗ), предприятия по производству металлических труб большого диаметра. 13 апреля 1942 г. Государственный комитет обороны принял постановление о строительстве в Челябинске трубопрокатного завода. Основанием для этого стало размещение здесь прокатного стана трубного завода, эвакуированного из Мариуполя. Новый завод был построен за 7 месяцев. Во время Великой Отечественной войны продукция завода поступала во все рода войск. Например, челябинские трубы сделали возможным изготовление авиабомб большого калибра. В 1956 г. директором завода был назначен Осадчий Яков Павлович, в этой должности он проработал более 20 лет. Под руководством Осадчего и при его непосредственном участии были разработаны и осуществлены реконструкция и модернизация оборудования, совершенствовались производственные технологии калибровки валков пилигримового стана для прокатки тонкостенных и толстостенных труб, изготовления труб переменного сечения для лонжеронов лопастей вертолетов. Была впервые в мире разработана и внедрена технология изготовления электросварных прямошовных труб диаметром более 1000 мм из двух полуцилиндров.

 

Наш маршрут поворачивает на улицу Новороссийскую, названную в честь южного приморского российского города Новороссийска. Находится она в южной части Ленинского района и южной части Челябинска (раньше она даже называлась Южной) на берегу озера Смолина, почти «моря» по челябинским масштабам. Одна из немногих улиц Челябинска названа разумно – по её расположению. В старом Челябинске названия улиц старались привязывать к направлениям к другим городам. Например, в северной части старого Челябинска сохранились улицы Каслинская и Кыштымская, названные в честь городов находящихся к северу от Челябинска, а в Ленинском (восточном районе города) – Курганская – Курган находится к востоку от Челябинска.

 

К востоку от перекрёстка улиц Машиностроителей и Новороссийской на берегу озера Смолина расположен поселок Сельмаш. Ограничен улицами: Новороссийской, Бугурусланской, Чистопольской, Магнитогорской. Застройка поселка началась до Великой Отечественной войны, одновременно со строительством оборонного завода № 254 (стройка “Марс”), ныне предприятие “Сигнал”. Старожилы иногда называют его Семьстроем (строительство вело стройуправление № 7).

 

К югу от улицы Новороссийской находится здание Дворца культуры Челябинского трубопрокатного завода. Здание было построено по типовому проекту, но расположено очень удачно на берегу замечательного озера Смолино. Торжественное открытие состоялось 6 ноября 1957 г.

 

Озеро Смолино - естественный слабосолёный водоём, объявлено памятником природы в 1961 г. В прошлом щелочная вода и ил озера использовались для лечения различных заболеваний. Иловые отложения имеют мощность от 20 до 100 см. До революции у многих зажиточных жителей Челябинска на этом озере были дачи. Озеро находится на стыке уральской и западносибирской геологических структур. Граница между ними выражена довольно четко в виде возвышенной гряды, проходящей по западному берегу озера. Естественных притоков, кроме родников и небольших речек, не имеет, но в него впадают искусственные ручьи (промышленные и бытовые стоки). Площадь водного зеркала составляет 27 кв. км. Средняя глубина 3,8 м, максимальная 6,7 м. Форма озерной котловины корытообразная.

 

Далее путешествие от озера Смолина продолжается по улице Гагарина. Эта улица ранее называлась улицей Строителей, а перед войной кварталы в начале этой улицы относились просто к посёлку КБС (культурно-бытовое строительство). 

 

Перпендикулярно улице Гагарина есть улица Стахановцев. Эта улица возникла в 1940-е гг. в посёлке Серго Орджоникидзе. Как известно, зачинателем как одного из направлений социалистического соревнования (в отсутствии конкуренции требовалось как-то повышать производительность труда) в СССР стал украинский шахтер А. Г. Стаханов. Передовой почин был подхвачен повсеместно, в т. ч. и в Челябинске, где инициаторами организации новой формы соревнования выступили рабочие ЧТЗ. Например, кузнец Л. Быков при норме 1190 стал штамповать 2 тыс. звеньев гусениц в смену.

 

На западной стороне улицы Гагарина находится библиотека №22 имени Д.Н. Мамина-Сибиряка (настоящая фамилия Мамин). Дмитрий Наркисович Мамин в 1886 г. совершил поездку по Южному Уралу. Посетил Касли, Кыштым, Златоуст, Миасс, Челябинск. Писателю интересно было проехать по тем местам, “которые скоро захватит строящаяся линия железной дороги Самара–Уфа–Златоуст”. О челябинских впечатлениях написал рассказ “Ночевка”, где описал быт Заречья конца XIX века.

 

Далее улицу Гагарина пересекает улица Гончаренко, названная в честь командира танка Уральской добровольческой бригады Ивана Григорьевича Гончаренко. Танк Гончаренко был включен в головную походную колонну при освобождении Праги, шел в числе первых трёх разведывательных танков под №№23,24 и 25. Через 3 дня форсированного марша, к утру 9 мая 1945, корпус подошел к Праге, где в ходе боя танк был подбит. В этом бою Гончаренко погиб.  Его танк ИС-2 №23 как первый из пришедших на помощь восставшей Праге стал памятником советским воинам-освободителям в столице Чехословакии. Он был демонтирован с постамента в ходе “бархатной революции” в 1991 г.

 

На перекрёстке улиц Гагарина и Дзержинского находится здание бывшего кинотеатра «Аврора», построенное в 1967 г., в год празднования 50-летия Советской власти. В течение нескольких десятилетий это был лучший кинотеатр Ленинского района.

 

Севернее, в 0,5 км к востоку от улицы Гагарина находится территория бывшей Монастырской заимки, образованной в 1860 году на отведённой от казны пахотной земле. Здесь был устроен монастырский хутор, называемый Никольским, так как монастырь построил там маленькую каменную часовню, а потом, в 1864 году, обратил её в храм, который был освящён во имя Святителя Николая Мирликийского. Утверждается, но не подтверждено архивными документами, что сёстры монастыря во второй половине XIX - начале XX вв. приложили немало усилий для организации и ведения коллективного садоводства на монастырском хуторе. В годы советской власти на этой уникальной территории была расположена плодово-опытная станция (в народе звали ещё «Плодушка»), на которой была продолжена селекционная работа по созданию плодовых культур для региона Южного Урала. Даже теперь на территории бывшей монастырской заимки сохранились 64 вида растений монастырских посадок.

 

К западу от улицы Гагарина находятся дома бывшего посёлка КБС. В 1930-е в Челябинске начали строить завод №78-й или станкостроительный (ныне «Станкомаш»). Одновременно начали возводить посёлок многоэтажных домов. Посёлок КБС в плане представлял собой прямоугольник, образованный пятиэтажными домами с семиэтажками на торцах. Внутри этого каре расположилось шесть домов четырёхэтажных попроще, от первого до шестого, так и названных (КБС-1, КБС-2 и т.д.). Остальные дома были с хорошими, удобными квартирами, потолки повыше, окна побольше.  Первый дом посёлка КБС был заложен в июле 1932 г. на улице “Челябинского рабочего”. В городок входили магазины, детские и культурные учреждения. Предусматривалось благоустройство, озеленение, асфальтирование дворов и улиц. Посёлок КБС был признан в числе лучших не только в городе, но и по всей стране.

 

В начале улицы Гагарина на фасаде здания Южно-Уральского государственного технического колледжа размещено панно «Завоевание космоса». Автор - художник В.Г. Мишин. Это здание для панно было выбрано потому, что оно находится в начале улицы им. Ю.А. Гагарина. Техника: византийская мозаика, прямой набор на блоки. Материал: смальта (многоцветная), изоляторы (белые), гранит (охристый, розовый, светло-серый, тёмно-серый). Площадь панно – 252 кв. м. Открытие состоялось 17 апреля 1976 г.

 

Далее маршрут путешествия продолжается по улице Рождественского. Улица возникла в начале 1930- годов на 7-м эксплуатационном участке рабочего посёлка ЧТЗ под названием  Садовая, а в 1967 г. переименована в честь танкиста Уральского добровольческого корпуса Константина Рождественского.

 

К северу от улицы Рождественского находятся цеха предприятия “Станкомаш” (ранее завод № 78) - первенца крупного станкостроения на Урале, вступил в строй действующих 16 мая 1935 г. В 1937 г. заводу было присвоено имя С. Орджоникидзе. Великая Отечественная война предопределила развитие этого завода как предприятия оборонного комплекса: производство станков было полностью прекращено, в кратчайшие сроки на заводе освоили выпуск корпусов и башен танка КВ, организовали ремонт бронезащиты, ходовой части, вооружения, наладили производство бронебойных снарядов, комплектующих для реактивных установок БМ-13 (“Катюш”). В 1946 г. было начато изготовление буровых установок. В 1940-е гг. годы завод освоил производство запасных частей для тракторов и других сельскохозяйственных машин. В середине 1950-х гг. было возобновлено производство станков.

 

К западу от улицы Рождественского находится территория бывшей Сибирской слободы – посёлка работников железной дороги, возникшего в 1897 году рядом с вокзалом. Занимал он территорию между железнодорожным полотном и железнодорожной веткой, которая наискосок, примерно по уровню нынешней улицы Пограничной, шла к песчаному карьеру, который находился в районе нынешней улицы Барбюса. Улица Пограничная первоначально называлась Граничной - это название указывает на разграничение двух территорий – Сибирской слободы и казачьего Шугаевского посёлка. Северная часть территории, где сейчас находится автодром ГИБДД, была сильно заболочена из-за протекавшей там реки Игуменки. За посёлком находились скотобойня и пожарное депо, дальше шумел берёзовый лесок.

 

Ещё один завод, находящийся рядом с улицей Рождественского - Автомеханический завод. Он был создан в 1941 г. как завод по производству передвижных электростанций на базе эвакуированных в Челябинск херсонских заводов передвижных электростанций, комбайнового им. Перовского и завода электромонтажных механизмов из подмосковного города Пушкино. В военные годы это предприятие выпускало продукцию для танкового завода. С 1 января 1942 г. предприятие стало именоваться заводом электромонтажных механизмов № 3. После войны было начато производство монтажных лебедок, гидравлических прессов, строительных кранов, узколинейных мотовозов для работы в карьерах. В 1952 г. завод получил современное название. В 1959 г. он был объединен с построенным в 1947–49 гг. авторемонтным заводом. В дальнейшем специализировался на производстве комплектующих деталей (клапанов и толкателей клапанов) для автомобильных и моторных заводов страны.

 

Маршрут с улицы Рождественского поворачивает на проспект Ленина (до 1916 года – улица Спартака). К юго-западу от перекрёстка этих улиц расположен детский парк имени Валентины Терешковой, а за ним – Комсомольская площадь, которая получила своё название в 1967 г.  Здесь в 1942 г. вручали боевое знамя бойцам 97-й танковой бригады перед отправкой на фронт. В канун 20-летия Победы в Великой Отечественной войне на этой площади на постамент был водружен танк ИС-3 (Объект 703) — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны, запущенный в серийное производство в последние её дни и не успевший принять в ней участие. Это памятник труженикам Танкограда (неофициальное названия Челябинска в годы войны). В годы войны эвакуированный в Челябинск Кировский завод дал фронту 18 тыс. танков и самоходных орудий, 48,5 тыс. танковых моторов. На пьедестале высечены слова: “Уральцы, вам, чьи руки золотые ковали здесь Победу над врагом”.

 

К северу от проспекта Ленина на месте нынешнего ТРК «Горки» ранее находился завод «Строммашина», образованный в 1942 году на базе эвакуированного из Ленинграда завода "Нефтеприбор". Тогда перед ним была поставлена задача переоборудования автомобильных бензиновых двигателей на газогенераторные и освоения производства авиабомб ФАБ-50. До 1948 года это был номерной "завод №8 Наркомата Строительных Материалов". Выпуск мирной продукции начинается уже в 1944 - это были вибростанки для производства шлакоблоков. В послевоенные годы начинается выпуск строительной спецтехники, а также продукции военного назначения - машины для укладки аэродромных плит, тележки для перевозки ракет, топливозаправщики, передвижные комплексы для ремонта ракетной техники. В конце 2003 года "Строммашину" поглощает "Уралтрак" и на территории бывшего предприятия площадью 50 тыс. кв. м в 2004 году начинается строительство торгово-развлекательного комплекса "Горки".

 

В 1941-1944 гг. на границе Центрального района у железнодорожной насыпи к северу от проспекта Ленина находились склады НКВД. К ним походила специальная железнодорожная ветка. Склады окружали вышки для стрелков, окопчики с пулемётными гнёздами. В эти годы в Челябинске на хранился золотой запас Советского Союза. Позже в помещениях бывших складов разместили областную типографию.

 

Далее, также к северу от проспекта Ленина находится здание Центрального рынка, которое было построено в 1965 г. на площади МОПРа. Эта площадь именована в 1926 г. в честь Международной организации помощи борцам революции (МОПР), действовавшей в 1922–47 гг. Ранее эта площадь называлась Архиерейской потому, что именно здесь находился так называемый "архиерейский дом" - двухэтажный особняк, приобретенный у некоего Крупышева для размещения Челябинского викария - церковного наместника Оренбургской епархии, назначенного в 1908 году. После революции архиерейский дом использовался как жилой и простоял до 1970-х годов.

 

На перекрёстке улицы Ключевской и Южного бульвара (ныне улица Свободы и проспект Ленина) в трёх кварталах к востоку от Южной площади (ныне площади Революции) напротив конного базара в 1909-1914 гг. был построен Римско-католический или как его называли «Польский» костёл. В 1929 г. была развернута борьба с религией и костел закрыли. Здание бывшего костёла было снесено в середине 1930-х гг. На этом месте сейчас дом по пр. Ленина, 43. На другой стороне пр. Ленина наискосок от места бывшего костёла перед войной было построено здание торгового назначения. В 1941 г. в этом здании разместился Наркомат танковой промышленности, а в 1944 г. здесь начали заниматься первые студенческие группы будущего Челябинского политехнического института. С 1949 г. здание передали под филиал Челябинского универмага, а в 1966 г. здесь был организован специализированный магазин «Детский мир».

 

Путешествие продолжается по улице Свободы в сторону улицы Коммуны. До 1920 г. эти участки улиц назывались Стеновая и Ключевская. В середине XVIII века крепость Челяба была защищена оборонительной деревянной стеной. С восточной стороны граница поселения проходила по улице «Стеновой» («Сибирской-Стеновой»). К концу ХVIII века, с расширением города, оборонительная стена сдвинулась восточнее, и улицу стали называть «Ключевой», благодаря ключам, бившим недалеко от нынешнего перекрестка улиц Свободы и К. Маркса. А стена вокруг города была полностью разобрана в самом конце XVIII века.

 

Затем маршрут поворачивает на улицу Карла Маркса в сторону улицы Цвиллинга. Это одни из самых старых улиц Челябинска: Исетская (ныне ул. Карла Маркса) и Большая (ныне ул. Цвиллинга). На улице Цвиллинга, в квартале между улицей Труда и ул. К.Маркса сохранились почти все дома, построенные более 100 лет тому назад. Это дома Мотовилова (до 1841 г.), Круглова (1901 г.), Покровского (до 18883 г.), Бреслиной (до 1915 г.), Кузнецова (до 1908 г.) и Агрова (до 1883 г.). Также сохранился небольшой дом, построенный в 1930-е годы. в стиле конструктивизма. Все они являются памятниками истории и культуры.

 

По улице Цвиллинга путешествие приближается к месту возникновения Челябинска. В 1736 г. северо-западнее места, где сейчас расположен театр оперы и балета, была построена Челябинская крепость. Постепенно вокруг этой крепости начали появляться жилые дома, город начал расти. Рядом с крепостью был построен Христорождественский собор. Площадь около собора стали называть Христорождественской или Соборной. Именно здесь в 1774 г. проходили главные события во время Пугачёвского бунта. В XIX веке эта площадь была главным торговым центром Челябинска, на ней было располагались многочисленные лавок. Площадь стали также называть Торговой. Большие каменные здания бывших лавок и магазинов на этой площади просуществовали до середины 1950-х годов. На месте снесённого в 1932 г. Христорождественнского собора устроили трамвайное кольцо. Перед войной к югу от этого места построили здание Театра оперы и балета, который принял своих первых зрителей только в 1956 г.

 

Затем также по самым старым улицам Челябинска улицам Труда (ранее – Сибирская) и улице Кирова (Заречный участок – улица Екатерибургская) маршрут подходит к бывшей Сенной или Хлебной площади, где в настоящее время находится огранный зал «Родина». Напротив него здание цирка, построенного в 1979 году.

 

С улицы Кирова маршрут поворачивает на улицу Братьев Кашириных. Эта улица названа в честь трёх братьев Кашириных из Верхнеуральска – Ивана, Николая и Петра. Все они участвовали в Первой Мировой войне, а затем в гражданской войне на Урале на стороне Красной Армии. В 1937-1938 гг. всех троих расстреляли, а в 1956-1957 гг. – реабилитировали.

 

Один из первых перекрёстков при путешествии по улице Братьев Кашириных – с улицей Каслинской. Строительство домов в районе этой улицы началось ещё почти 250 лет тому назад. На плане 1838 г. уже можно довольно хорошо различить современное положение улицы Каслинской. В 1853 г. утверждается названия улицы Маршаловской (ныне ул. Каслинская).  А на карте 1874 год уже есть название этой улицы как Каслинская. И такое название сохранилось до сих пор. На улице сохранился единственный дом, построенный до 1917 г. – в 1885 г. Выглядел он тогда не так, как сейчас. В начале ХХ века в результате пожара дом сильно пострадал, но был восстановлен и был украшен башенками и деревянной резьбой, которых не было до пожара.

 

К югу от улицы Братьев Кашириных находится здание торгового центра, которое начали строить ещё в начале 1960-х гг., но открыт он был для покупателей только 22 декабря 1975 г.  Здание торгового центра возведено по проекту Московского института “Гипроторг”. Строительные работы осуществлял трест “Челябметаллургстрой”. Основной объем представляет собой большепролетный купол в виде сборно‑монолитной предварительно напряженной железобетонной пологой оболочки, которая по контуру опирается на круглые колонны с шагом 6 м. Возникающие в куполе температурные напряжения гасят 4 угловые опоры, способные смещаться в горизонтальных направлениях по проекции больших диагоналей. Площадь купола более 1 га, вес св. 5 тыс. тонн. Конструкция собиралась из 1,5 тыс. плит и ригелей. Предварительное напряжение оболочки создано посредством 36 стальных канатов. Купол (высшая точка находится на высоте 21 м) как бы парит в воздухе.

 

За Свердловским проспектом к западу от основной части рынка «Перекрёсток» сохранилась улица Тупик с четырьмя домами, построенными более 100 лет тому назад. Эта улица с таким же названиям появилась в Заречье в районе так называемой «Новой постройки» в 1909-1910 гг.

 

Затем перпендикулярно к улице Братьев Кашириных с севера подходит улица Полковая (название с 1937 г.), которая ограничивает с юга так называемые «Красные казармы» - комплекс зданий, построенных в 1912-1916 гг. по типовому проекту, переработанному челябинским архитектором Аркадием Фёдоровым. Эти здания были построены на Симеоновской (Семёновской) горке на высоте 245 м от уровня моря специально для 196-го пехотного Инсарского полка. До настоящего времени сохранились шесть основных зданий казарм из красного кирпича (отсюда и название – «Красные казармы») и около десятка зданий вспомогательных служб.

 

Далее улица Братьев Кашириных пересекает улицу Косарева. Первые дома на этой улице появились в 1920-е годы и в 1926 г. её назвали 6-я Колхозная. В 1936 г. улицу переименовали в Аэродромную, а в 1968 г. ей присвоили имя Косарева. Александр Васильевич Косарев возглавлял комсомол Советского Союза в 1929-1938 гг. Косарев отрицательно относился к Л. Берию, за что и поплатился. Берия лично участвовал в аресте Косарева. В феврале 1939 г. Косарева расстреляли, а в 1954 г. он был реабилитирован.

 

Следующий перекрёсток с улицей Партизанской (в 1930-е гг. – улица Красных Партизан) с севера граничила с питомником Госзеленхоза (Горзеленхоза), находившего по обе стороны реки Миасс около старой городской водокачки. Зелёные насаждения на территории питомника фактически обеспечивали дополнительную охранную санитарную зону для главного источника воды г. Челябинска до начала 1930-х гг.

 

Ещё дальше – перекрёсток с улицей Северокрымской, которая получила своё название в 1952 г. в честь одной из «великих строек коммунизма» - Северо-Крымского канала. Ранее это была ул. Репина. В 1950 году было принято постановление правительства СССР о строительстве Северо-Крымского канала. Вскоре стройка была объявлена «великой стройкой коммунизма» и «ударной комсомольской стройкой». Но только в 1961—1971 годах был построен оросительно-обводнительный канал для обеспечения водой маловодных и засушливых территорий Херсонской и Крымской областей Украинской ССР с забором воды из специально построенного в нижнем течении Днепра Каховского водохранилища, заполненного в 1955—1958 годах. В 2014 г. после присоединения Крыма к Российской Федерации снабжение Крыма водой по этому каналу практически полностью прекратились.

 

Западнее улица Братьев Кашириных пересекает улицу Чайковского. Отношение к великому композитору П.И. Чайковскому в Челябинске очень трогательное. Его именем не только названа эта улица в Северо-Западном районе, но было два памятника. Остался, правда, только один около музыкального училища на ул. Плеханова. Ещё один памятник раньше стоял у дворца культуры ЧЭМК, а затем у музыкальной школы на ул. Российской. Памятник сильно обветшал – судьба его неизвестна. То ли хранится где-то на складе, то ли вывезен на свалку.

 

К северу от улицы Братьев Кашириных находятся остатки домов посёлка Бабушкина, который был образован из Васильевского выселка, посёлка Кирпичного завода и посёлка Плодоовощной опытной станции им. И. В. Мичурина. Начало заселения посёлка Бабушкина относится к 1918 г. С 1924 г. называется выселком Васильевским (при Шершневском сельсовете). Переименован после 1926 г. Носит имя И. В. Бабушкина (1873 – 1906) - одного из первых российских рабочих-революционеров, большевика, члена Петербургского и Екатеринославского “Союзов борьбы за освобождение рабочего класса”, агента “Искры”, одного из руководителей восстания в Чите. 13 января 1906 г. Бабушкин покинул Читу. Вместе с пятью товарищами сопровождал состав с оружием для рабочих в Иркутске. Они были захвачены экспедицией генерала Александра Меллер-Закомельского, направленной для восстановления порядка, на станции Слюдянка. 18 января 1906 года Бабушкин и телеграфисты Клюшников, Савин, Ермолаев и Бялых были расстреляны без суда и следствия на станции Мысовая (ныне город Бабушкин, Бурятия).

 

Одна из главных «достопримечательностей» улицы Братьев Кашириных – Каширинский рынок. А недалеко от него находится бывший посёлок кирпичного завода. В начале 1930-х годов за Колхозным посёлком в прибрежной зоне реки Миасс, где находились залежи глины, был создан кирпичный завод Стромсоюза. Это был один из первых кирпичных заводов, построенных в Челябинске в советское время. В 1929 г. был введён в эксплуатацию кирпичный завод № 1 для обеспечения развития промышленного комплекса ЧТЗ.  Таким образом, история советского периода развития пр-ва керамических стеновых материалов совпадает с началом индустриализации. Однако становление промышленности керамических материалов в городе Челябинске относится ещё к 19 в. В 1852 г. в Челябинске имелось 5 сезонных кирпичеделательных заводов. В 1910 г. на 20 заводах работали 495 кирпичников (120 мастеров, 325 подмастерьев). Однако к 1925 г. осталось 1 механизированное кирпичное производство с наемными рабочими и 1 кирпичный завод, оборудованный гофманской печью на 8 камер производительностью 1 млн шт. кирпича.

 

С улицы братьев Кашириных маршрут поворачивает на улицу Молодогвардейцев. К востоку от этой улицы в глубине кварталов перпендикулярно друг другу расположены две улицы, названные в честь замечательных челябинских художников: Николая Русакова и Игнатия Вандышева. Николай Русаков жил и работал в Челябинске в 1920-1930-е гг., а Игнатий Вандышев – с 1934 г. по 1964 г. Несколько лет И.Вандышев прожил в доме, находившемся относительно недалеко от улицы, названной в 2003 г. в честь него.

 

Улица Молодогвардейцев пролегает к северу и вскоре пересекает проспект Победы - крупнейшую улицу Челябинска длиной 12 км. До переименования проспект составляли две улицы: Солнечная и Выборная. Проспект Победы – единственная улица, пересекающая весь город. Мемориальная доска, установленная на здании теплотехнического института, сообщает, что свое название проспект Победы получил 9 мая 1965 г., в день 20-летия Победы в Великой Отечественной войне.

 

Ещё севернее улицу Молодогвардейцев пересекает Комсомольский проспект, который изначально проектировался именно как проспект с расстоянием между фасадами домов на нём от 80 до 90 м. И такой ширины проспект тянулся на расстояние в 3,3 км. Только восточная и западная части проспекта уже. Восточная часть – это бывшая улица Каховская, где ширины между домами не превышает 50 м. В настоящее время точечная застройка на этом проспекте сужает его ширину. Мало кто знает, что значительная ширина этого проспекта по сравнению с другими улицами должна была по задумке проектировщиков обеспечивать быструю эвакуацию значительного потока машин и людей из центра города в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

 

Забавно, что на улице Молодогвардейцев есть остановка общественного транспорта «Ткацкая фабрика», хотя текстильное производство на этой площадке практически так и не началось и теперь помещения бывшей фабрики занимает ТРК "Фиеста". А ранее ткацкая фабрика находилась на углу улицы Свободы и проспекта Ленина в здании, которое строилось с 1940 г. для Историко-революционного филиала областного краеведческого музея. Но в 1941 году, с началом войны, создание филиала было отложено на неопределённое время, а недостроенное здание отдано под текстильный комбинат, созданный на базе оборудования, эвакуированного из Серпухова и Ярцево. Окончательно здание на проспекте Ленина было достроено лишь в конце 1947 года, но уже для фабрики, а не для музея.

 

Ещё одно интересное место на улице Молодогвардейцев, которое хорошо было известно всем автолюбителям 1970-1980-х годов – Автоцентр. В 1971 году Совет министров СССР принял постановление о создании в течение 1972-1973 гг. специализированных центров Волжского автомобильного завода для подготовки к продаже и продажи населению легковых автомобилей и запасных частей к ним, а также работ по гарантийному обслуживанию, периодическому техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей производства Волжского автомобильного завода. Появился автоцентр ВАЗа «Жигули» и в Челябинске по адресу ул. Молодогвардейцев, 2. Когда точно неизвестно, но в телефонном справочнике 1976 г. сведения о нём уже есть. Вероятно, был открыт в 1972-1975 гг.

 

В 1982 г. в Челябинске была запущена площадка «Хлебозавод №7» (ул. Молодогвардейцев, 2а). В 1996 году произошло объединение четырех челябинских хлебобулочных производств (2,5, 6 и 7), которые позже, в 2000 году, были реструктуризированы в ОАО «Хлебпром». В 2002 году на рынке появился новый связанный с внедрением технологии глубокой заморозки продукции в 2002 году. В 2007 году хлебозавод № 7 вышел из объединения челябинских хлебозаводов и объединился под брендом «Mirel» с московской компанией «Унисервис» под аналогичным общим названием ОАО «Хлебпром» с главным офисом в Москве.

 

После пересечения с Краснопольским проспектом улица Молодогвардейцев планов переходит в улицу профессора Благих. На фасаде дома № 81 по ул. Профессора Благих в 2010 г. размещена мемориальная табличка, посвященная Благих Владимир Тимофеевич - участнику партизанского движения (1941–43), разведчику соединения А. Е. Мосенцова. Благих В.Т. в составе действующих частей 3-го Украинского фронта участвовал в боях за освобождение Украины, Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии (1943–47). В 1958 г. заочно окончил ЧИМЭСХ. В 1972 г. защитил кандидатскую, в 1986 г. – докторскую диссертации. В 1987 г. -  профессор кафедры автоматизации ЧИМЭСХ. Главный специалист и научный руководитель разработки первых головных рабочих проектов бифилярно-пофасадной системы обогрева зданий, принятой в качестве основного варианта для жилого фонда с 1966 г. и применяемой в типовом строительстве практически без изменения и ныне. Впервые разработал карту загазованности воздушного бассейна Челябинска. В 1962 г. обосновал необходимость и целесообразность корректировки планов застройки Челябинска, отказа от застройки жилого массива вблизи ЧМЗ и переноса строительства, с учетом розы ветров, на Северо-Запад. Предложил, разработал и научно обосновал единый универсальный энерго-экологический критерий, а также концепцию энерго-экологического жилища, получившего названия “Теплый дом” и “Дом-термос”.

 

К улице Профессора Благих подходит улица Лобырина, названная в честь Героя Советского Союза Лобырина Николая Федотовича - командира роты 30-го гвардейского воздушно-десантного полка 10-й гвардейской воздушно-десантной дивизии 37-й армии 2-го Украинского фронта, гвардии старшего лейтенанта.  Николай Лобырин в ночь на 1 октября 1943 года на подручных средствах с бойцами вверенной ему роты форсировал реку Днепр в районе села Мишурин Рог Верхнеднепровского района Днепропетровской области. В боях 2-3 октября 1943 года на плацдарме за удержание важной в тактическом отношении высоты с отметкой «122,2» воины-десантники под командованием гвардии старшего лейтенанта Лобырина Н.Ф. отразили шесть вражеских контратак. В этих кровопролитных боях на правом берегу Днепра офицер-десантник Н.Ф. Лобырин лично подбил три танка противника. За этот бой Лобырину Николаю Федотовичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2659). После войны Н.Ф. Лобырин жил в городе Челябинске и работал заместителем директора Челябинской областной гидрометобсерватории. Скончался 27 июля 1973 года. Похоронен в Челябинске на Успенском кладбище.

 

Конец экскурсии.

 

Обратное направление: Улица профессора Благих, улица Молодогвардейцев, улица Братьев Кашириных, улица Кирова, улица Труда, улица Цвиллинга, улица Карла Маркса, улица Свободы, проспект Ленина, улица Рождественского, улица Гагарина, улица Новороссийская, улица Машиностроителей.

 

Наша экскурсионная программа начинается на улице профессора Благих. На фасаде дома № 81 по улице Профессора Благих в 2010 г. размещена мемориальная табличка, посвященная Благих Владимир Тимофеевич - участнику партизанского движения (1941–43), разведчику соединения А. Е. Мосенцова. Благих В.Т. в составе действующих частей 3-го Украинского фронта участвовал в боях за освобождение Украины, Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии (1943–47). В 1958 г. заочно окончил ЧИМЭСХ. В 1972 г. защитил кандидатскую, в 1986 г. – докторскую диссертации. В 1987 г. -  профессор кафедры автоматизации ЧИМЭСХ. Главный специалист и научный руководитель разработки первых головных рабочих проектов бифилярно-пофасадной системы обогрева зданий, принятой в качестве основного варианта для жилого фонда с 1966 г. и применяемой в типовом строительстве практически без изменения и ныне. Впервые разработал карту загазованности воздушного бассейна Челябинска. В 1962 г. обосновал необходимость и целесообразность корректировки планов застройки Челябинска, отказа от застройки жилого массива вблизи ЧМЗ и переноса строительства, с учетом розы ветров, на Северо-Запад. Предложил, разработал и научно обосновал единый универсальный энерго-экологический критерий, а также концепцию энерго-экологического жилища, получившего названия “Теплый дом” и “Дом-термос”.

 

К улице Профессора Благих подходит улица Лобырина, названная в честь Героя Советского Союза Лобырина Николая Федотовича - командира роты 30-го гвардейского воздушно-десантного полка 10-й гвардейской воздушно-десантной дивизии 37-й армии 2-го Украинского фронта, гвардии старшего лейтенанта.  Николай Лобырин в ночь на 1 октября 1943 года на подручных средствах с бойцами вверенной ему роты форсировал реку Днепр в районе села Мишурин Рог Верхнеднепровского района Днепропетровской области. В боях 2-3 октября 1943 года на плацдарме за удержание важной в тактическом отношении высоты с отметкой «122,2» воины-десантники под командованием гвардии старшего лейтенанта Лобырина Н.Ф. отразили шесть вражеских контратак. В этих кровопролитных боях на правом берегу Днепра офицер-десантник Н.Ф. Лобырин лично подбил три танка противника. За этот бой Лобырину Николаю Федотовичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2659). После войны Н.Ф. Лобырин жил в городе Челябинске и работал заместителем директора Челябинской областной гидрометобсерватории. Скончался 27 июля 1973 года. Похоронен в Челябинске на Успенском кладбище.

 

Маршрут выводит нас на улицу Молодогвардейцев.

 

В 1982 г. в Челябинске была запущена площадка «Хлебозавод №7» (ул. Молодогвардейцев, 2а). В 1996 году произошло объединение четырех челябинских хлебобулочных производств (2,5, 6 и 7), которые позже, в 2000 году, были реструктуризированы в ОАО «Хлебпром». В 2002 году на рынке появился новый связанный с внедрением технологии глубокой заморозки продукции в 2002 году. В 2007 году хлебозавод № 7 вышел из объединения челябинских хлебозаводов и объединился под брендом «Mirel» с московской компанией «Унисервис» под аналогичным общим названием ОАО «Хлебпром» с главным офисом в Москве.

 

Ещё одно интересное место на улице Молодогвардейцев, которое хорошо было известно всем автолюбителям 1970-1980-х годов – Автоцентр. В 1971 году Совет министров СССР принял постановление о создании в течение 1972-1973 гг. специализированных центров Волжского автомобильного завода для подготовки к продаже и продажи населению легковых автомобилей и запасных частей к ним, а также работ по гарантийному обслуживанию, периодическому техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей производства Волжского автомобильного завода. Появился автоцентр ВАЗа «Жигули» и в Челябинске по адресу ул. Молодогвардейцев, 2. Когда точно неизвестно, но в телефонном справочнике 1976 г. сведения о нём уже есть. Вероятно, был открыт в 1972-1975 гг.

 

Забавно, что на улице Молодогвардейцев есть остановка общественного транспорта «Ткацкая фабрика», хотя текстильное производство на этой площадке практически так и не началось и теперь помещения бывшей фабрики занимает ТРК "Фиеста". А ранее ткацкая фабрика находилась на углу улицы Свободы и проспекта Ленина в здании, которое строилось с 1940 г. для Историко-революционного филиала областного краеведческого музея. Но в 1941 году, с началом войны, создание филиала было отложено на неопределённое время, а недостроенное здание отдано под текстильный комбинат, созданный на базе оборудования, эвакуированного из Серпухова и Ярцево. Окончательно здание на проспекте Ленина было достроено лишь в конце 1947 года, но уже для фабрики, а не для музея.

 

Ещё южнее улицу Молодогвардейцев пересекает Комсомольский проспект, который изначально проектировался именно как проспект с расстоянием между фасадами домов на нём от 80 до 90 м. И такой ширины проспект тянулся на расстояние в 3,3 км. Только восточная и западная части проспекта уже. Восточная часть – это бывшая улица Каховская, где ширины между домами не превышает 50 м. В настоящее время точечная застройка на этом проспекте сужает его ширину. Мало кто знает, что значительная ширина этого проспекта по сравнению с другими улицами должна была по задумке проектировщиков обеспечивать быструю эвакуацию значительного потока машин и людей из центра города в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

 

Улица Молодогвардейцев вскоре пересекает проспект Победы - крупнейшую улицу Челябинска длиной 12 км. До переименования проспект составляли две улицы: Солнечная и Выборная. Проспект Победы – единственная улица, пересекающая весь город. Мемориальная доска, установленная на здании теплотехнического института, сообщает, что свое название проспект Победы получил 9 мая 1965 г., в день 20-летия Победы в Великой Отечественной войне.

 

С улицы Молодогвардейцев маршрут поворачивает на улицу Братьев Кашириных. Улица получила свое название в честь трёх братьев Кашириных из Верхнеуральска – Ивана, Николая и Петра. Все они участвовали в Первой Мировой войне, а затем в гражданской войне на Урале на стороне Красной Армии. В 1937-1938 гг. всех троих расстреляли, а в 1956-1957 гг. – реабилитировали.

 

К северу от этой улицы в глубине кварталов перпендикулярно друг другу расположены две улицы, названные в честь замечательных челябинских художников: Николая Русакова и Игнатия Вандышева. Николай Русаков жил и работал в Челябинске в 1920-1930-е гг., а Игнатий Вандышев – с 1934 г. по 1964 г. Несколько лет И.Вандышев прожил в доме, находившемся относительно недалеко от улицы, названной в 2003 г. в честь него.

 

Одна из главных «достопримечательностей» улицы Братьев Кашириных – Каширинский рынок. А недалеко от него находится бывший посёлок кирпичного завода. В начале 1930-х годов за Колхозным посёлком в прибрежной зоне реки Миасс, где находились залежи глины, был создан кирпичный завод Стромсоюза. Это был один из первых кирпичных заводов, построенных в Челябинске в советское время. В 1929 г. был введён в эксплуатацию кирпичный завод № 1 для обеспечения развития промышленного комплекса ЧТЗ.  Таким образом, история советского периода развития пр-ва керамических стеновых материалов совпадает с началом индустриализации. Однако становление промышленности керамических материалов в городе Челябинске относится ещё к 19 в. В 1852 г. в Челябинске имелось 5 сезонных кирпичеделательных заводов. В 1910 г. на 20 заводах работали 495 кирпичников (120 мастеров, 325 подмастерьев). Однако к 1925 г. осталось 1 механизированное кирпичное производство с наемными рабочими и 1 кирпичный завод, оборудованный гофманской печью на 8 камер производительностью 1 млн шт. кирпича.

 

К северу от улицы Братьев Кашириных находятся остатки домов посёлка Бабушкина, который был образован из Васильевского выселка, посёлка Кирпичного завода и посёлка Плодоовощной опытной станции им. И. В. Мичурина. Начало заселения посёлка Бабушкина относится к 1918 г. С 1924 г. называется выселком Васильевским (при Шершневском сельсовете). Переименован после 1926 г. Носит имя И. В. Бабушкина (1873 – 1906) - одного из первых российских рабочих-революционеров, большевика, члена Петербургского и Екатеринославского “Союзов борьбы за освобождение рабочего класса”, агента “Искры”, одного из руководителей восстания в Чите. 13 января 1906 г. Бабушкин покинул Читу. Вместе с пятью товарищами сопровождал состав с оружием для рабочих в Иркутске. Они были захвачены экспедицией генерала Александра Меллер-Закомельского, направленной для восстановления порядка, на станции Слюдянка. 18 января 1906 года Бабушкин и телеграфисты Клюшников, Савин, Ермолаев и Бялых были расстреляны без суда и следствия на станции Мысовая (ныне город Бабушкин, Бурятия).

 

Восточнее улица Братьев Кашириных пересекает улицу Чайковского. Отношение к великому композитору П.И. Чайковскому в Челябинске очень трогательное. Его именем не только названа эта улица в Северо-Западном районе, но было два памятника. Остался, правда, только один около музыкального училища на ул. Плеханова. Ещё один памятник раньше стоял у дворца культуры ЧЭМК, а затем у музыкальной школы на ул. Российской. Памятник сильно обветшал – судьба его неизвестна. То ли хранится где-то на складе, то ли вывезен на свалку.

 

Наш маршрут пересекает улицу Северокрымскую, которая получила своё название в 1952 г. в честь одной из «великих строек коммунизма» - Северо-Крымского канала. Ранее это была ул. Репина. В 1950 году было принято постановление правительства СССР о строительстве Северо-Крымского канала. Вскоре стройка была объявлена «великой стройкой коммунизма» и «ударной комсомольской стройкой». Но только в 1961—1971 годах был построен оросительно-обводнительный канал для обеспечения водой маловодных и засушливых территорий Херсонской и Крымской областей Украинской ССР с забором воды из специально построенного в нижнем течении Днепра Каховского водохранилища, заполненного в 1955—1958 годах. В 2014 г. после присоединения Крыма к Российской Федерации снабжение Крыма водой по этому каналу практически полностью прекратились.

 

Следующий перекрёсток с улицей Партизанской (в 1930-е гг. – улица Красных Партизан) с севера граничила с питомником Госзеленхоза (Горзеленхоза), находившего по обе стороны реки Миасс около старой городской водокачки. Зелёные насаждения на территории питомника фактически обеспечивали дополнительную охранную санитарную зону для главного источника воды г. Челябинска до начала 1930-х гг.

 

Далее улица Братьев Кашириных пересекает улицу Косарева. Первые дома на этой улице появились в 1920-е годы и в 1926 г. её назвали 6-я Колхозная. В 1936 г. улицу переименовали в Аэродромную, а в 1968 г. ей присвоили имя Косарева. Александр Васильевич Косарев возглавлял комсомол Советского Союза в 1929-1938 гг. Косарев отрицательно относился к Л. Берию, за что и поплатился. Берия лично участвовал в аресте Косарева. В феврале 1939 г. Косарева расстреляли, а в 1954 г. он был реабилитирован.

 

Затем перпендикулярно к улице Братьев Кашириных с севера подходит улица Полковая (название с 1937 г.), которая ограничивает с юга так называемые «Красные казармы» - комплекс зданий, построенных в 1912-1916 гг. по типовому проекту, переработанному челябинским архитектором Аркадием Фёдоровым. Эти здания были построены на Симеоновской (Семёновской) горке на высоте 245 м от уровня моря специально для 196-го пехотного Инсарского полка. До настоящего времени сохранились шесть основных зданий казарм из красного кирпича (отсюда и название – «Красные казармы») и около десятка зданий вспомогательных служб.

 

Перед Свердловским проспектом западнее от основной части рынка «Перекрёсток» сохранилась улица Тупик с четырьмя домами, построенными более 100 лет тому назад. Эта улица с таким же названиям появилась в Заречье в районе так называемой «Новой постройки» в 1909-1910 гг.

 

К югу-востоку от улицы Братьев Кашириных находится здание торгового центра, которое начали строить ещё в начале 1960-х гг., но открыт он был для покупателей только 22 декабря 1975 г.  Здание торгового центра возведено по проекту Московского института “Гипроторг”. Строительные работы осуществлял трест “Челябметаллургстрой”. Основной объем представляет собой большепролетный купол в виде сборно‑монолитной предварительно напряженной железобетонной пологой оболочки, которая по контуру опирается на круглые колонны с шагом 6 м. Возникающие в куполе температурные напряжения гасят 4 угловые опоры, способные смещаться в горизонтальных направлениях по проекции больших диагоналей. Площадь купола более 1 га, вес св. 5 тыс. тонн. Конструкция собиралась из 1,5 тыс. плит и ригелей. Предварительное напряжение оболочки создано посредством 36 стальных канатов. Купол (высшая точка находится на высоте 21 м) как бы парит в воздухе.

 

Последней при путешествии по улице Братьев Кашириных наш маршрут пересекает улицу Каслинская. Строительство домов в районе этой улицы началось ещё почти 250 лет тому назад. На плане 1838 г. уже можно довольно хорошо различить современное положение улицы Каслинской. В 1853 г. утверждается названия улицы Маршаловской (ныне улица Каслинская).  А на карте 1874 год уже есть название этой улицы как Каслинская. И такое название сохранилось до сих пор. На этой улице сохранился единственный дом, построенный до 1917 г. – в 1885 г. Выглядел он тогда не так, как сейчас. В начале ХХ века в результате пожара дом сильно пострадал, но был восстановлен и был украшен башенками и деревянной резьбой, которых не было до пожара.

 

С улицы Братьев Кашириных маршрут поворачивает на одну из старейших улиц города - улицу Кирова (Заречный участок – улица Екатерибургская). Затем маршрут подходит к бывшей Сенной или Хлебной площади, где в настоящее время находится органный зал «Родина». Напротив него здание цирка, построенного в 1979 году.

 

Далее по улице Кирова через улицу Труда (ранее – Сибирская) мы выезжаем на улицу Цвиллинга.

 

По улице Цвиллинга путешествие приближается к месту возникновения Челябинска. В 1736 г. северо-западнее места, где сейчас расположен театр оперы и балета, была построена Челябинская крепость. Постепенно вокруг этой крепости начали появляться жилые дома, город начал расти. Рядом с крепостью был построен Христорождественский собор. Площадь около собора стали называть Христорождественской или Соборной. Именно здесь в 1774 г. проходили главные события во время Пугачёвского бунта. В XIX веке эта площадь была главным торговым центром Челябинска, на ней было располагались многочисленные лавок. Площадь стали также называть Торговой. Большие каменные здания бывших лавок и магазинов на этой площади просуществовали до середины 1950-х годов. На месте снесённого в 1932 г. Христорождественнского собора устроили трамвайное кольцо. Перед войной к югу от этого места построили здание Театра оперы и балета, который принял своих первых зрителей только в 1956 г.

 

Затем маршрут поворачивает с улицы Цвиллинга на улицу Карла Маркса. Это одни из самых старых улиц Челябинска: Большая (ныне ул. Цвиллинга) и Исетская (ныне ул. Карла Маркса). На улице Цвиллинга, в квартале между улицей Труда и улицей Карла Маркса сохранились почти все дома, построенные более 100 лет тому назад. Это дома Мотовилова (до 1841 г.), Круглова (1901 г.), Покровского (до 18883 г.), Бреслиной (до 1915 г.), Кузнецова (до 1908 г.) и Агрова (до 1883 г.). Также сохранился небольшой дом, построенный в 1930-е годы. в стиле конструктивизма. Все они являются памятниками истории и культуры.

 

С улицы Карла Маркса путешествие продолжается по улице Коммуны в сторону улицы Свободы. До 1920 г. эти участки улиц назывались Стеновая и Ключевская. В середине XVIII века крепость Челяба была защищена оборонительной деревянной стеной. С восточной стороны граница поселения проходила по улице «Стеновой» («Сибирской-Стеновой»). К концу ХVIII века, с расширением города, оборонительная стена сдвинулась восточнее, и улицу стали называть «Ключевой», благодаря ключам, бившим недалеко от нынешнего перекрестка улиц Свободы и Карла Маркса. А стена вокруг города была полностью разобрана в самом конце XVIII века.

 

На перекрёстке улицы Ключевской и Южного бульвара (ныне улица Свободы и проспект Ленина) в трёх кварталах к востоку от Южной площади (ныне площади Революции) напротив конного базара в 1909-1914 гг. был построен Римско-католический или как его называли «Польский» костёл. В 1929 г. была развернута борьба с религией и костел закрыли. Здание бывшего костёла было снесено в середине 1930-х гг. На этом месте сейчас дом по проспекту Ленина, 43. На другой стороне проспекта Ленина наискосок от места бывшего костёла перед войной было построено здание торгового назначения. В 1941 г. в этом здании разместился Наркомат танковой промышленности, а в 1944 г. здесь начали заниматься первые студенческие группы будущего Челябинского политехнического института. С 1949 г. здание передали под филиал Челябинского универмага, а в 1966 г. здесь был организован специализированный магазин «Детский мир».

 

Далее, к северу от проспекта Ленина находится здание Центрального рынка, которое было построено в 1965 г. на площади МОПРа. Эта площадь именована в 1926 г. в честь Международной организации помощи борцам революции (МОПР), действовавшей в 1922–47 гг. Ранее эта площадь называлась Архиерейской потому, что именно здесь находился так называемый "архиерейский дом" - двухэтажный особняк, приобретенный у некоего Крупышева для размещения Челябинского викария - церковного наместника Оренбургской епархии, назначенного в 1908 году. После революции архиерейский дом использовался как жилой и простоял до 1970-х годов.

 

В 1941-1944 гг. на границе Центрального района у железнодорожной насыпи к северу от проспекта Ленина находились склады НКВД. К ним походила специальная железнодорожная ветка. Склады окружали вышки для стрелков, окопчики с пулемётными гнёздами. В эти годы в Челябинске хранился золотой запас Советского Союза. Позже в помещениях бывших складов разместили областную типографию.

 

К северу от проспекта Ленина на месте нынешнего ТРК «Горки» ранее находился завод «Строммашина», образованный в 1942 году на базе эвакуированного из Ленинграда завода "Нефтеприбор". Тогда перед ним была поставлена задача переоборудования автомобильных бензиновых двигателей на газогенераторные и освоения производства авиабомб ФАБ-50. До 1948 года это был номерной "завод №8 Наркомата Строительных Материалов". Выпуск мирной продукции начинается уже в 1944 - это были вибростанки для производства шлакоблоков. В послевоенные годы начинается выпуск строительной спецтехники, а также продукции военного назначения - машины для укладки аэродромных плит, тележки для перевозки ракет, топливозаправщики, передвижные комплексы для ремонта ракетной техники. В конце 2003 года "Строммашину" поглощает "Уралтрак" и на территории бывшего предприятия площадью 50 тыс. кв. м в 2004 году начинается строительство торгово-развлекательного комплекса "Горки".

 

Далее маршрут путешествия продолжается по улице Рождественского. Улица возникла в начале 1930- годов на 7-м эксплуатационном участке рабочего посёлка ЧТЗ под названием  Садовая, а в 1967 г. переименована в честь танкиста Уральского добровольческого корпуса Константина Рождественского.

 

К юго-западу от перекрёстка этих улиц расположен детский парк имени Валентины Терешковой, а за ним – Комсомольская площадь, которая получила своё название в 1967 г.  Здесь в 1942 г. вручали боевое знамя бойцам 97-й танковой бригады перед отправкой на фронт. В канун 20-летия Победы в Великой Отечественной войне на этой площади на постамент был водружен танк ИС-3 (Объект 703) — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны, запущенный в серийное производство в последние её дни и не успевший принять в ней участие. Это памятник труженикам Танкограда (неофициальное названия Челябинска в годы войны). В годы войны эвакуированный в Челябинск Кировский завод дал фронту 18 тыс. танков и самоходных орудий, 48,5 тыс. танковых моторов. На пьедестале высечены слова: “Уральцы, вам, чьи руки золотые ковали здесь Победу над врагом”.

 

Рядом с улицей Рождественского расположен Автомеханический завод. Он был создан в 1941 г. как завод по производству передвижных электростанций на базе эвакуированных в Челябинск херсонских заводов передвижных электростанций, комбайнового им. Перовского и завода электромонтажных механизмов из подмосковного города Пушкино. В военные годы это предприятие выпускало продукцию для танкового завода. С 1 января 1942 г. предприятие стало именоваться заводом электромонтажных механизмов № 3. После войны было начато производство монтажных лебедок, гидравлических прессов, строительных кранов, узколинейных мотовозов для работы в карьерах. В 1952 г. завод получил современное название. В 1959 г. он был объединен с построенным в 1947–49 гг. авторемонтным заводом. В дальнейшем специализировался на производстве комплектующих деталей (клапанов и толкателей клапанов) для автомобильных и моторных заводов страны.

 

К западу от улицы Рождественского находится территория бывшей Сибирской слободы – посёлка работников железной дороги, возникшего в 1897 году рядом с вокзалом. Занимал он территорию между железнодорожным полотном и железнодорожной веткой, которая наискосок, примерно по уровню нынешней улицы Пограничной, шла к песчаному карьеру, который находился в районе нынешней улицы Барбюса. Улица Пограничная первоначально называлась Граничной - это название указывает на разграничение двух территорий – Сибирской слободы и казачьего Шугаевского посёлка. Северная часть территории, где сейчас находится автодром ГИБДД, была сильно заболочена из-за протекавшей там реки Игуменки. За посёлком находились скотобойня и пожарное депо, дальше шумел берёзовый лесок.

 

К северу от улицы Рождественского находятся цеха предприятия “Станкомаш” (ранее завод № 78) - первенца крупного станкостроения на Урале, вступил в строй действующих 16 мая 1935 г. В 1937 г. заводу было присвоено имя Серго Орджоникидзе. Великая Отечественная война предопределила развитие этого завода как предприятия оборонного комплекса: производство станков было полностью прекращено, в кратчайшие сроки на заводе освоили выпуск корпусов и башен танка КВ, организовали ремонт бронезащиты, ходовой части, вооружения, наладили производство бронебойных снарядов, комплектующих для реактивных установок БМ-13 (“Катюш”). В 1946 г. было начато изготовление буровых установок. В 1940-е гг. годы завод освоил производство запасных частей для тракторов и других сельскохозяйственных машин. В середине 1950-х гг. было возобновлено производство станков.

 

Далее путешествие продолжается по улице Гагарина. Эта улица ранее называлась улицей Строителей, а перед войной кварталы в начале этой улицы относились просто к посёлку КБС (культурно-бытовое строительство). 

 

В начале улицы Гагарина на фасаде здания Южно-Уральского государственного технического колледжа размещено панно «Завоевание космоса». Автор - художник В.Г. Мишин. Это здание для панно было выбрано потому, что оно находится в начале улицы им. Ю.А. Гагарина. Техника: византийская мозаика, прямой набор на блоки. Материал: смальта (многоцветная), изоляторы (белые), гранит (охристый, розовый, светло-серый, тёмно-серый). Площадь панно – 252 кв. м. Открытие состоялось 17 апреля 1976 г.

 

К западу от улицы Гагарина находятся дома бывшего посёлка КБС. В 1930-е в Челябинске начали строить завод №78-й или станкостроительный (ныне «Станкомаш»). Одновременно начали возводить посёлок многоэтажных домов. Посёлок КБС в плане представлял собой прямоугольник, образованный пятиэтажными домами с семиэтажками на торцах. Внутри этого каре расположилось шесть домов четырёхэтажных попроще, от первого до шестого, так и названных (КБС-1, КБС-2 и т.д.). Остальные дома были с хорошими, удобными квартирами, потолки повыше, окна побольше.  Первый дом посёлка КБС был заложен в июле 1932 г. на улице “Челябинского рабочего”. В городок входили магазины, детские и культурные учреждения. Предусматривалось благоустройство, озеленение, асфальтирование дворов и улиц. Посёлок КБС был признан в числе лучших не только в городе, но и по всей стране.

 

Севернее, в 0,5 км к востоку от улицы Гагарина находится территория бывшей Монастырской заимки, образованной в 1860 году на отведённой от казны пахотной земле. Здесь был устроен монастырский хутор, называемый Никольским, так как монастырь построил там маленькую каменную часовню, а потом, в 1864 году, обратил её в храм, который был освящён во имя Святителя Николая Мирликийского. Утверждается, но не подтверждено архивными документами, что сёстры монастыря во второй половине XIX - начале XX вв. приложили немало усилий для организации и ведения коллективного садоводства на монастырском хуторе. В годы советской власти на этой уникальной территории была расположена плодово-опытная станция (в народе звали ещё «Плодушка»), на которой была продолжена селекционная работа по созданию плодовых культур для региона Южного Урала. Даже теперь на территории бывшей монастырской заимки сохранились 64 вида растений монастырских посадок.

 

На перекрёстке улиц Гагарина и Дзержинского находится здание бывшего кинотеатра «Аврора», построенное в 1967 г., в год празднования 50-летия Советской власти. В течение нескольких десятилетий это был лучший кинотеатр Ленинского района.

 

Далее улица Гагарина пересекает улицу Гончаренко, названной в честь командира танка Уральской добровольческой бригады Ивана Григорьевича Гончаренко. Танк Гончаренко был включен в головную походную колонну при освобождении Праги, шел в числе первых трёх разведывательных танков под №№23,24 и 25. Через 3 дня форсированного марша, к утру 9 мая 1945, корпус подошел к Праге, где в ходе боя танк был подбит. В этом бою Гончаренко погиб.  Его танк ИС-2 №23 как первый из пришедших на помощь восставшей Праге стал памятником советским воинам-освободителям в столице Чехословакии. Он был демонтирован с постамента в ходе “бархатной революции” в 1991 г.

На западной стороне улицы Гагарина находится библиотека №22 имени Д.Н. Мамина-Сибиряка (настоящая фамилия Мамин). Дмитрий Наркисович Мамин в 1886 г. совершил поездку по Южному Уралу. Посетил Касли, Кыштым, Златоуст, Миасс, Челябинск. Писателю интересно было проехать по тем местам, “которые скоро захватит строящаяся линия железной дороги Самара–Уфа–Златоуст”. О челябинских впечатлениях написал рассказ “Ночевка”, где описал быт Заречья конца XIX века.

 

Перпендикулярно улице Гагарина протянулась улица Стахановцев. Эта улица возникла в 1940-е гг. в посёлке Серго Орджоникидзе. Как известно, зачинателем как одного из направлений социалистического соревнования (в отсутствии конкуренции требовалось как-то повышать производительность труда) в СССР стал украинский шахтер А. Г. Стаханов. Передовой почин был подхвачен повсеместно, в т.ч. и в Челябинске, где инициаторами организации новой формы соревнования выступили рабочие ЧТЗ. Например, кузнец Л. Быков при норме 1190 стал штамповать 2 тыс. звеньев гусениц в смену.

 

Далее маршрут пролегает вдоль озера Смолина по улице Новороссийской. Озеро Смолино - естественный слабосолёный водоём, объявлено памятником природы в 1961 г. В прошлом щелочная вода и ил озера использовались для лечения различных заболеваний. Иловые отложения имеют мощность от 20 до 100 см. До революции у многих зажиточных жителей Челябинска на этом озере были дачи. Озеро находится на стыке уральской и западносибирской геологических структур. Граница между ними выражена довольно четко в виде возвышенной гряды, проходящей по западному берегу озера. Естественных притоков, кроме родников и небольших речек, не имеет, но в него впадают искусственные ручьи (промышленные и бытовые стоки). Площадь водного зеркала составляет 27 кв. км. Средняя глубина 3,8 м, максимальная 6,7 м. Форма озерной котловины корытообразная.

 

Улица Новороссийская, названа в честь южного приморского российского города Новороссийска. Находится она в южной части Ленинского района и южной части Челябинска (раньше она даже называлась Южной) на берегу озера Смолина, почти «моря» по челябинским масштабам. Одна из немногих улиц Челябинска названа разумно – по её расположению. В старом Челябинске названия улиц старались привязывать к направлениям к другим городам. Например, в северной части старого Челябинска сохранились улицы Каслинская и Кыштымская, названные в честь городов находящихся к северу от Челябинска, а в Ленинском (восточном районе города) – Курганская – Курган находится к востоку от Челябинска.

 

К югу от улицы Новороссийской находится здание Дворца культуры Челябинского трубопрокатного завода. Здание было построено по типовому проекту, но расположено очень удачно на берегу замечательного озера Смолино. Торжественное открытие состоялось 6 ноября 1957 г.

 

Восточнее от перекрёстка улиц Новороссийской и Машиностроителей на берегу озера Смолина расположен поселок Сельмаш. Ограничен улицами: Новороссийской, Бугурусланской, Чистопольской, Магнитогорской. Застройка поселка началась до Великой Отечественной войны, одновременно со строительством оборонного завода № 254 (стройка “Марс”), ныне предприятие “Сигнал”. Старожилы иногда называют его Семьстроем (строительство вело стройуправление № 7).

 

Путешествие продолжается по улице Машиностроителей. Первоначально эта улица была названа в честь маршала Булганина и переименована в современное название в 1957 году.

 

К востоку от улицы Машиностроителей находится проходная трубопрокатного завода (ЧТПЗ), предприятия по производству металлических труб большого диаметра. 13 апреля 1942 г. Государственный комитет обороны принял постановление о строительстве в Челябинске трубопрокатного завода. Основанием для этого стало размещение здесь прокатного стана трубного завода, эвакуированного из Мариуполя. Новый завод был построен за 7 месяцев. Во время Великой Отечественной войны продукция завода поступала во все рода войск. Например, челябинские трубы сделали возможным изготовление авиабомб большого калибра. В 1956 г. директором завода был назначен Осадчий Яков Павлович, в этой должности он проработал более 20 лет. Под руководством Осадчего и при его непосредственном участии были разработаны и осуществлены реконструкция и модернизация оборудования, совершенствовались производственные технологии калибровки валков пилигримового стана для прокатки тонкостенных и толстостенных труб, изготовления труб переменного сечения для лонжеронов лопастей вертолетов. Была впервые в мире разработана и внедрена технология изготовления электросварных прямошовных труб диаметром более 1000 мм из двух полуцилиндров.

 

Далее расположены цеха завода «Электромашина», который был образован в 1934 г. в Москве на базе электрозавода. В октябре 1941 г. завод был эвакуирован в Челябинск и уже в декабре того же года начал работать. В послевоенные годы номенклатура изделий предприятия возросла с 33 до 300 наименований: было организовано изготовление электрооборудования для ремонта тракторов; началось производство электрических систем и отдельных блоков специальных машин. В числе продукции завода – электронные системы поддержания и контроля заданных параметров, полупроводниковые приборы, блоки, системы электроавтоматики, элементы энергообеспечения, системы электроснабжения, аппаратура управления двигателями и системы управления вооружением и механизмами зарядки. Завод предоставляет полный комплекс услуг – поставку запасных частей, ремонт и техническое обслуживание электрооборудования, устанавливаемого на танки Т-55, Т-62, Т-72, Т-80, Т-90, боевые машины пехоты БМП-1, БМП-2, БМП-3 и их модификации.

 

Заканчивается экскурсия около территории Челябинской ТЭЦ-1 и первых домов улицы Энергетиков, которая получила своё название в 1947 г., но возводить жилые дома здесь стали ещё в 1934-1940 гг., когда началось строительство Челябинской ТЭЦ (ныне ТЭЦ-1) в рамках программы сталинской индустриализации. Интересно, что строилась ЧТЭЦ не для отопления и электроснабжения города (здесь ещё и города-то в те годы не было), а для нужд так и не построенного газохимического комбината. По неизвестным причинам от сооружения газохимического производства в Челябинске отказались. Но финансирование строительства Челябинской ТЭЦ было продолжено, только теплоэлектроцентраль теперь уже должна была обслуживать город. Сама ТЭЦ была введена в строй только в январе 1942 года, но за эти 8 лет вокруг неё возникла обширная жилая застройка, которая до сих пор так и называется - "посёлок энергетиков" или "посёлок ТЭЦ-1".

 

Конец экскурсии.


Автор: Латышев Ю.В.

Редактор экскурсионной программы: Гейн А.Е.