экскурсионный маршрут "Рабочий" - Посёлок АМЗ - ЧМК

 

 

Звуковое сопровождение экскурсии

Прямое направление Обратное направление

 

  

ОПИСАНИЕ ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ ЭКСКУРСИОННОГО АВТОБУСА:

Посёлок АМЗ - ЧМК

"Рабочий"


 

Путь следования экскурсионного автобуса: улица Трактовая, улица Кузнецова, улица Блюхера, улица Воровского, Свердловский проспект, Свердловский тракт, улица Черкасская, шоссе Металлургов, улица Румянцева, улица 60-летия Октября.

 

На улице 60-летия Октября экскурсия заканчивается, автобус разворачивается, и следует в обратном направлении с новой экскурсией аналогичного содержания.

 

Путешествие начинается на выезде из посёлка АМЗ, название которого связано с тем, что там проживали работники Автоматно-механического завода. Посёлок выходит на берег Шершнёвского водохранилища. Граничит с городским бором. Обособлен Уфимским трактом. Образован в 1940-е гг. при строительстве завода. К посёлку АМЗ был присоединен старинный поселок Митрофановка, который до революции назывался хутором Михайловским, винокуренным заводом братьев Покровских.

 

Расположен завод и посёлок на Уфимском тракте, на выезде из Челябинска в сторону Уфы. Однако в середине XVIII века главная дорога из Челябинска в Уфу шла вовсе не так, как сегодня. Чтобы добраться до Уфы, человек выезжал из города через северные ворота и ехал по дороге на Екатеринбург. В районе озера Улагач дорога раздваивалась – одна шла дальше, на Екатеринбург, а другая на Кыштымский завод и дальше, на Уфу. И только с 1782 года из Челябинска в Уфу стали ездить примерно там, где сейчас проходит нынешний Уфимский тракт.

 

Поэтому и улица, ведущая в посёлок АМЗ от Уфимского тракта, называется Трактовая.

 

С улицы Трактовой маршрут путешествия поворачивает на улицу Кузнецова. До переименования -  Митрофановское шоссе. Носит с 1967 года имя Н. И. Кузнецова (1911–1944 гг.) – Героя Советского Союза, сотрудника госбезопасности, выполнявшего в годы Великой Отечественной войны особые задания Центра в гг. Ровно и Львове.  Николай Кузнецов лично ликвидировал 11 генералов и высокопоставленных чиновников оккупационной администрации нацистской Германии. Кузнецов с 16 лет стал самостоятельно изучать немецкий язык, в итоге овладев им в совершенстве (позднее в ориентировке абвера указывалось, что он владеет шестью диалектами немецкого языка).

 

На южной стороне улицы Кузнецова на территории школы №56 находится памятник-бюст Герою Советского Союза Н.Ковшовой.  Авторы — скульптор Э. Э. Головницкая, архитектор Н. З. Хасанова. Памятник-бюст выполнен из кованой меди и открыт 19 мая 1978 года. Наталья Венедиктовна Ковшова родилась 26 ноября 1920 года в Уфе. С началом Великой Отечественной войны ушла добровольцем в Красную армию. С января 1942 года снайпер в 528-м стрелковом полку (130-я стрелковая дивизия, 1-я ударная армия, Северо-западный фронт). На личном счету снайпера Ковшовой 167 истреблённых фашистских солдат и офицеров. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно 14 февраля 1943 года (вместе с М. С. Поливановой) за самоотверженность и героизм, проявленные в бою.

 

В 650 метрах к западу от улицы Кузнецова находится территория бывшего Михайловского хутора. На хуторе развивались полеводство с четырёхпольным севооборотом, производящим улучшенные семена; лесоводство, пчеловодство; работали молочная ферма, конный завод. Маслозавод и мельница были крупнейшими в городе. Так называемая “Экономия” принадлежала братьям. Покровским. На хуторе Михайловском находился винокуренный завод братьев Покровских. Хозяйство было национализировано после революции. Во время затопления Шершнёвского водохранилища во второй половине 1960-х гг. вокруг бывшего винокуренного завода была возведена дамба. Однако высота дамбы была слишком низкой. В результате сильного паводка дамбу прорвало и завод был затоплен. В настоящее время о бывшем заводе и хуторе напоминают только остатки дамбы и небольшая сосновая роща на месте бывшего сада поместья Покровских.

 

В 360 метрах к югу от улицы Кузнецова находится двухэтажное здание из красного кирпича (улица Ярославская, 15). Это здание было построено во второй половине 1930-е гг. для администрации складов управления государственных материальных резервов (народный комиссариат снабжения). В ведение Комитета резервов, созданного в октябре 1931 г., были переданы все мобилизационные запасы, находившиеся в разных учреждениях и на предприятиях, а также мобилизационный и государственный хлебные фонды, ранее находившиеся под управлением Народного комиссариата по снабжению. На Комитет резервов, отделы и инспекции при уполномоченных НКВД на местах был возложен учет запасов и контроль за их расходованием строго в пределах утвержденного правительством плана. С ноября 1937 г. отделы и инспекции резервов из системы НКВД перешли в непосредственное ведение Управления госрезервов. Было организовано 16 отделов и 19 инспекций на всей территории страны.

 

Далее по улице Кузнецова находится перекрёсток с улицей Ёлочной, единственной в Челябинске, начинающейся с буквы «Ё». Такое красивое название улица получила в 1949 году во время расширения и застройки посёлка Первомайского, который возник на территории бывшего поместья братьев Покровских.

 

С улицы Кузнецова маршрут путешествия сворачивает на улицу Блюхера. Так эту важную городскую магистраль назвали в 1963 г. Василий Блюхер принимал активное участие в установлении Советской власти в Челябинск и в декабре 1917 г. даже избирался председателем Челябинского военно-революционного комитета.

 

На восточной стороне улицы Блюхера находится Лесное кладбище. На Лесном кладбище хоронили участников Великой Отечественной войны, умерших в челябинских госпиталях. Кладбище было благоустроено и преобразовано в мемориал воинской славы к Дню 30-летия Победы. В мае 1975 г. здесь был открыт Памятник «Память» Авторы: скульпторы Л.Н. Головницкий и Э.Э. Головницкая, архитекторы Ю.П. Данилов и И.В. Талалай.

 

Далее к востоку от улицы Блюхера находится территория Мебельного посёлка, застройка которой начинается после войны, в конце 1940-х годов. Первая улица посёлка - Мебельная - получила название решением горисполкома №996 от 30.12.1949 г. Начало строительства жилых кварталов совпадает со временем образования в 1949 году Челябинской мебельной фабрики на базе артели "Мебельщик". Уже к 1953 году территория была в основном застроена, последние улицы посёлка оформляются к концу 1950-х годов.

 

К западу от улицы Блюхера в глубине соснового бора расположено Митрофановское кладбище. Возможно, что захоронения на этом кладбище производились ещё до революции, но, в основном, в 1930-1950-е гг. На этом кладбище есть небольшая частично отгороженная территория, называемая «большевистским кладбищем». На этой территории стоит памятник борцам за Советскую власть. Этот памятник был установлен 1927 г. на могиле лётчика, умершего в годы гражданской войны. Памятник стоял там, где сейчас двор здания с бывшим магазином «Ритм» (улица Цвиллинга, 33). После войны памятник перенесли на Лесное кладбище, а затем уже на Митрофановское кладбище на братскую могилу борцам за Советскую власть. Перенесли ли прах лётчика сюда же неизвестно. Памятник представляет собой шестиметровый обелиск, сложенный из 10 гранитных плит красноватого и серого цветов.

 

От трамвайного кольца около областной больницы до улицы Рылеева к востоку от улицы Блюхера (ранее этот участок назывался улица Междугородняя) ещё в 1930-е годы началась застройка частными домами небольшого посёлка ИЗО (индивидуальный землеотвод). А юго-западнее территории областной больницы в 1920-1930-е гг. интенсивно разрабатывались каменные карьеры, щебень и камень с которых поставлялся на строительные площадки промышленных предприятий, в том числе и ЧТЗ, по железнодорожной ветке.

 

В связи с образованием в 1934 г. Челябинской области было принято решение о строительстве Челябинской областной больницы. Руководство строительством и подбор медицинского персонала были поручены С. З. Глуховскому, ставшему первым главным врачом больницы. К осени 1938 г. был построен двухэтажный хирургический корпус на 300 коек, а происшедшее 17 октября 1938 г. железнодорожное крушение на станции Чумляк заставило облздравотдел принять решение об экстренном открытии областной больницы для приема пострадавших.

 

С улицы Блюхера после областной больницы маршрут поворачивает на улицу Воровского, названную так в начале 1930-х гг. в честь литературного критика, публициста и советского дипломата Вацлава Воровского.

 

На западной стороне улицы Воровского находится комплекс зданий медицинского университета. В 1944 г. на базе эвакуированного из Киева медицинского института был создан Челябинский медицинский институт, который в 1995 г. переименован в Медицинскую академию, а затем в Южно-Уральский государственный медицинский университет. Первые годы Челябинский медицинский институт располагался в здании бывшей школы по улице Коммуны, 35. В 1960-е годы началось строительство нового комплекса зданий медицинского института на улице Воровского. Строительство главного корпуса из этого комплекса было завершено в 1967 г.

 

В 1938 г. вводится в эксплуатацию трамвайная линия (маршрут №6) от улицы Труда по Свердловскому проспекту до Областной больницы (7,9 км). От пересечения Свердловского проспекта с улицей Воровского трамвайная линия проходила по улице Воровского, а не по улице Блюхера, как сейчас. Только после пересечения с улицей Доватора трамвай поворачивал по улице Образцова налево к улице Блюхера. Трамвайные рельсы были перенесены на улицу Блюхера полностью в начале 1970-х гг. после демонтажа железнодорожной ветки по улице Курчатова.

 

Далее улица Воровского пересекается с улицей Курчатова. До начала 1970-х гг. вдоль нынешней улицы Курчатова (до 1980 г. улица Окружная) проходила железнодорожная ветка от вокзала к мельницам (Архипова и Кузнецова) на берегу реки Миасс. В мае 1918 г. именно вдоль этой ветки отряд чешских легионеров тайно прошёл от вокзала к реке Миасс, переправился около городской водокачки (снесена в 2007 г.) и захватил Красные казармы (ныне учебный центр Омского автомобильного училища).

 

С улицы Воровского маршрут путешествия перемещается на Свердловский проспект, который является главной дорогой из Челябинска в сторону Свердловской области и города Екатеринбурга.

 

Между улицей Воровского и Свердловским проспектом находится треугольник, в котором расположена Челябинская городская больница №1, фактически это сейчас центр города. Когда городская больница в Челябинска была впервые открыта в 1828 г., то она тоже находилась в центре города, но центр города находился на берегу реки Миасс. Время, рост числа жителей города потребовали расширения больницы. Место было выбрано в березовой роще по Уфимскому тракту в полуверсте от города. Теперь этот отрезок бывшего Уфимского тракта – улицы Воровского. Строительство завершено в 1880 году.  Давно снесены старые корпуса больницы и, наверное, человек не знакомый с историей города и больницы никогда не скажет, что возраст этого учреждения, вполне современного, на этом месте составляет более 130 лет. Конечно, с тех далеких времен произошло много событий и перемен и на территории больницы практически ничто не напоминает о временах 130-летней давности, за исключением одного объекта. Это ограда вдоль территории городской больницы со стороны улицы Воровского. Ограда на каменных тесаных, гранитных столбах, с железной решеткой сооружена в 1892-1897 гг. В настоящее время длина ограды – около 370 м.

 

Перпендикулярно к Свердловскому проспекту начинается улица Южная. Улица с таким названием появилась на южной окраине города примерно после 1926 года.  Ранее в городе существовало две улицы с аналогичным названием: в районе улицы Тимирязева и около элеватора. Строительные названия «Южная» были у улиц Первого Спутника, Новороссийской и части проспекта Победы. В настоящее время есть ещё одна улица Южная в посёлке Новосинеглазовский.

 

За перекрёстком Свердловского проспекта с проспектом Ленина находится Алое поле. Ранее это достопримечательное место называлось Александровская площадь, где проводились традиционные ярмарки. В 1920 г. площадь переименовали в Алое поле. Здесь находятся храм Александра Невского, Дворец пионеров и школьников, первый памятник Ленину в Челябинске, памятник «Орлёнок», памятники пионерам-героям и памятник разведчику Ахмерову.

 

Там, где Свердловский проспект подходит к реке Миасс расположен Дворец спорта «Юность», который  был открыт в ноябре 1967 г. Дворец был построен за рекордные 11 месяцев по немного изменённому проекту “Спортивный и киноконцертный зал на 6000 мест” (“Белгоспроект”, арх. С. Филимонов, В. Коржевский, В. Малышев), который был разработан и первоначально осуществлен в Минске.

 

На другой стороне реки Миасс расположено здание торгового центра, которое  уникально по своей архитектуре и возведено по проекту Московского института “Гипроторг” трестом “Челябметаллургстрой”. Основной объем представляет собой большепролетный купол в виде сборно‑монолитной предварительно напряжённой железобетонной пологой оболочки, которая по контуру опирается на круглые колонны с шагом 6 м. Площадь купола более 1 га, вес свыше 5 тыс. тонн. Купол (высшая точка находится на высоте 21 м) как бы парит в воздухе.

 

К западу от Свердловского проспекта в 1913-1914 гг. на одном из самых высоких мест Челябинска были построены из красного кирпича 7 двухэтажных зданий для размещения солдат Инсарского полка (полк участвовал в русско-японской войне). Эти здания стали называть «Красные казармы». Все они прекрасно сохранились и находятся сейчас на территории учебного центра автомобильного училища.

 

За «Красными казармами» Свердловский проспект пересекает проспект Победы, крупнейшую улицу Челябинска длиной 12 км. До переименования проспект составляли две улицы: Солнечная и Выборная. Проспект Победы – единственная улица, пересекающая весь город. Мемориальная доска, установленная на здании теплотехнического института, сообщает, что свое название проспект Победы получил 9 мая 1965 г., в день 20-летия Победы в Великой Отечественной войне. Проспект Победы является пограничным между Калининским и Курчатовским районами. Почти на всем протяжении магистраль жилая – здесь мало общественных зданий.

 

Во второй половине XIX века в районе нынешних улиц Островского и Каслинской, проспектов Победы и Свердловского было основано первое Успенское кладбище, захоронения на котором осуществлялись до конца 1920-х гг. На этом кладбище была построена Успенская церковь, которую снесли после революции в период борьбы с религией. 

 

Далее Свердловский проспект пересекает Комсомольский проспект, который изначально проектировался именно как проспект с расстоянием между фасадами домов на нём от 80 до 90 м. И такой ширины проспект тянулся на расстояние в 3,3 км. Только восточная и западная части проспекта уже. Восточная часть – это бывшая улица Каховская, где ширины между домами не превышает 50 м. В настоящее время точечная застройка на этом проспекте сужает его ширину. Значительная ширина этого проспекта по сравнению с другими улицами должна была обеспечивать быструю эвакуацию значительного потока машин и людей из центра города в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

 

Далее путешествие продолжается по Свердловскому проспекту, переходящему после моста в Свердловский тракт. К западу от Свердловского тракта за забором находится открытый склад цинкового концентрата, предназначенного для получения цинка. Челябинский цинковый завод (ЧЦЗ) начали строить в Челябинске в 1930 г., а первая продукция была получена в 1935 г. В настоящее время – это крупнейшее предприятие по получению цинка высокой чистоты в России. С ноября 2006 года акции завода котируются на Лондонской фондовой бирже и Российской товарно-сырьевой бирже. На долю ЧЦЗ приходится около 2% мирового и более 60% российского производства цинка. ЧЦЗ -  единственный в России производит только цинк марки SpecialHighGrade с чистотой не менее 99,995 % и сплавы на его основе.

 

В 1930-е годы в одном километре к северу от железной дороги на Свердловск началось строительство завода по производству диоксида титана – белого пигмента для производства краски. Эту площадку назвали «Титанстрой». До начала войны этот завод не успели запустить. В построенных цехах в годы войны началось производство лакокрасочных материалов. И только в 1950-е гг. запустили первый цех по производству диоксида титана.

 

За территориями бывшего лакокрасочного завода и действующего цинкового завода в 200-х метрах к западу от Свердловского тракта начинаются могилы Успенского кладбища, захоронения на котором начались ещё в 1928 г. Именуется по часовне в честь Успения Пресвятой Богородицы. На этом кладбище десятки могил Героев Советского Союза и других знаменитых жителей Челябинска. На кладбище есть так называемый госпитальный квартал – 53 могилы участников Великой отечественной войны. Около этих могил в 1975 году установлен памятник, который создал известный челябинский скульптор Виталий Зайков (один из авторов монумента "Сказ об Урале" на привокзальной площади и памятника Ленину на площади Революции).  Это второе кладбище в Челябинске с таким названием, первое раньше находилось в районе проспекта Победы.

 

К востоку от Свердловского тракта расположено трамвайно-троллейбусное депо. Это склон Пугачёвской горки – возвышенности напротив посёлка Першино. Возможно, что именно здесь в феврале 1774 г. происходило сражение между отрядом пугачёвского атамана Грязнова и правительственными войсками. Бой носил странный характер. Правительственный отряд был в два раза больше, но ограничился артиллерийским обстрелом. При этом удалось захватить у мятежников 2 орудия и 180 пленных. После чего остальной отряд Грязнова вернулся в деревню Першино, его не преследовали.

 

От Свердловского тракта маршрут поворачивает к городку металлургов по улице Черкасской, названной в честь украинского города Черкассы. В одном километре от пересечения Свердловского тракта с улицей Черкасской (10-15 минут пешком вдоль Свердловского тракта) находятся здания бывшей мельницы. Купец Степанов, член Торгового дома «Братья Степановы» из Екатеринбурга, в 12 верстах от Челябинска между казачьей станицей Першино и деревней Казанцево весной 1894 г. заложил фундамент, а к октябрю 1894 г. уже были выстроены корпуса мельницы, которая была наиболее высокотехнологичным мукомольным предприятием тогдашней России.

 

Далее путешествие продолжается по улице Черкасской в сторону реки Миасс - главной водной артерии Челябинска. Длина реки в пределах города составляет 36 км. Протекая через город, река имеет извилистое русло с многочисленными островами; глубина меняется от 1–3 м на плесах до 0,5–1 м на перекатах; средняя ширина русла 30–50 м, местами до 150 м. Берега реки Миасс невысокие, лишь в отдельных местах имеют высоту до 5 м. Для водоснабжения промышленных предприятий в черте города были построены плотины, организовано 3 пруда (у ЧМК, Коммунар – спущены; у ЧГРЭС – плотина разобрана зимой 2015-2016 гг.).

 

За рекой Миасс к востоку от улицы Черкасской находится посёлок Першино - памятное место Пугачёвского бунта. В деревне Першино в январе 1774 г. разместился отряд русских и башкир под предводительством пугачёвского атамана Грязнова. Сам Грязнов остановился в доме крестьянина Фёдора Сухогонова. Отряд состоял из 400 русских при семи пушках, число башкир неизвестно. На здании школы в посёлке Першино установлена памятная доска, рассказывающая о событиях Пугачёвского бунта.

 

Многие ветераны до сих пор называют как «Бакал» одну из остановок общественного транспорта на улице Черкасской. Посёлка Бакал уже нет, но старожилы помнят, что находился он в пределах современного микрорайона между улицами Черкасской, Набережной и шоссе Металлургов. Состоял из бараков, а главной достопримечательностью был очаг культуры - деревянный клуб "Заря", где крутили любимые кинофильмы. На доме по улице Комаровского, 7а, есть памятная доска, посвященная первому начальнику СМУ «Бакалметаллургстрой» генералу армии А.Н. Комаровскому.

 

Далее путешествие продолжается по Шоссе Металлургов, где на пересечении с улицей Черкасской находится Центральный клуб Челябметаллургстроя, который начали строить ещё в 1944 году, закончили в 1945 г. (архитекторы Я. Скуратовский, А. Гуревич). В качестве образца взяли проект Рыбинского дворца культуры. Центральный клуб является памятником советской архитектуры переходного периода от конструктивизма к неоклассицизму 30-х годов. Перед зданием клуба был установлен памятник Ленину, который постепенно обветшал. Поэтому в 1984 г. перед клубом разместили скульптуру Ленина работы Вучетича, отлитую еще в 1959 г. и долгие годы хранившуюся на складе.

 

С шоссе Металлургов маршрут путешествия поворачивает на улицу Румянцева, названную в честь одного из российских полководцев Румянцева-Задунайского.

 

Рядом с улицей Румянцева находится городок больницы № 6. Ранее она называлась больница ЧМК и была создана 25 сентября 1942 г. К 1946 г. больница имела уже 70 коек в двухэтажном кирпичном здании; отдельно работала поликлиника. В 1948–49 гг. были построены первый корпус нового здания на 225 коек, детские корпуса с боксами на 175 коек. В 1950 г. в эксплуатацию вошел новый корпус детской соматической больницы, в 1954 г. – терапевтический корпус на 390 коек.

 

Улица Румянцева пересекает улицу Дружбы, нынешнее название которой появилось в 1949 году. Ранее с 1946 г. это была улица Черняховского, названная в честь генерала Ивана Даниловича Черняховского. А возникла улица в первой половине 1940-х годов как 6-я улица Соцгорода металлургического завода.

 

К востоку от улицы Румянцева в кварталах между улицами Мира и Электростальской находятся так называемые «Немецкие дома», которые  были построены трудармейцами и немецкими военнопленными в середине 1940-х гг. На одном из домов указана дата его строительства - 1947 г. К настоящему времени сохранилось около 20 домов с оригинальными фасадами в стиле «голландской классики».

 

Путешествие по улице Румянцева приближается к улице Богдана Хмельницкого. В 200-х метрах к западу от этого перекрёстка находится так называемый «Казанский лог» - бывшее русло небольшого притока реки Миасс - речки Казанка, которая протекала по середине нынешней улице Богдана Хмельницкого. Большой сквер на улице Богдана Хмельницкого между улицами Сталеваров и Жукова как раз и обязан своим появлением бывшей речке Казанка, которая здесь образовывала большое и протяжённое болото. Поэтому в сквере высажены сорта деревьев, которые обильно впитывают влагу из заболоченной почвы.

 

Последняя улица этого путешествия – улица имени 60-летия Октября, которая некоторое время называлась улицей 3-го спутника.

 

Рядом с улицей имени 60-летия Октября находится Парк культуры и отдыха имени Тищенко. Этот парк под названием «Металлург» открылся в 1947 году. В начале 1980-х гг. по инициативе Олега Ивановича Тищенко, на тот момент директора Челябинского металлургического завода, в парке была построена Поляна сказок — детская площадка с замком и фигурками сказочных персонажей. В 2011 году был высажен дендрарий, построены шахматная веранда (колоннада) проложены велодорожки. А в 2012 году заработало новое колесо обозрения высотой 26 метров.

 

В этом парке находится «Дом-аквариум», который был открыт 17 июля 1983 г. Является единственным подобным учреждением в регионе Урала и Сибири. Занесен в Мировой справочник по аквариумам. Один зал выполнен в виде комнаты-каюты старинного корабля; украшением зала служит макет фрегата “Паллада”. Во втором зале представлено около 90 видов экзотических рыб, которые размещены в 40 выставочных аквариумах объемом 600–800 л.

 

В доме №18 по улице 60-лет Октября в последние годы (1961-1964) жил замечательный челябинский художник Игнатий Вандышев (1891-1964), участник Первой Мировой войны. С середины 1940-х гг. он создал десятки живописных и графических работ на темы старой Челябы и социалистического Челябинска. Большинство его картин хранится в Челябинской краеведческом музее.

 

На пересечении улиц имени 60-летия Октября и Сталеваров находится Дворец культуры «Восток», который был построен в 1970-е гг. строительно-монтажным трестом “ВОСТОКМЕТАЛЛУРГМОНТАЖ”. Этот трест был образован в 1949 г. для выполнения монтажных работ на металлургических предприятиях. Монтажники треста участвовали в строительстве цехов Челябинского металлургического завода и знаменитого трубоэлектросварочного стана “1020” на Челябинском трубопрокатном заводе.

 

Заканчивается путешествие у заводоуправления Челябинского металлургического завода. Ещё в 1902-1906 гг. предприниматель Морозов планировал построить в Челябинске чугунолитейный завод, но строительство так и не началось. Вторая попытка создания металлургического завода с использованием железных руд Бакальского месторождения была сделана в начале 1930-х гг. Однако в 1935 г. стройка была законсервирована. Только за 10 дней до Великой Отечественной войны правительство Советского Союза приняло решение о начале строительства завода на Першинской площадке. Уже к концу 1941 г. на строительную площадку начали прибывать железнодорожные составы с эвакуированным металлургическим оборудованием и специалистами из Украины, Липецка, Сталинграда, и Электростали. Строительство завода было завершено к апрелю 1943 г.

 

Конец экскурсии.

 

Обратное направление.

Путь следования экскурсионного автобуса: улица 60-летия Октября, улица Румянцева, улица Дружбы, улица Черкасская, Свердловский тракт, Свердловский проспект, улица Воровского, улица Блюхера, улица Кузнецова, улица Трактовая.

 

Наше путешествие начинается с улицы имени 60-летия Октября, которая некоторое время называлась улицей 3-го спутника, у заводоуправления Челябинского металлургического завода. Ещё в 1902-1906 гг. предприниматель Морозов планировал построить в Челябинске чугунолитейный завод, но строительство так и не началось. Вторая попытка создания металлургического завода с использованием железных руд Бакальского месторождения была сделана в начале 1930-х гг. Однако в 1935 г. стройка была законсервирована. Только за 10 дней до Великой Отечественной войны правительство Советского Союза приняло решение о начале строительства завода на Першинской площадке. Уже к концу 1941 г. на строительную площадку начали прибывать железнодорожные составы с эвакуированным металлургическим оборудованием и специалистами из Украины, Липецка, Сталинграда, и Электростали. Строительство завода было завершено к апрелю 1943 г.

 

На пересечении улиц имени 60-летия Октября и Сталеваров находится Дворец культуры «Восток», который был построен в 1970-е гг. строительно-монтажным трестом “ВОСТОКМЕТАЛЛУРГМОНТАЖ”. Этот трест был образован в 1949 г. для выполнения монтажных работ на металлургических предприятиях. Монтажники треста участвовали в строительстве цехов Челябинского металлургического завода и знаменитого трубоэлектросварочного стана “1020” на Челябинском трубопрокатном заводе.

 

В доме №18 по улице 60-лет Октября в последние годы (1961-1964) жил замечательный челябинский художник Игнатий Вандышев (1891-1964), участник Первой Мировой войны. С середины 1940-х гг. он создал десятки живописных и графических работ на темы старой Челябы и социалистического Челябинска. Большинство его картин хранится в Челябинской краеведческом музее.

 

Рядом с улицей имени 60-летия Октября находится Парк культуры и отдыха имени Тищенко. Этот парк под названием «Металлург» открылся в 1947 году. В начале 1980-х гг. по инициативе Олега Ивановича Тищенко, на тот момент директора Челябинского металлургического завода, в парке была построена Поляна сказок — детская площадка с замком и фигурками сказочных персонажей. В 2011 году был высажен дендрарий, построены шахматная веранда (колоннада) проложены велодорожки. А в 2012 году заработало новое колесо обозрения высотой 26 метров.

 

В этом парке находится «Дом-аквариум», который был открыт 17 июля 1983 г. Является единственным подобным учреждением в регионе Урала и Сибири. Занесен в Мировой справочник по аквариумам. Один зал выполнен в виде комнаты-каюты старинного корабля; украшением зала служит макет фрегата “Паллада”. Во втором зале представлено около 90 видов экзотических рыб, которые размещены в 40 выставочных аквариумах объемом 600–800 л.

 

С улицы 60-летия Октября маршрут путешествия поворачивает на улицу Румянцева, названную в честь одного из российских полководцев Румянцева-Задунайского.

 

К западу от перекрёстка улицы Румянцева и улицы Богдана Хмельницкого находится так называемый «Казанский лог» - бывшее русло небольшого притока реки Миасс - речки Казанка, которая протекала по середине нынешней улице Богдана Хмельницкого. Большой сквер на улице Богдана Хмельницкого между улицами Сталеваров и Жукова как раз и обязан своим появлением бывшей речке Казанка, которая здесь образовывала большое и протяжённое болото. Поэтому в сквере высажены сорта деревьев, которые обильно впитывают влагу из заболоченной почвы.

 

К востоку от улицы Румянцева в кварталах между улицами Мира и Электростальской находятся так называемые «Немецкие дома», которые  были построены трудармейцами и немецкими военнопленными в середине 1940-х гг. На одном из домов указана дата его строительства - 1947 г. К настоящему времени сохранилось около 20 домов с оригинальными фасадами в стиле «голландской классики».

 

Улица Румянцева пересекает улицу Дружбы, нынешнее название которой появилось в 1949 году. Ранее с 1946 г. это была улица Черняховского, названная в честь генерала Ивана Даниловича Черняховского. А возникла улица в первой половине 1940-х годов как 6-я улица Соцгорода металлургического завода.

 

Рядом с улицей Румянцева находится городок больницы № 6. Ранее она называлась больница ЧМК и была создана 25 сентября 1942 г. К 1946 г. больница имела уже 70 коек в двухэтажном кирпичном здании; отдельно работала поликлиника. В 1948–49 гг. были построены первый корпус нового здания на 225 коек, детские корпуса с боксами на 175 коек. В 1950 г. в эксплуатацию вошел новый корпус детской соматической больницы, в 1954 г. – терапевтический корпус на 390 коек.

 

Объезжая по улице Дружбы и улице Обухова городок больницы № 6 наше путешествие продолжается по Шоссе Металлургов, где на пересечении с улицей Черкасской находится Центральный клуб Челябметаллургстроя, который начали строить ещё в 1944 году, закончили в 1945 г. (архитекторы Я. Скуратовский, А. Гуревич). В качестве образца взяли проект Рыбинского дворца культуры. Центральный клуб является памятником советской архитектуры переходного периода от конструктивизма к неоклассицизму 30-х годов. Перед зданием клуба был установлен памятник Ленину, который постепенно обветшал. Поэтому в 1984 г. перед клубом разместили скульптуру Ленина работы Вучетича, отлитую еще в 1959 г. и долгие годы хранившуюся на складе.

 

С шоссе Металлургов маршрут путешествия поворачивает на улицу Черкасскую, названной в честь украинского города Черкассы. Многие ветераны до сих пор называют как «Бакал» одну из остановок общественного транспорта на улице Черкасской. Посёлка Бакал уже нет, но старожилы помнят, что находился он в пределах современного микрорайона между улицами Черкасской, Набережной и шоссе Металлургов. Состоял из бараков, а главной достопримечательностью был очаг культуры - деревянный клуб "Заря", где крутили любимые кинофильмы. На доме по улице Комаровского, 7а, есть памятная доска, посвященная первому начальнику СМУ «Бакалметаллургстрой» генералу армии А.Н. Комаровскому.

 

Перед рекой Миасс к востоку от улицы Черкасской находится посёлок Першино - памятное место Пугачёвского бунта. В деревне Першино в январе 1774 г. разместился отряд русских и башкир под предводительством пугачёвского атамана Грязнова. Сам Грязнов остановился в доме крестьянина Фёдора Сухогонова. Отряд состоял из 400 русских при семи пушках, число башкир неизвестно. На здании школы в посёлке Першино установлена памятная доска, рассказывающая о событиях Пугачёвского бунта.

 

Далее путешествие продолжается по улице Черкасской в сторону реки Миасс - главной водной артерии Челябинска. Длина реки в пределах города составляет 36 км. Протекая через город, река имеет извилистое русло с многочисленными островами; глубина меняется от 1–3 м на плесах до 0,5–1 м на перекатах; средняя ширина русла 30–50 м, местами до 150 м. Берега реки Миасс невысокие, лишь в отдельных местах имеют высоту до 5 м. Для водоснабжения промышленных предприятий в черте города были построены плотины, организовано 3 пруда (у ЧМК, Коммунар – спущены; у ЧГРЭС – плотина разобрана зимой 2015-2016 гг.).

 

Наше путешествие с улицы Черкасской продолжается по Свердловскому тракту. В одном километре от пересечения Свердловского тракта с улицей Черкасской (10-15 минут пешком вдоль Свердловского тракта) находятся здания бывшей мельницы. Купец Степанов, член Торгового дома «Братья Степановы» из Екатеринбурга, в 12 верстах от Челябинска между казачьей станицей Першино и деревней Казанцево весной 1894 г. заложил фундамент, а к октябрю 1894 г. уже были выстроены корпуса мельницы, которая была наиболее высокотехнологичным мукомольным предприятием тогдашней России.

 

К востоку от Свердловского тракта расположено трамвайно-троллейбусное депо. Это склон Пугачёвской горки – возвышенности напротив посёлка Першино. Возможно, что именно здесь в феврале 1774 г. происходило сражение между отрядом пугачёвского атамана Грязнова и правительственными войсками. Бой носил странный характер. Правительственный отряд был в два раза больше, но ограничился артиллерийским обстрелом. При этом удалось захватить у мятежников 2 орудия и 180 пленных. После чего остальной отряд Грязнова вернулся в деревню Першино, его не преследовали.

 

За территориями бывшего лакокрасочного завода и действующего цинкового завода в 200-х метрах к западу от Свердловского тракта начинаются могилы Успенского кладбища, захоронения на котором начались ещё в 1928 г. Именуется по часовне в честь Успения Пресвятой Богородицы. На этом кладбище десятки могил Героев Советского Союза и других знаменитых жителей Челябинска. На кладбище есть так называемый госпитальный квартал – 53 могилы участников Великой отечественной войны. Около этих могил в 1975 году установлен памятник, который создал известный челябинский скульптор Виталий Зайков (один из авторов монумента "Сказ об Урале" на привокзальной площади и памятника Ленину на площади Революции).  Это второе кладбище в Челябинске с таким названием, первое раньше находилось в районе проспекта Победы.

 

В 1930-е годы в одном километре к северу от железной дороги на Свердловск началось строительство завода по производству диоксида титана – белого пигмента для производства краски. Эту площадку назвали «Титанстрой». До начала войны этот завод не успели запустить. В построенных цехах в годы войны началось производство лакокрасочных материалов. И только в 1950-е гг. запустили первый цех по производству диоксида титана.

 

Далее путешествие продолжается по Свердловскому проспекту. К западу от Свердловского проспекта за забором находится открытый склад цинкового концентрата, предназначенного для получения цинка. Челябинский цинковый завод (ЧЦЗ) начали строить в Челябинске в 1930 г., а первая продукция была получена в 1935 г. В настоящее время – это крупнейшее предприятие по получению цинка высокой чистоты в России. С ноября 2006 года акции завода котируются на Лондонской фондовой бирже и Российской товарно-сырьевой бирже. На долю ЧЦЗ приходится около 2% мирового и более 60% российского производства цинка. ЧЦЗ -  единственный в России производит только цинк марки SpecialHighGrade с чистотой не менее 99,995 % и сплавы на его основе.

 

Далее Свердловский проспект пересекает Комсомольский проспект, который изначально проектировался именно как проспект с расстоянием между фасадами домов на нём от 80 до 90 м. И такой ширины проспект тянулся на расстояние в 3,3 км. Только восточная и западная части проспекта уже. Восточная часть – это бывшая улица Каховская, где ширины между домами не превышает 50 м. В настоящее время точечная застройка на этом проспекте сужает его ширину. Значительная ширина этого проспекта по сравнению с другими улицами должна была обеспечивать быструю эвакуацию значительного потока машин и людей из центра города в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

 

Во второй половине XIX века в районе нынешних улиц Островского и Каслинской, проспектов Победы и Свердловского было основано первое Успенское кладбище, захоронения на котором осуществлялись до конца 1920-х гг. На этом кладбище была построена Успенская церковь, которую снесли после революции в период борьбы с религией. 

 

Свердловский проспект пересекает проспект Победы, крупнейшую улицу Челябинска длиной 12 км. До переименования проспект составляли две улицы: Солнечная и Выборная. Проспект Победы – единственная улица, пересекающая весь город. Мемориальная доска, установленная на здании теплотехнического института, сообщает, что свое название проспект Победы получил 9 мая 1965 г., в день 20-летия Победы в Великой Отечественной войне. Проспект Победы является пограничным между Калининским и Курчатовским районами. Почти на всем протяжении магистраль жилая – здесь мало общественных зданий.

 

К западу от Свердловского проспекта в 1913-1914 гг. на одном из самых высоких мест Челябинска были построены из красного кирпича 7 двухэтажных зданий для размещения солдат Инсарского полка (полк участвовал в русско-японской войне). Эти здания стали называть «Красные казармы». Все они прекрасно сохранились и находятся сейчас на территории учебного центра автомобильного училища.

 

Там, где Свердловский проспект подходит к реке Миасс расположено здание торгового центра, которое  уникально по своей архитектуре и возведено по проекту Московского института “Гипроторг” трестом “Челябметаллургстрой”. Основной объем представляет собой большепролетный купол в виде сборно‑монолитной предварительно напряжённой железобетонной пологой оболочки, которая по контуру опирается на круглые колонны с шагом 6 м. Площадь купола более 1 га, вес свыше 5 тыс. тонн. Купол (высшая точка находится на высоте 21 м) как бы парит в воздухе.

 

На другой стороне реки Миасс расположен Дворец спорта «Юность», который  был открыт в ноябре 1967 г. Дворец был построен за рекордные 11 месяцев по немного изменённому проекту “Спортивный и киноконцертный зал на 6000 мест” (“Белгоспроект”, арх. С. Филимонов, В. Коржевский, В. Малышев), который был разработан и первоначально осуществлен в Минске.

 

Перед пересечением Свердловского проспекта с проспектом Ленина находится Алое поле. Ранее это достопримечательное место называлось Александровская площадь, где проводились традиционные ярмарки. В 1920 г. площадь переименовали в Алое поле. Здесь находятся храм Александра Невского, Дворец пионеров и школьников, первый памятник Ленину в Челябинске, памятник «Орлёнок», памятники пионерам-героям и памятник разведчику Ахмерову.

 

Перпендикулярно к Свердловскому проспекту начинается улица Южная. Улица с таким названием появилась на южной окраине города примерно после 1926 года.  Ранее в городе существовало две улицы с аналогичным названием: в районе улицы Тимирязева и около элеватора. Строительные названия «Южная» были у улиц Первого Спутника, Новороссийской и части проспекта Победы. В настоящее время есть ещё одна улица Южная в посёлке Новосинеглазовский.

 

Между улицей Воровского и Свердловским проспектом находится треугольник, в котором расположена Челябинская городская больница №1, фактически это сейчас центр города. Когда городская больница в Челябинска была впервые открыта в 1828 г., то она тоже находилась в центре города, но центр города находился на берегу реки Миасс. Время, рост числа жителей города потребовали расширения больницы. Место было выбрано в березовой роще по Уфимскому тракту в полуверсте от города. Теперь этот отрезок бывшего Уфимского тракта – улицы Воровского. Строительство завершено в 1880 году.  Давно снесены старые корпуса больницы и, наверное, человек не знакомый с историей города и больницы никогда не скажет, что возраст этого учреждения, вполне современного, на этом месте составляет более 130 лет. Конечно, с тех далеких времен произошло много событий и перемен и на территории больницы практически ничто не напоминает о временах 130-летней давности, за исключением одного объекта. Это ограда вдоль территории городской больницы со стороны улицы Воровского. Ограда на каменных тесаных, гранитных столбах, с железной решеткой сооружена в 1892-1897 гг. В настоящее время длина ограды – около 370 м.

 

Со Свердловского проспекта маршрут поворачивает на улицу Воровского, названную так в начале 1930-х гг. в честь литературного критика, публициста и советского дипломата Вацлава Воровского.

 

В 1938 г. вводится в эксплуатацию трамвайная линия (маршрут №6) от улицы Труда по Свердловскому проспекту до Областной больницы (7,9 км). От пересечения Свердловского проспекта с улицей Воровского трамвайная линия проходила по улице Воровского, а не по улице Блюхера, как сейчас. Только после пересечения с улицей Доватора трамвай поворачивал по улице Образцова налево к улице Блюхера. Трамвайные рельсы были перенесены на улицу Блюхера полностью в начале 1970-х гг. после демонтажа железнодорожной ветки по улице Курчатова.

 

Чуть далее улица Воровского пересекается с улицей Курчатова. До начала 1970-х гг. вдоль нынешней улицы Курчатова (до 1980 г. улица Окружная) проходила железнодорожная ветка от вокзала к мельницам (Архипова и Кузнецова) на берегу реки Миасс. В мае 1918 г. именно вдоль этой ветки отряд чешских легионеров тайно прошёл от вокзала к реке Миасс, переправился около городской водокачки (снесена в 2007 г.) и захватил Красные казармы (ныне учебный центр Омского автомобильного училища).

 

На западной стороне улицы Воровского находится комплекс зданий медицинского университета. В 1944 г. на базе эвакуированного из Киева медицинского института был создан Челябинский медицинский институт, который в 1995 г. переименован в Медицинскую академию, а затем в Южно-Уральский государственный медицинский университет. Первые годы Челябинский медицинский институт располагался в здании бывшей школы по улице Коммуны, 35. В 1960-е годы началось строительство нового комплекса зданий медицинского института на улице Воровского. Строительство главного корпуса из этого комплекса было завершено в 1967 г.

 

С улицы Воровского наш маршрут сворачивает на улицу Блюхера. Так эту важную городскую магистраль назвали в 1963 г. Василий Блюхер принимал активное участие в установлении Советской власти в Челябинск и в декабре 1917 г. даже избирался председателем Челябинского военно-революционного комитета.

 

В связи с образованием в 1934 г. Челябинской области было принято решение о строительстве Челябинской областной больницы. Руководство строительством и подбор медицинского персонала были поручены С. З. Глуховскому, ставшему первым главным врачом больницы. К осени 1938 г. был построен двухэтажный хирургический корпус на 300 коек, а происшедшее 17 октября 1938 г. железнодорожное крушение на станции Чумляк заставило облздравотдел принять решение об экстренном открытии областной больницы для приема пострадавших.

 

От трамвайного кольца около областной больницы до улицы Рылеева к востоку от улицы Блюхера (ранее этот участок назывался улица Междугородняя) ещё в 1930-е годы началась застройка частными домами небольшого посёлка ИЗО (индивидуальный землеотвод). А юго-западнее территории областной больницы в 1920-1930-е гг. интенсивно разрабатывались каменные карьеры, щебень и камень с которых поставлялся на строительные площадки промышленных предприятий, в том числе и ЧТЗ, по железнодорожной ветке.

 

К западу от улицы Блюхера в глубине соснового бора расположено Митрофановское кладбище. Возможно, что захоронения на этом кладбище производились ещё до революции, но, в основном, в 1930-1950-е гг. На этом кладбище есть небольшая частично отгороженная территория, называемая «большевистским кладбищем». На этой территории стоит памятник борцам за Советскую власть. Этот памятник был установлен 1927 г. на могиле лётчика, умершего в годы гражданской войны. Памятник стоял там, где сейчас двор здания с бывшим магазином «Ритм» (улица Цвиллинга, 33). После войны памятник перенесли на Лесное кладбище, а затем уже на Митрофановское кладбище на братскую могилу борцам за Советскую власть. Перенесли ли прах лётчика сюда же неизвестно. Памятник представляет собой шестиметровый обелиск, сложенный из 10 гранитных плит красноватого и серого цветов.

 

А к востоку находится территория Мебельного посёлка, застройка которой начинается после войны, в конце 1940-х годов. Первая улица посёлка - Мебельная - получила название решением горисполкома №996 от 30.12.1949 г. Начало строительства жилых кварталов совпадает со временем образования в 1949 году Челябинской мебельной фабрики на базе артели "Мебельщик". Уже к 1953 году территория была в основном застроена, последние улицы посёлка оформляются к концу 1950-х годов.

 

На восточной стороне улицы Блюхера находится Лесное кладбище. На Лесном кладбище хоронили участников Великой Отечественной войны, умерших в челябинских госпиталях. Кладбище было благоустроено и преобразовано в мемориал воинской славы к Дню 30-летия Победы. В мае 1975 г. здесь был открыт Памятник «Память» Авторы: скульпторы Л.Н. Головницкий и Э.Э. Головницкая, архитекторы Ю.П. Данилов и И.В. Талалай.

 

С улицы Блюхера маршрут путешествия сворачивает на улицу Кузнецова. До переименования -  Митрофановское шоссе. Носит с 1967 года имя Н. И. Кузнецова (1911–1944 гг.) – Героя Советского Союза, сотрудника госбезопасности, выполнявшего в годы Великой Отечественной войны особые задания Центра в гг. Ровно и Львове.  Николай Кузнецов лично ликвидировал 11 генералов и высокопоставленных чиновников оккупационной администрации нацистской Германии. Кузнецов с 16 лет стал самостоятельно изучать немецкий язык, в итоге овладев им в совершенстве (позднее в ориентировке абвера указывалось, что он владеет шестью диалектами немецкого языка).

 

По улице Кузнецова находится перекрёсток с улицей Ёлочной, единственной в Челябинске, начинающейся с буквы «Ё». Такое красивое название улица получила в 1949 году во время расширения и застройки посёлка Первомайского, который возник на территории бывшего поместья братьев Покровских.

 

В 360 метрах к югу от улицы Кузнецова находится двухэтажное здание из красного кирпича (улица Ярославская, 15). Это здание было построено во второй половине 1930-е гг. для администрации складов управления государственных материальных резервов (народный комиссариат снабжения). В ведение Комитета резервов, созданного в октябре 1931 г., были переданы все мобилизационные запасы, находившиеся в разных учреждениях и на предприятиях, а также мобилизационный и государственный хлебные фонды, ранее находившиеся под управлением Народного комиссариата по снабжению. На Комитет резервов, отделы и инспекции при уполномоченных НКВД на местах был возложен учет запасов и контроль за их расходованием строго в пределах утвержденного правительством плана. С ноября 1937 г. отделы и инспекции резервов из системы НКВД перешли в непосредственное ведение Управления госрезервов. Было организовано 16 отделов и 19 инспекций на всей территории страны.

 

В 650 метрах к северо-западу от улицы Кузнецова находится территория бывшего Михайловского хутора. На хуторе развивались полеводство с четырёхпольным севооборотом, производящим улучшенные семена; лесоводство, пчеловодство; работали молочная ферма, конный завод. Маслозавод и мельница были крупнейшими в городе. Так называемая “Экономия” принадлежала братьям. Покровским. На хуторе Михайловском находился винокуренный завод братьев Покровских. Хозяйство было национализировано после революции. Во время затопления Шершнёвского водохранилища во второй половине 1960-х гг. вокруг бывшего винокуренного завода была возведена дамба. Однако высота дамбы была слишком низкой. В результате сильного паводка дамбу прорвало и завод был затоплен. В настоящее время о бывшем заводе и хуторе напоминают только остатки дамбы и небольшая сосновая роща на месте бывшего сада поместья Покровских.

 

На южной стороне улицы Кузнецова на территории школы №56 находится памятник-бюст Герою Советского Союза Н.Ковшовой.  Авторы — скульптор Э. Э. Головницкая, архитектор Н. З. Хасанова. Памятник-бюст выполнен из кованой меди и открыт 19 мая 1978 года. Наталья Венедиктовна Ковшова родилась 26 ноября 1920 года в Уфе. С началом Великой Отечественной войны ушла добровольцем в Красную армию. С января 1942 года снайпер в 528-м стрелковом полку (130-я стрелковая дивизия, 1-я ударная армия, Северо-западный фронт). На личном счету снайпера Ковшовой 167 истреблённых фашистских солдат и офицеров. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно 14 февраля 1943 года (вместе с М. С. Поливановой) за самоотверженность и героизм, проявленные в бою.

 

Наше путешествие заканчивается на выезде из посёлка АМЗ, название которого связано с тем, что там проживали работники Автоматно-механического завода. Посёлок выходит на берег Шершнёвского водохранилища. Граничит с городским бором. Обособлен Уфимским трактом. Образован в 1940-е гг. при строительстве завода. К посёлку АМЗ был присоединен старинный поселок Митрофановка, который до революции назывался хутором Михайловским, винокуренным заводом братьев Покровских.

 

Расположен завод и посёлок на Уфимском тракте, на выезде из Челябинска в сторону Уфы. Однако в середине XVIII века главная дорога из Челябинска в Уфу шла вовсе не так, как сегодня. Чтобы добраться до Уфы, человек выезжал из города через северные ворота и ехал по дороге на Екатеринбург. В районе озера Улагач дорога раздваивалась – одна шла дальше, на Екатеринбург, а другая на Кыштымский завод и дальше, на Уфу. И только с 1782 года из Челябинска в Уфу стали ездить примерно там, где сейчас проходит нынешний Уфимский тракт. Поэтому и улица, ведущая в посёлок АМЗ от Уфимского тракта, называется Трактовая.

 

 

Конец экскурсии.


Автор: Латышев Ю.В.

Редактор экскурсионной программы: Гейн А.Е.