экскурсионный маршрут "Развивающийся" - Бейвеля - Училище

 

 

Звуковое сопровождение экскурсии

Прямое направление Обратное направление

 

 

 

ОПИСАНИЕ ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ ЭКСКУРСИОННОГО АВТОБУСА:

Бейвеля - Училище

"Развивающийся"


Путь следования экскурсионного автобуса: улица Бейвеля, улица Салавата Юлаева, 40-летия Победы, проспект Победы, улица Чичерина, 250-летия Челябинску, улица Салавата Юлаева, улица Братьев Кашириных, улица Северная, улица Гостевая, улица Худякова, улица Доватора, улица Дзержинского, улица Гагарина, улица Шота Руставели, переулок Энергетиков, улица Энергетиков, улица Машиностроителей, Копейское щоссе.

 

На Копейском шоссе экскурсия заканчивается, автобус разворачивается, и следует в обратном направлении с новой экскурсией аналогичного содержания.

 

 

Это путешествие начинается от улицы, названной в честь замечательного общественного деятеля Челябинска, до почти тех краёв, где Александр Бейвель провёл последние годы своей жизни.

 

Начинается путешествие с улицы Бейвеля, названной в память о Бейвеле Александре Францевиче, который до революции сочетал работу врача в Челябинске с общественной деятельностью. В 1897 г. он был удостоен степени доктора медицины, в 1898 г. был избран гласным городской думы. Стал одним из инициаторов открытия в Челябинске Общества взаимного кредита. С 1898 г. по 1903 г. состоял членом комиссии по постройке здания Народного дома. В феврале 1902 г. вновь был избран гласным городской думы, а с 12 ноября 1903 г. – челябинским городской головой. 24 мая 1906 г. Бейвель стал городской головой во второй раз, а 6 апреля 1910 г. был избран на эту должность вновь. За время его работы доходы бюджета Челябинска возросли вдвое, были замощены улицы и площади центральной части города, устроены электрическое освещение и телефонная связь, построены здания реального училища и женской гимназии, несколько школ и училищ, корпуса для городских лавок, новый приют, 2 пожарные части, осуществлена большая часть работ по строительству водопровода. До 1931 г. жил в Челябинске, продолжал заниматься частной врачебной практикой.

 

Далее путешествие продолжается по улице Салавата Юлаева. Салава́т Юла́ев - башкирский национальный герой, один из руководителей Крестьянской войны 1773—1775 гг., сподвижник Емельяна Пугачёва; поэт-импровизатор (сэсэн). Когда Салават Юлаев предстал перед Пугачёвым, ему было 19 лет. За год с небольшим Салават участвовал в 28 сражениях, 11 из них он провёл самостоятельно, остальные в составе Главного войска Емельяна Пугачёва. Салават отличился тем, что взял Симский и Катавский заводы, осаждал Челябинскую крепость, участвовал в осаде Оренбурга, сжёг Красноуфимскую крепость. Удивительно, но Салават Юлаев в отличие от казнённого Пугачёва, отделался каторгой, на которой он провёл 25 лет и умер в 1800 г.

 

В 300-х метрах к югу от улицы Салавата Юлаева находится Махмутовское кладбище и мечеть Исмагила. Этому кладбищу более 100 лет, В 1937 году на этом кладбище расстреливали и хоронили политзаключенных. Братские могилы были отгорожены глубоким рвом и железным забором. Сейчас о тех временах напоминает только огромный тополь, в который врос кусок ржавого металла. Мечеть Исмагила построена в 1997 г.

 

Следующая улица маршрута путешествия - улица имени 40-летия Победы. Название улиц, скверов, кинотеатров в честь каких круглых и не очень круглых дат было традиционно для советского периода Челябинска. Так появились кинотеатры имени 25-летия Октября, 27-летия РККА и 30-летия ВЛКСМ, улицы имени 30-летия, 40-летия и 60-летия Октября, 50-летия ВЛКСМ, сквер имени 20-летия Победы. Есть даже улица в честь 32-годовщины Октября.

 

В Челябинске в настоящее время более 60 микрорайонов. Нумерация больших кварталов новой застройки началась в конце 1960-х гг., когда приступили к строительству жилых домов в Северо-Западной части Челябинска. До революции тоже было принято присваивать номера для кварталов города. С 1838 г. по 1917 г. использовалась нумерация кварталов, которая была предусмотрена планом 1838 г.

 

Улица имени 40-летия Победы пересекает Комсомольский проспект, который изначально проектировался именно как проспект с расстоянием между фасадами домов на нём от 80 до 90 м. И такой ширины проспект тянулся на расстояние в 3,3 км. Только восточная и западная части проспекта уже. Восточная часть – это бывшая улица Каховская, где ширины между домами не превышает 50 м. В настоящее время точечная застройка на этом проспекте сужает его ширину. Значительная ширина этого проспекта по сравнению с другими улицами должна была обеспечивать быструю эвакуацию значительного потока машин и людей из центра города в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

 

Далее маршрут путешествия поворачивает на проспект Победы, крупнейшую улицу Челябинска длиной 12 км. До переименования проспект составляли две улицы: Солнечная и Выборная. Проспект Победы – единственная улица, пересекающая весь город. Мемориальная доска, установленная на здании теплотехнического института, сообщает, что свое название проспект Победы получил 9 мая 1965 г., в день 20-летия Победы в Великой Отечественной войне.

 

С проспекта Победы путешествие продолжается по улице Чичерина, названной в честь одно из первых советских дипломатов.

 

Затем маршрут продолжается по улице имени 250-летия Челябинска. В 2006 г. одну из новых улиц Челябинска назвали «Улица 250-летия Челябинска». Немного странно, так как 250-летие Челябинска отмечали в 1986 г. Самый значительный объект на этой улице - ледовая арена «Трактор», которая была открыта 17 января 2009 года. Улицу 250-летия Челябинска в народе прозвали Двойняшковой. Связано это с тем, что по улице живёт много двойняшек. По данным на 2008 год, проживало 20 двойняшек, прописанных по улице.

 

С этой немного странной улицы путешествие возвращается на улицу Салавата Юлаева. Рядом находится Ледовая арена «Трактор» имени В.К.Белоусова, которая предназначена для проведения соревнований по хоккею и фигурному катанию, баскетболу, волейболу, всем видам борьбы, бальным танцам, гимнастике, а также для организации концертов и корпоративных мероприятий. Проект был куплен у компании «Skanska», которая ранее построила схожую арену в г. Мытищи. Подрядчиком выступила «Балтийская строительная компания». Строительство арены началось весной 2007 года.17 января 2009 года состоялось торжественное открытие новой арены Ледовая арена «Трактор» имени В.К.Белоусова – трехэтажное здание, рассчитанное на 7500 человек. Концертный вариант – 9200 зрителей.

 

Следующая улица маршрута путешествия – улица Братьев Кашириных, названная в память о трёх братьях, принимавших активное участие в революционных событиях и гражданской войне и расстрелянных в 1930-е годы. Эта улица пересекает три улицы, названные в честь академиков Макеева, Королёва и Сахарова.

 

Улица Академика Макеева названа в честь конструктора морских стратегических ракет Ви́ктора Петро́вича Маке́ева. В июне 1955 г. Макеев по рекомендации Королева был назначен главным конструктором СКБ-385 (ныне Государственный ракетный центр “КБ им. академика В. П. Макеева”), коллективом которого под руководством М. были созданы 3 поколения баллистических ракет подводных лодок и стратегических ракетных комплексов, оперативно-тактическая ракета Р-17, известная всему миру под названием “Скад”. В 1960–81 гг. Макеев одновременно заведовал в Челябинском политехническом институте кафедрой летательных аппаратов.

 

В 1 км от остановки в лесном массиве в конце улицы Академика Королёва находится памятное место «ЗОЛОТАЯ ГОРА». В 1843 старателями из Вятки в районе Лысой горы было обнаружено золото, отсюда название – Золотая. Вплоть до 1935 г. здесь велась добыча золота шахтным способом. Затем шахты были закрыты. В 1937-1938 гг. в эти шахты сбрасывали тела расстрелянных жителей Челябинска. В районе Золотой горы на территории площадью около 15 га было обнаружено 11 шахт с останками расстрелянных.

 

Улица Академика Сахарова названа в память о Сахарове Андрее Дмитриевиче (21.05.1921 – 14.12.1989), физике-ядерщике, академике, лауреате Нобелевской премии мира (1975), трижды Герое Социалистического Труда (1953, 1956, 1962). Сахаров участвовал в создании советского термоядерного оружия. Но с конца 1950-х гг. стал активным сторонником запрета ядерного оружия. В 1960-е гг. включился в диссидентское движение, требовал введения подлинной гласности и соблюдения прав личности в СССР. 9 сентября 1989 г. приехал в Челябинск. В тот же день состоялась церемония перезахоронения останков жертв сталинских репрессий на Золотой горе. После участия в траурном митинге встретился с жителями Челябинска в Доме политпросвещения.

 

С улицы Братьев Кашириных маршрут путешествия продолжается по улице Северной. Эта улица находится в посёлке Шершни. К сожалению, в Челябинске три улицы с таким названием, что часто приводит к путанице.

 

Посёлок Шершни ведёт своё начало со старинного селения, основанного во второй половине 18 века как казачьего выселка Шерстнева (Шершнева). Названо по фамилии первопоселенца: в списке первопоселенцев Челябинской крепости встречается Д. М. Шерстнев. Посёлок был казацким, все его жители состояли из веры двоедан и частично из помор. Поморы имели свою церковь. А двоеданы - часовню, где те и другие справляли свои обряды. В 1826 г. в поселке уже 26 дворов, проживало мужчин - 64, женщин - 50; в 1866 г. – 49 дворов, 280 жителей, имелась раскольничья часовня; в 1900 – 73 двора, 298 жителей, школа, водяная мельница; в 1916 – 526 жителей, молитвенный дом; в 1926 – 692 жителей, школа.

 

Уже в 1810 г. старатели в районе поселка Шершни добывали рассыпное золото.  В 1843-1935 гг. велась добыча золота шахтным способом на Золотой горе западнее поселка. В 1890 на площади Шершневского золоторудного месторождения было 11 отводов под устройство золотых приисков. В 1935-1937 гг. на Шершневском золотом месторождении организована геологоразведочная партия, которая провела работы по восстановлению некоторых затопленных шахт и возобновлению на них добычи золота. В 1952 г. все прииски Шершневского рудоуправления прекратили свое существование.

 

Ещё одна улица в посёлке Шершни, по которому проходит маршрут этого путешествия – Гостевая. Не очень-то она похожа на «Потёмкинские деревни», а жаль…

 

Далее путешествие продолжается по плотине Шершнёвского водохранилища. Участок долины Миасса у посёлка Шершни, пригодный для строительства водохранилища, был выявлен в 1924 г. Весной 1961 г. началось рытье котлована. Заполнение водой началось в 1965 г. после постройки плотины и дамбы, закончилось в июле 1969 г. Параметры водохранилища: длина 18 км, ширина наибольшая 4 км, средняя 1,6 км, площадь водного зеркала 39 кв. км, глубина максимальная 14 м, средняя 4,5 м. Из рыб наиболее распространены чебак, щука, окунь.

 

За плотиной начинается Челябинский сосновый бор, через который проходит улица Худякова. Улица Калибровая, возникшая в 1940-е гг., переименована в 1973 г. в честь Героя Советского Союза Худякова Николая Александровича, который в 1941 году окончил 6 классов школы № 30 Челябинска. Затем он поступил в профессиональное училище при ЧТЗ, где получил специальность слесаря-инструментальщика. Несколько месяцев работал на эвакуированном из Москвы заводе «Калибр». В 1943 г. добровольцем ушел на фронт. В боях за г. Подволочинск и посёлок Фридриховку (Западная Украина) подбил 3 танка. Был дважды ранен, но не покинул поле боя. Пропал без вести 23 февраля 1945 г. при форсировании реки Одер.

 

К северу от улицы Худякова на краю соснового бора находится школа-интернат №4, открытая в 1966 г. как спецшкола-интернат №4 для детей с последствиями полиомиелита и нарушениями опорно-двигательного аппарата. В 1968-1977 гг. директором школы была Мавлютова Роза Абдрахмановна. В этот период у школы начали появляться традиции: праздники труда, слёты отличников, открылись музеи «Ленинский музей», «Музей Боевой и Трудовой славы». Ребята участвовали в поисковой работе, переписывались с ровесниками из разных городов, участвовали в фестивалях «Дружбы народов». В 1977-1985 гг., когда директором школы была Лапина Лидия Георгиевна, в школе устраивались всесоюзные педагогические чтения, ребята дружили со своими именитыми земляками: скульптором Львом Головницким, архитектором Евгением Александровым, профессором Лившицем.

 

Далее, в 280 метрах к северу от улицы Худякова находится гостиница «Парк-сити». Эта гостиница открылась в 2002 г. на базе значительно перестроенной старой гостиницы «Турист», возникшей в начале 1970-х гг.  К старому шестиэтажному зданию надстроено ещё два этажа. Гостиница находится в очень живописном месте, на краю Челябинского соснового бора.

 

Также на северной стороне улицы Худякова находятся цеха бывшего завода “Калибр”, закрытого в 1998 г. Осенью 1941 г. Государственный комитет обороны принял решение об эвакуации московского завода “Калибр”. В Челябинске оборудование было размещено в недостроенном здании театра оперы и балета. В феврале 1942 г. завод приступил к выпуску продукции – приборов управления для танков. На новую промышленную площадку на юго-западе Челябинска завод перешел только в 1948 г. В ноябре 1958 г. на заводе было открыто производство рычажных весов. В 1960 г. завод освоил выпуск 54 наименований различной аппаратуры, из которых 16 были новыми для СССР.

 

Затем путешествие продолжается по улице Доватора, названной в честь Героя Советского Союза, погибшего при обороне Москвы.

 

В 1938 г. вводится в эксплуатацию трамвайная линия (маршрут №6) от ул. Труда по Свердловскому проспекту до Областной больницы (7,9 км). От пересечения Свердловского проспекта с ул. Воровского трамвайная линия проходила по ул. Воровского, а не по ул. Блюхера, как сейчас. Только после пересечения с улицы Доватора трамвай поворачивал по улицу Образцова налево к улице Блюхера. Трамвайные рельсы были перенесены на улицу Блюхера полностью в начале 1970-х гг. после демонтажа железнодорожной ветки по улице Курчатова.

 

А в квартале, ограниченном улицами Блюхера, Сулимова, Доватора и Курчатова, жилых домов очень мало, в основном учебные заведения: два техникума и два колледжа, да общежития. Застраивался квартал в середине-конце шестидесятых. До этого здесь располагалась обширная барачная территория и два квартала частной застройки. Юго-западный угол квартала находится на территории бывшего кладбища. Рядом с остановкой находится Южно-Уральский государственный колледж. Создан в 1953 году как техникум дорожного машиностроения (готовил специалистов для завода им. Колющенко). В 1966 году был переименован в Механический техникум (скорее всего, примерно в это же время было построено это здание), в 1985 - в техникум промышленной автоматики, в 1991 - в колледж промышленной автоматики, а в октябре 2015 г. в Южно-Уральский промышленный колледж.

 

К юго-востоку от улицы Доватора находится памятник «Катюша». Можно без преувеличения сказать, что установка в Челябинске в 1975 г. легендарной "катюши" (так в годы войны называли реактивную ракетно-артиллерийскую установку (БМ-13) в качестве памятника стала неожиданностью для челябинцев. Ведь вплоть до 1972 г. мало кому было известно о производстве БМ-13 в нашем городе в годы Великой Отечественной войны. Оказалось, что еще летом 1941 г. завод им. Колющенко получил задание начать производство БМ-13 и снарядов М-13, а в декабре 1941 г. пятеро колющенцев уже получили правительственные награды за освоение выпуска "катюш". Первые машины тогда еще безымянных ракетных установок собирали на улице Труда, там, где сейчас находится одно из производственных помещений табачной фабрики (бывший гараж такси на пересечении улиц Елькина и Труда). Первые ракетные установки выпускали на сталинградских тракторах, позже на машинах "Шевроле", "Студебеккер". Каждый месяц армия получала 45 челябинских "катюш". Кроме того, за годы войны колющенцами было изготовлено свыше миллиона реактивных снарядов.

 

Далее, к югу от улицы Доватора находится территория бывшего посёлка Колупаевка. Отставной солдат Колупаев Егор Андреевич поселился около 1845 года на Нагорной улице в Заручейной части Челябинска. Его потомки имели заимку (поселение, занятое кем-либо по праву первого владения, вдали от освоенных территорий) на земле Челябинской станицы. Заимка постепенно, в течение многих лет, превратилась в маленькую лесную деревушку - Колупаевку. Заселялся посёлок стихийно сходцами из разных уголков России; среди старожилов и жителей города пользуется дурной славой со дня образования и до сих пор. Позднее около Колупаевки был построен плужный завод фирмы «В.Г.Столль и К°», который в свою очередь привлек большое число рабочих, осевших в Колупаевке. В 1917 году Колупаевка оказалась в городской черте.

 

На южной стороне улицы Доватора напротив трамвайного кольца расположен трёхэтажный дом, два этажа которого надстроены над единственным сохранившимся зданием бывшего заводоуправления завода “Столль В. Г. и Ко”, основанного в 1898 г. Во время Первой мировой войны завод производил мины, бомбы, ручные гранаты. В июле 1919 г. завод был разрушен колчаковцами, которые вывезли в Сибирь 76 станков. После восстановления в 1922 г. заводу было присвоено имя Д. В. Колющенко. Этот завод в последующем назывался плужным, механическим, заводом дорожных и дорожно-строительных машин. С первых дней войны завод начал выпускать 120-мм мины, 152-мм артиллерийские снаряды, 250-кг фугасы, реактивные снаряды РС-152, было освоено производство ракетно-артиллерийской установки БМ-13.

 

За путепроводом через железнодорожные пути путешествие продолжается по улице Дзержинского, названной в честь Феликса Дзержинского, одного из первых руководителей ЧК.

 

В 0,5 км к югу от улицы Дзержинского в глубине квартала около школы № 128 находится памятник разведчику Николаю Кузнецову. В 1968 году на заседании Совета дружины школы № 128 постановили: Бороться за присвоение пионерской дружине имени Героя Советского Союза Н.И. Кузнецова. В 1970 году группа школьников поехала на Родину героя в деревню Зырянка Талицкого района Свердловской области. В 1972 году поисковый отряд побывал в местах, где воевал и погиб Николай Кузнецов (Ровно, Львов). Ребята собирали металлолом и на эти деньги заказали памятник. Авторами памятника, открытого в 1977 г. стали скульптор Бесчастнов И.В., участник Великой Отечественной войны, и архитектор Баранов Б.А.

 

На перекрёстке улиц Дзержинского и Гагарина в июле 1967 года в Челябинске в новом кинотеатре «Аврора», первом широкоформатном кинотеатре в Ленинском районе, состоялась премьера фильма «Маленький беглец». Большой экран, хороший звук и зал на 600 мест, отделка стен белыми плитами, просторный сквер перед входом – всё это было непривычно. Сразу же кинотеатр «Аврора» стал главным культовым местом Ленинского района. Фойе на втором этаже кинотеатра облюбовали художники, превратив его в выставочный зал.

 

Движение по маршруту путешествия далее продолжается по улице Гагарина, названной в память о полёте в космос первого человека Земли. К востоку от улицы Гагарина на перекрёстке нынешних улиц Агалакова и 3 Сентября (названа по дате праздника Победы над Японией), а ранее на 3-м участке КБС находился кинотеатр «Урал». До войны в Ленинском районе не было кинотеатров. В 1945 г. были построены кинотеатры «27 лет РККА» (около озера Смолино) и «Победа» (в поселке завода «Сельмаш»), «Спартак» (в посёлке завода КПЗиС).  Кинотеатр «Урал» открылся в 1946 г. и демонстрация фильмов в нём продолжалась до 1968 г.

 

К западу от улицы Гагарина находятся дома бывшего посёлка КБС. В 1930-е в Челябинске начали строить завод №78-й или станкостроительный (ныне «Станкомаш»). Одновременно начали возводить посёлок многоэтажных домов. Посёлок КБС в плане представлял собой прямоугольник, образованный пятиэтажными домами с семиэтажками на торцах. Внутри этого каре расположилось шесть домов четырёхэтажных попроще, от первого до шестого, так и названных (КБС-1, КБС-2 и т.д.). Остальные дома были с хорошими, удобными квартирами, потолки повыше, окна побольше.  Первый дом посёлка КБС был заложен в июле 1932 г. на ул. “Челябинского рабочего”. В городок входили магазины, детские и культурные учреждения. Посёлок КБС был признан в числе лучших не только в городе, но и по всей стране.

 

Далее путешествие продолжается по улице Шота Руставели и переулку Энергетиков. Улица Шота Руставели названа в честь грузинского поэта 12-го века, автора поэмы «Витязь в тигровой шкуре». Переулок Энергетиков появился в 1940-е годы во время строительства ТЭЦ-1.

 

Примерно в районе пересечения Шота Руставели и переулка Энергетиков находилась парашютная вышка. Построена в середине тридцатых, простояла до шестидесятых годов. Начинающих парашютистов спускали оттуда под куполом на тросе. Дальше, за стадионом, были две огромные воронки правильной круговой формы, глубиной метров 30-50. В одной был устроен тир, где милиционеры стреляли, а зимой козырёк над мишенями использовался как трамплин. 

 

Как и переулок Энергетиков почти 70 лет тому назад появилась улица Энергетиков, по которой продолжается это путешествие. Улица Энергетиков получила своё название в 1947 г., но возводить жилые дома здесь стали ещё в 1934-1940 гг., когда началось строительство Челябинской ТЭЦ (ныне ТЭЦ-1) в рамках программы сталинской индустриализации. Интересно, что строилась ЧТЭЦ не для отопления и электроснабжения города (здесь ещё и города-то в те годы не было), а для нужд так и не построенного газохимического комбината. По неизвестным причинам от сооружения газохимического производства в Челябинске отказались. Но финансирование строительства Челябинской ТЭЦ было продолжено, только теплоэлектроцентраль теперь уже должна была обслуживать город. Сама ТЭЦ была введена в строй только в январе 1942 года, но за эти 8 лет вокруг неё возникла обширная жилая застройка, которая до сих пор так и называется - "посёлок энергетиков" или "посёлок ТЭЦ-1".

 

В 350 метрах к юго-западу от улицы Энергетиков находится место, где в 1864 году была построена Николаевская (Никольская) церковь (или храм во имя Святителя Николая Миркилийского).  Церковь была уничтожена в 1920-е гг. Осталось лишь здание келейного корпуса, которое с 1997 г. был переоборудовано в храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

 

К югу от улицы Энергетиков находится территория бывшей Монастырской заимки, которая была образована в 1860 году на отведённой от казны пахотной земле в количестве «пятидесяти десятин одна тысяча пятьсот сорок семь саженей» в 4-х верстах к юго-востоку от города Челябинска. Здесь был устроен монастырский хутор «Богомазовский лог»), иногда называемый Никольским, так как монастырь построил там маленькую каменную часовню. В годы советской власти на этой уникальной территории была расположена плодово-опытная станция (с 1936 г. - опытно-производственное хозяйство «Садовое»).

 

К юго-западу от улицы Энергетиков находится двухэтажное здание средней школы №34, которое было построено в 1936 г. 6 мая 1972 г. на стене здания школы у главного входа была установлена мемориальная доска с барельефом (из алюминиевого сплава) Н.П. Алексеева. В настоящее время этот барельеф утерян и заменён фотографией Н.П. Алексеева. Николай стал учеником школы №34, а в 1940 г. поступает в ремесленное училище № 20. В августе 1942 г. Николай ушел в действующую армию. Фронтовая биография разведчика Николая Алексеева полна мужества и бесстрашия. На его счету 39 языков. Будучи командиром отделения разведки, гвардии – сержант Алексеев Н.П. был удостоен ордена Красной Звезды за то, что в августе 1944 г. во время ночного штурма города Раздымин (Польша) его отделение захватило радиостанцию, штабные документы немецкой воинской части. 15 января 1945 г., прикрывая отход товарищей автоматным огнем, Алексеев уничтожил четырех вражеских солдат, но был тяжело ранен и схвачен врагом. А на другой день, когда противник был выбит с занимаемых рубежей, наши бойцы обнаружили труп Николая Алексеева со следами варварских пыток.

 

Рядом с улицей Энергетиков находится Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего. Ранее здесь находилось профессионально-техническое училище №83, созданное в 1985 году в целях подготовки рабочих кадров для базового предприятия "Электромашина".  В сентябре 1987 года училище приняло первых учеников, позже его переименовали в профессиональный лицей №83. Распоряжением правительства Челябинской области от 18 июня 2013 года Профессиональный лицей № 83 ликвидирован путем присоединения лицея к Челябинскому техникуму промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего. В сложное военное время руководство Трубопрокатного завода принимает решение о создании центров по подготовке рабочих кадров. Такими центрами были фабрично-заводская школа № 11 и ремесленное училище № 33, которые 7 февраля 1945 года были объединены (с 1962 г. – ПТУ №10). В 1996 году Профессиональному училищу №10 был присвоен статус лицея, а в марте 2011 года Профессиональный лицей №10 переименован в Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства.

 

С улицы Энергетиков маршрут путешествия поворачивает на улицу Машиностроителей, которая с 1949 г. по 1957 г. называлась улицей Булганина, в честь маршала Н.А. Булганина. К северу от улицы Машиностроителей расположены цеха Челябинского механического завода, предприятия по производству грузоподъемной техники. Этот завод построен на базе эвакуированного в Челябинск Харьковского котельно-механического завода и введен в эксплуатацию 21 января 1942 г. Первой продукцией завода было оборудование для котельных и Челябинской теплоэнергоцентрали. С 1946 г. завод стал специализироваться на изготовлении грузоподъемной техники – автомобильных стреловых и полноповоротных кранов грузоподъемностью 3 тонны. Впоследствии основной продукцией завода стали стреловые самоходные гусеничные дизель-электрические краны ДЭК-251 и ДЭК-631А и автомобильные краны (на базе автомобиля “Урал”) с телескопической стрелой, грузоподъемностью 25 т.

 

Далее маршрут путешествия пролегает по Копейскому шоссе, дороге из Челябинск в город шахтёров Копейск, который находится между оз. Шелюгино, Вторым, Третьим, Четвертым, Курлады, Половинным и Курочкино. В 1904 г. в посёлке Тугайкуль (сейчас это почти центр Копейска) был обнаружен уголь, в 1907 гг. начались его разработки. Местные угольные шахты и поселки при них до образования Копейска в 1933 г. назывались посёлком Челябинские копи. Шахтёры активно участвовали в революционных событиях и гражданской войне. В 1925 года коллектив рабочих Челябинских угольных копей «за помощь, оказанную Красной Армии 24 июля 1919 года, при занятии города Челябинска» был награждён Орденом (Боевого) Красного Знамени. С 1949 г. по 1976 г.  Челябинск и Копейск были соединены трамвайной линией, которая проходила в основном вдоль Копейского шоссе.

 

К югу от Копейского шоссе находятся сады садоводческого товарищества работников ТЭЦ-1 «Энергосад-1», созданного в  1953 г. Площадь 10,9 га; насчитывает 280 участков. Около садов остатки большого пруда. Первые два коллективные садоводческие товарищества в Челябинске появились в 1948-1949 гг. Принятое 24 февраля 1949 г. постановление Совета Министров СССР “О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих” положило начало широкому развитию коллективного и приусадебного садоводства. С 1948 г. по 1968 г. количество садоводческих товариществ в Челябинске возросло с 2 до 225.

 

Далее Копейское шоссе пересекает улицу Обуховскую, название которой связано с революционными событиями начала ХХ века. Эта улица названа в 1949 г. в честь Обуховского завода в Санкт-Петербурге. Завод был основан в мае 1863 года на Шлиссельбургском тракте в селе Александровском товариществом П. М. Обухова, Н. И. Путилова и С. Г. Кудрявцева по соглашению с Морским министерством. С 1884 года завод становится ведущим заводом России по производству торпед. В 1886 году завод куплен казной. На заводе производились 20 сортов стали, броня для кораблей, артиллерийские башенные установки, пушки разных калибров, снаряды, мины, пароходные коленчатые валы, стальные ружейные стволы. В мае 1901 года на заводе произошла крупная стачка, переросшая в столкновение с полицией и войсками (Обуховская оборона). Во время революции 1905 года обуховцы одними из первых в Петербурге ввели явочным порядком 8-часовой рабочий день. Во время революции 1917 года на заводе был создан крупный отряд красной гвардии.

 

Затем Копейское шоссе пересекает улица Феди Горелова. Улица возникла в 1940 г. как улица Плеханова, с 1949 г. – Арматурная, современное название присвоено в 1965 г. в память о ещё одной жертве гражданской войны Феде Горелове. Федя родился в 1901 году в Миассе, учился в Миасском низшем ремесленном училище. Работать он начал на мельнице Дунаева, а потом на напилочном заводе.  В декабре 1917 года он вступил в отряд Красной гвардии. 27 мая 1918 года Федя Горелов в составе отряда Красной Гвардии отбыл в Златоуст на подавление вооружённого мятежа чехословацкой части. В это время такой же вооружённый мятеж произошёл в Миассе. Отряд двинулся в Миасс и 31 мая попал в засаду у горы Моховой. Уцелевшего Федю Горелова чехи схватили и повели в город. Федя был повешен на сосне, на окраине города.

 

В полукилометре к востоку от конечного пункта этого путешествия за железнодорожной линией находится посёлок Фатеевка, на севере которого есть братская могила. В конце июля 1919 г. 27-я дивизия 5-й Красной Армии вела бои на окраине Челябинска.  Один из отрядов 243-го Петроградского полка сражался недалеко от поселка Фатеевка. Погибших пятнадцать красногвардейцев и командира похоронили в братской могиле на окраине поселка. К 1930-м годам деревянный обелиск и ограда разрушились, могила была заброшена и заросла. В 1971 г. ученики школы №51 обнаружили среди заросших окопов братскую могилу. На ней был установлен новый мраморный памятник с текстом, написанным челябинским писателем Марком Гроссманом, посвященный погибшим красногвардейцам.

 

Конец экскурсии.

 

Обратное направление экскурсии.

Путь следования экскурсионного автобуса: Копейское щоссе, улица Машиностроителей, улица Энергетиков, переулок Энергетиков, улица Шота Руставели, улица Гагарина, улица Дзержинского, улица Доватора, улица Худякова, улица Гостевая, улица Северная, улица Братьев Кашириных, улица Салавата Юлаева, 250-летия Челябинску, улица Чичерина, проспект Победы, 40-летия Победы, улица Салавата Юлаева, улица Бейвеля.

 

Наш маршрут путешествия пролегает по Копейскому шоссе, дороге из Челябинск в город шахтёров Копейск, который находится между оз. Шелюгино, Вторым, Третьим, Четвертым, Курлады, Половинным и Курочкино. В 1904 г. в посёлке Тугайкуль (сейчас это почти центр Копейска) был обнаружен уголь, в 1907 гг. начались его разработки. Местные угольные шахты и поселки при них до образования Копейска в 1933 г. назывались посёлком Челябинские копи. Шахтёры активно участвовали в революционных событиях и гражданской войне. В 1925 года коллектив рабочих Челябинских угольных копей «за помощь, оказанную Красной Армии 24 июля 1919 года, при занятии города Челябинска» был награждён Орденом (Боевого) Красного Знамени. С 1949 г. по 1976 г.  Челябинск и Копейск были соединены трамвайной линией, которая проходила в основном вдоль Копейского шоссе.

 

В полукилометре к востоку от начального пункта этого путешествия за железнодорожной линией находится посёлок Фатеевка, на севере которого есть братская могила. В конце июля 1919 г. 27-я дивизия 5-й Красной Армии вела бои на окраине Челябинска.  Один из отрядов 243-го Петроградского полка сражался недалеко от поселка Фатеевка. Погибших пятнадцать красногвардейцев и командира похоронили в братской могиле на окраине поселка. К 1930-м годам деревянный обелиск и ограда разрушились, могила была заброшена и заросла. В 1971 г. ученики школы №51 обнаружили среди заросших окопов братскую могилу. На ней был установлен новый мраморный памятник с текстом, написанным челябинским писателем Марком Гроссманом, посвященный погибшим красногвардейцам.

 

Копейское шоссе пересекает улица Феди Горелова. Улица возникла в 1940 г. как улица Плеханова, с 1949 г. – Арматурная, современное название присвоено в 1965 г. в память о ещё одной жертве гражданской войны Феде Горелове. Федя родился в 1901 году в Миассе, учился в Миасском низшем ремесленном училище. Работать он начал на мельнице Дунаева, а потом на напилочном заводе.  В декабре 1917 года он вступил в отряд Красной гвардии. 27 мая 1918 года Федя Горелов в составе отряда Красной Гвардии отбыл в Златоуст на подавление вооружённого мятежа чехословацкой части. В это время такой же вооружённый мятеж произошёл в Миассе. Отряд двинулся в Миасс и 31 мая попал в засаду у горы Моховой. Уцелевшего Федю Горелова чехи схватили и повели в город. Федя был повешен на сосне, на окраине города.

 

Далее Копейское шоссе пересекает улицу Обуховскую, название которой связано с революционными событиями начала ХХ века. Эта улица названа в 1949 г. в честь Обуховского завода в Санкт-Петербурге. Завод был основан в мае 1863 года на Шлиссельбургском тракте в селе Александровском товариществом П. М. Обухова, Н. И. Путилова и С. Г. Кудрявцева по соглашению с Морским министерством. С 1884 года завод становится ведущим заводом России по производству торпед. В 1886 году завод куплен казной. На заводе производились 20 сортов стали, броня для кораблей, артиллерийские башенные установки, пушки разных калибров, снаряды, мины, пароходные коленчатые валы, стальные ружейные стволы. В мае 1901 года на заводе произошла крупная стачка, переросшая в столкновение с полицией и войсками (Обуховская оборона). Во время революции 1905 года обуховцы одними из первых в Петербурге ввели явочным порядком 8-часовой рабочий день. Во время революции 1917 года на заводе был создан крупный отряд красной гвардии.

 

К югу от Копейского шоссе находятся сады садоводческого товарищества работников ТЭЦ-1 «Энергосад-1», созданного в  1953 г. Площадь 10,9 га; насчитывает 280 участков. Около садов остатки большого пруда. Первые два коллективные садоводческие товарищества в Челябинске появились в 1948-1949 гг. Принятое 24 февраля 1949 г. постановление Совета Министров СССР “О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих” положило начало широкому развитию коллективного и приусадебного садоводства. С 1948 г. по 1968 г. количество садоводческих товариществ в Челябинске возросло с 2 до 225.

 

С Копейского шоссе маршрут путешествия поворачивает на улицу Машиностроителей, которая с 1949 г. по 1957 г. называлась улицей Булганина, в честь маршала Н.А. Булганина. К северу от улицы Машиностроителей расположены цеха Челябинского механического завода, предприятия по производству грузоподъемной техники. Этот завод построен на базе эвакуированного в Челябинск Харьковского котельно-механического завода и введен в эксплуатацию 21 января 1942 г. Первой продукцией завода было оборудование для котельных и Челябинской теплоэнергоцентрали. С 1946 г. завод стал специализироваться на изготовлении грузоподъемной техники – автомобильных стреловых и полноповоротных кранов грузоподъемностью 3 тонны. Впоследствии основной продукцией завода стали стреловые самоходные гусеничные дизель-электрические краны ДЭК-251 и ДЭК-631А и автомобильные краны (на базе автомобиля “Урал”) с телескопической стрелой, грузоподъемностью 25 т.

 

С улицы машиностроителей наш автобус поворачивает на улицу Энергетиков. Рядом с которой находится Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего. Ранее здесь находилось профессионально-техническое училище №83, созданное в 1985 году в целях подготовки рабочих кадров для базового предприятия "Электромашина".  В сентябре 1987 года училище приняло первых учеников, позже его переименовали в профессиональный лицей №83. Распоряжением правительства Челябинской области от 18 июня 2013 года Профессиональный лицей № 83 ликвидирован путем присоединения лицея к Челябинскому техникуму промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего. В сложное военное время руководство Трубопрокатного завода принимает решение о создании центров по подготовке рабочих кадров. Такими центрами были фабрично-заводская школа № 11 и ремесленное училище № 33, которые 7 февраля 1945 года были объединены (с 1962 г. – ПТУ №10). В 1996 году Профессиональному училищу №10 был присвоен статус лицея, а в марте 2011 года Профессиональный лицей №10 переименован в Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства.

 

Как и переулок Энергетиков почти 70 лет тому назад появилась улица Энергетиков. Улица получила своё название в 1947 г., но возводить жилые дома здесь стали ещё в 1934-1940 гг., когда началось строительство Челябинской ТЭЦ (ныне ТЭЦ-1) в рамках программы сталинской индустриализации. Интересно, что строилась ЧТЭЦ не для отопления и электроснабжения города (здесь ещё и города-то в те годы не было), а для нужд так и не построенного газохимического комбината. По неизвестным причинам от сооружения газохимического производства в Челябинске отказались. Но финансирование строительства Челябинской ТЭЦ было продолжено, только теплоэлектроцентраль теперь уже должна была обслуживать город. Сама ТЭЦ была введена в строй только в январе 1942 года, но за эти 8 лет вокруг неё возникла обширная жилая застройка, которая до сих пор так и называется - "посёлок энергетиков" или "посёлок ТЭЦ-1".

 

К юго-западу от улицы Энергетиков находится двухэтажное здание средней школы №34, которое было построено в 1936 г. 6 мая 1972 г. на стене здания школы у главного входа была установлена мемориальная доска с барельефом (из алюминиевого сплава) Н.П. Алексеева. В настоящее время этот барельеф утерян и заменён фотографией Н.П. Алексеева. Николай стал учеником школы №34, а в 1940 г. поступает в ремесленное училище № 20. В августе 1942 г. Николай ушел в действующую армию. Фронтовая биография разведчика Николая Алексеева полна мужества и бесстрашия. На его счету 39 языков. Будучи командиром отделения разведки, гвардии – сержант Алексеев Н.П. был удостоен ордена Красной Звезды за то, что в августе 1944 г. во время ночного штурма города Раздымин (Польша) его отделение захватило радиостанцию, штабные документы немецкой воинской части. 15 января 1945 г., прикрывая отход товарищей автоматным огнем, Алексеев уничтожил четырех вражеских солдат, но был тяжело ранен и схвачен врагом. А на другой день, когда противник был выбит с занимаемых рубежей, наши бойцы обнаружили труп Николая Алексеева со следами варварских пыток.

 

К югу от улицы Энергетиков находится территория бывшей Монастырской заимки, которая была образована в 1860 году на отведённой от казны пахотной земле в количестве «пятидесяти десятин одна тысяча пятьсот сорок семь саженей» в 4-х верстах к юго-востоку от города Челябинска. Здесь был устроен монастырский хутор «Богомазовский лог»), иногда называемый Никольским, так как монастырь построил там маленькую каменную часовню. В годы советской власти на этой уникальной территории была расположена плодово-опытная станция (с 1936 г. - опытно-производственное хозяйство «Садовое»).

 

В 350 метрах к юго-западу от улицы Энергетиков находится место, где в 1864 году была построена Николаевская (Никольская) церковь (или храм во имя Святителя Николая Миркилийского).  Церковь была уничтожена в 1920-е гг. Осталось лишь здание келейного корпуса, которое с 1997 г. был переоборудовано в храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

 

Далее путешествие продолжается по переулку Энергетиков и улице Шота Руставели. Переулок Энергетиков появился в 1940-е годы во время строительства ТЭЦ-1. Улица Шота Руставели названа в честь грузинского поэта 12-го века, автора поэмы «Витязь в тигровой шкуре».

 

Примерно в районе пересечения Шота Руставели и переулка Энергетиков находилась парашютная вышка. Построена в середине тридцатых, простояла до шестидесятых годов. Начинающих парашютистов спускали оттуда под куполом на тросе. Дальше, за стадионом, были две огромные воронки правильной круговой формы, глубиной метров 30-50. В одной был устроен тир, где милиционеры стреляли, а зимой козырёк над мишенями использовался как трамплин. 

 

Движение по маршруту путешествия далее продолжается по улице Гагарина, названной в память о полёте в космос первого человека Земли. К западу от улицы Гагарина находятся дома бывшего посёлка КБС. В 1930-е в Челябинске начали строить завод №78-й или станкостроительный (ныне «Станкомаш»). Одновременно начали возводить посёлок многоэтажных домов. Посёлок КБС в плане представлял собой прямоугольник, образованный пятиэтажными домами с семиэтажками на торцах. Внутри этого каре расположилось шесть домов четырёхэтажных попроще, от первого до шестого, так и названных (КБС-1, КБС-2 и т.д.). Остальные дома были с хорошими, удобными квартирами, потолки повыше, окна побольше.  Первый дом посёлка КБС был заложен в июле 1932 г. на ул. “Челябинского рабочего”. В городок входили магазины, детские и культурные учреждения. Посёлок КБС был признан в числе лучших не только в городе, но и по всей стране.

 

К востоку от улицы Гагарина на перекрёстке нынешних улиц Агалакова и 3 Сентября (названа по дате праздника Победы над Японией), а ранее на 3-м участке КБС находился кинотеатр «Урал». До войны в Ленинском районе не было кинотеатров. В 1945 г. были построены кинотеатры «27 лет РККА» (около озера Смолино) и «Победа» (в поселке завода «Сельмаш»), «Спартак» (в посёлке завода КПЗиС).  Кинотеатр «Урал» открылся в 1946 г. и демонстрация фильмов в нём продолжалась до 1968 г.

 

Путешествие продолжается по улице Дзержинского, названной в честь Феликса Дзержинского, одного из первых руководителей ЧК.

 

На перекрёстке улиц Дзержинского и Гагарина в июле 1967 года в Челябинске в новом кинотеатре «Аврора», первом широкоформатном кинотеатре в Ленинском районе, состоялась премьера фильма «Маленький беглец». Большой экран, хороший звук и зал на 600 мест, отделка стен белыми плитами, просторный сквер перед входом – всё это было непривычно. Сразу же кинотеатр «Аврора» стал главным культовым местом Ленинского района. Фойе на втором этаже кинотеатра облюбовали художники, превратив его в выставочный зал.

 

В 0,5 км к югу от улицы Дзержинского в глубине квартала около школы № 128 находится памятник разведчику Николаю Кузнецову. В 1968 году на заседании Совета дружины школы № 128 постановили: Бороться за присвоение пионерской дружине имени Героя Советского Союза Н.И. Кузнецова. В 1970 году группа школьников поехала на Родину героя в деревню Зырянка Талицкого района Свердловской области. В 1972 году поисковый отряд побывал в местах, где воевал и погиб Николай Кузнецов (Ровно, Львов). Ребята собирали металлолом и на эти деньги заказали памятник. Авторами памятника, открытого в 1977 г. стали скульптор Бесчастнов И.В., участник Великой Отечественной войны, и архитектор Баранов Б.А.

 

За путепроводом через железнодорожные пути путешествие продолжается по улице Доватора, названной в честь Героя Советского Союза, погибшего при обороне Москвы.

 

На южной стороне улицы Доватора напротив трамвайного кольца расположен трёхэтажный дом, два этажа которого надстроены над единственным сохранившимся зданием бывшего заводоуправления завода “Столль В. Г. и Ко”, основанного в 1898 г. Во время Первой мировой войны завод производил мины, бомбы, ручные гранаты. В июле 1919 г. завод был разрушен колчаковцами, которые вывезли в Сибирь 76 станков. После восстановления в 1922 г. заводу было присвоено имя Д. В. Колющенко. Этот завод в последующем назывался плужным, механическим, заводом дорожных и дорожно-строительных машин. С первых дней войны завод начал выпускать 120-мм мины, 152-мм артиллерийские снаряды, 250-кг фугасы, реактивные снаряды РС-152, было освоено производство ракетно-артиллерийской установки БМ-13.

 

Далее, к югу от улицы Доватора находится территория бывшего посёлка Колупаевка. Отставной солдат Колупаев Егор Андреевич поселился около 1845 года на Нагорной улице в Заручейной части Челябинска. Его потомки имели заимку (поселение, занятое кем-либо по праву первого владения, вдали от освоенных территорий) на земле Челябинской станицы. Заимка постепенно, в течение многих лет, превратилась в маленькую лесную деревушку - Колупаевку. Заселялся посёлок стихийно сходцами из разных уголков России; среди старожилов и жителей города пользуется дурной славой со дня образования и до сих пор. Позднее около Колупаевки был построен плужный завод фирмы «В.Г.Столль и К°», который в свою очередь привлек большое число рабочих, осевших в Колупаевке. В 1917 году Колупаевка оказалась в городской черте.

 

К юго-западу от улицы Доватора находится памятник «Катюша». Можно без преувеличения сказать, что установка в Челябинске в 1975 г. легендарной "катюши" (так в годы войны называли реактивную ракетно-артиллерийскую установку (БМ-13) в качестве памятника стала неожиданностью для челябинцев. Ведь вплоть до 1972 г. мало кому было известно о производстве БМ-13 в нашем городе в годы Великой Отечественной войны. Оказалось, что еще летом 1941 г. завод им. Колющенко получил задание начать производство БМ-13 и снарядов М-13, а в декабре 1941 г. пятеро колющенцев уже получили правительственные награды за освоение выпуска "катюш". Первые машины тогда еще безымянных ракетных установок собирали на улице Труда, там, где сейчас находится одно из производственных помещений табачной фабрики (бывший гараж такси на пересечении улиц Елькина и Труда). Первые ракетные установки выпускали на сталинградских тракторах, позже на машинах "Шевроле", "Студебеккер". Каждый месяц армия получала 45 челябинских "катюш". Кроме того, за годы войны колющенцами было изготовлено свыше миллиона реактивных снарядов.

 

В квартале, ограниченном улицами Блюхера, Сулимова, Доватора и Курчатова, жилых домов очень мало, в основном учебные заведения: два техникума и два колледжа, да общежития. Застраивался квартал в середине-конце шестидесятых. До этого здесь располагалась обширная барачная территория и два квартала частной застройки. Юго-западный угол квартала находится на территории бывшего кладбища. Рядом с остановкой находится Южно-Уральский государственный колледж. Создан в 1953 году как техникум дорожного машиностроения (готовил специалистов для завода им. Колющенко). В 1966 году был переименован в Механический техникум (скорее всего, примерно в это же время было построено это здание), в 1985 - в техникум промышленной автоматики, в 1991 - в колледж промышленной автоматики, а в октябре 2015 г. в Южно-Уральский промышленный колледж.

 

В 1938 г. вводится в эксплуатацию трамвайная линия (маршрут №6) от улицы Труда по Свердловскому проспекту до Областной больницы (7,9 км). От пересечения Свердловского проспекта с улицей Воровского трамвайная линия проходила по улице Воровского, а не по ул. Блюхера, как сейчас. Только после пересечения с улицы Доватора трамвай поворачивал по улицу Образцова налево к улице Блюхера. Трамвайные рельсы были перенесены на улицу Блюхера полностью в начале 1970-х гг. после демонтажа железнодорожной ветки по улице Курчатова.

 

Далее путешествие продолжается по улице Худякова. Улица Калибровая, возникшая в 1940-е гг., переименована в 1973 г. в честь Героя Советского Союза Худякова Николая Александровича, который в 1941 году окончил 6 классов школы № 30 Челябинска. Затем он поступил в профессиональное училище при ЧТЗ, где получил специальность слесаря-инструментальщика. Несколько месяцев работал на эвакуированном из Москвы заводе «Калибр». В 1943 г. добровольцем ушел на фронт. В боях за г. Подволочинск и посёлок Фридриховку (Западная Украина) подбил 3 танка. Был дважды ранен, но не покинул поле боя. Пропал без вести 23 февраля 1945 г. при форсировании реки Одер.

 

На северной стороне улицы Худякова находятся цеха бывшего завода “Калибр”, закрытого в 1998 г. Осенью 1941 г. Государственный комитет обороны принял решение об эвакуации московского завода “Калибр”. В Челябинске оборудование было размещено в недостроенном здании театра оперы и балета. В феврале 1942 г. завод приступил к выпуску продукции – приборов управления для танков. На новую промышленную площадку на юго-западе Челябинска завод перешел только в 1948 г. В ноябре 1958 г. на заводе было открыто производство рычажных весов. В 1960 г. завод освоил выпуск 54 наименований различной аппаратуры, из которых 16 были новыми для СССР.

 

Далее, в 280 метрах к северу от улицы Худякова находится гостиница «Парк-сити». Эта гостиница открылась в 2002 г. на базе значительно перестроенной старой гостиницы «Турист», возникшей в начале 1970-х гг.  К старому шестиэтажному зданию надстроено ещё два этажа. Гостиница находится в очень живописном месте, на краю Челябинского соснового бора.

 

К северу от улицы Худякова на краю соснового бора находится школа-интернат №4, открытая в 1966 г. как спецшкола-интернат №4 для детей с последствиями полиомиелита и нарушениями опорно-двигательного аппарата. В 1968-1977 гг. директором школы была Мавлютова Роза Абдрахмановна. В этот период у школы начали появляться традиции: праздники труда, слёты отличников, открылись музеи «Ленинский музей», «Музей Боевой и Трудовой славы». Ребята участвовали в поисковой работе, переписывались с ровесниками из разных городов, участвовали в фестивалях «Дружбы народов». В 1977-1985 гг., когда директором школы была Лапина Лидия Георгиевна, в школе устраивались всесоюзные педагогические чтения, ребята дружили со своими именитыми земляками: скульптором Львом Головницким, архитектором Евгением Александровым, профессором Лившицем.

 

Далее путешествие продолжается по плотине Шершнёвского водохранилища. Участок долины Миасса у посёлка Шершни, пригодный для строительства водохранилища, был выявлен в 1924 г. Весной 1961 г. началось рытье котлована. Заполнение водой началось в 1965 г. после постройки плотины и дамбы, закончилось в июле 1969 г. Параметры водохранилища: длина 18 км, ширина наибольшая 4 км, средняя 1,6 км, площадь водного зеркала 39 кв. км, глубина максимальная 14 м, средняя 4,5 м. Из рыб наиболее распространены чебак, щука, окунь.

 

После плотины мы попадаем на территорию поселка Шершни. Посёлок ведёт своё начало со старинного селения, основанного во второй половине 18 века как казачьего выселка Шерстнева (Шершнева). Названо по фамилии первопоселенца: в списке первопоселенцев Челябинской крепости встречается Д. М. Шерстнев. Посёлок был казацким, все его жители состояли из веры двоедан и частично из помор. Поморы имели свою церковь. А двоеданы - часовню, где те и другие справляли свои обряды. В 1826 г. в поселке уже 26 дворов, проживало мужчин - 64, женщин - 50; в 1866 г. – 49 дворов, 280 жителей, имелась раскольничья часовня; в 1900 – 73 двора, 298 жителей, школа, водяная мельница; в 1916 – 526 жителей, молитвенный дом; в 1926 – 692 жителей, школа.

 

Уже в 1810 г. старатели в районе поселка Шершни добывали рассыпное золото.  В 1843-1935 гг. велась добыча золота шахтным способом на Золотой горе западнее поселка. В 1890 на площади Шершневского золоторудного месторождения было 11 отводов под устройство золотых приисков. В 1935-1937 гг. на Шершневском золотом месторождении организована геологоразведочная партия, которая провела работы по восстановлению некоторых затопленных шахт и возобновлению на них добычи золота. В 1952 г. все прииски Шершневского рудоуправления прекратили свое существование.

 

Ещё одна улица в посёлке Шершни, по которому проходит маршрут этого путешествия – Гостевая. Не очень-то она похожа на «Потёмкинские деревни», а жаль…

 

Следующая улица маршрута путешествия – улица Братьев Кашириных, названная в память о трёх братьях, принимавших активное участие в революционных событиях и гражданской войне и расстрелянных в 1930-е годы. Эта улица пересекает три улицы, названные в честь академиков Сахарова, Королёва и Макеева.

 

Улица Академика Сахарова названа в память о Сахарове Андрее Дмитриевиче (21.05.1921 – 14.12.1989), физике-ядерщике, академике, лауреате Нобелевской премии мира (1975), трижды Герое Социалистического Труда (1953, 1956, 1962). Сахаров участвовал в создании советского термоядерного оружия. Но с конца 1950-х гг. стал активным сторонником запрета ядерного оружия. В 1960-е гг. включился в диссидентское движение, требовал введения подлинной гласности и соблюдения прав личности в СССР. 9 сентября 1989 г. приехал в Челябинск. В тот же день состоялась церемония перезахоронения останков жертв сталинских репрессий на Золотой горе. После участия в траурном митинге встретился с жителями Челябинска в Доме политпросвещения.

 

В 1 км в лесном массиве в конце улицы Академика Королёва находится памятное место «ЗОЛОТАЯ ГОРА». В 1843 старателями из Вятки в районе Лысой горы было обнаружено золото, отсюда название – Золотая. Вплоть до 1935 г. здесь велась добыча золота шахтным способом. Затем шахты были закрыты. В 1937-1938 гг. в эти шахты сбрасывали тела расстрелянных жителей Челябинска. В районе Золотой горы на территории площадью около 15 га было обнаружено 11 шахт с останками расстрелянных.

 

Улица Академика Макеева названа в честь конструктора морских стратегических ракет Ви́ктора Петро́вича Маке́ева. В июне 1955 г. Макеев по рекомендации Королева был назначен главным конструктором СКБ-385 (ныне Государственный ракетный центр “КБ им. академика В. П. Макеева”), коллективом которого под руководством М. были созданы 3 поколения баллистических ракет подводных лодок и стратегических ракетных комплексов, оперативно-тактическая ракета Р-17, известная всему миру под названием “Скад”. В 1960–81 гг. Макеев одновременно заведовал в Челябинском политехническом институте кафедрой летательных аппаратов.

 

Далее путешествие продолжается по улице Салавата Юлаева. Салава́т Юла́ев - башкирский национальный герой, один из руководителей Крестьянской войны 1773—1775 гг., сподвижник Емельяна Пугачёва; поэт-импровизатор (сэсэн). Когда Салават Юлаев предстал перед Пугачёвым, ему было 19 лет. За год с небольшим Салават участвовал в 28 сражениях, 11 из них он провёл самостоятельно, остальные в составе Главного войска Емельяна Пугачёва. Салават отличился тем, что взял Симский и Катавский заводы, осаждал Челябинскую крепость, участвовал в осаде Оренбурга, сжёг Красноуфимскую крепость. Удивительно, но Салават Юлаев в отличие от казнённого Пугачёва, отделался каторгой, на которой он провёл 25 лет и умер в 1800 г.

 

Невдалеке от пересечения улицы Салавата Юлаева и улицы имени 250-летия Челябинска находится Ледовая арена «Трактор» имени В.К.Белоусова, которая предназначена для проведения соревнований по хоккею и фигурному катанию, баскетболу, волейболу, всем видам борьбы, бальным танцам, гимнастике, а также для организации концертов и корпоративных мероприятий. Проект был куплен у компании «Skanska», которая ранее построила схожую арену в г. Мытищи. Подрядчиком выступила «Балтийская строительная компания». Строительство арены началось весной 2007 года.17 января 2009 года состоялось торжественное открытие новой арены Ледовая арена «Трактор» имени В.К.Белоусова – трехэтажное здание, рассчитанное на 7500 человек. Концертный вариант – 9200 зрителей.

 

Затем маршрут продолжается по улице имени 250-летия Челябинска. В 2006 г. одну из новых улиц Челябинска назвали «Улица 250-летия Челябинска». Немного странно, так как 250-летие Челябинска отмечали в 1986 г. Самый значительный объект на этой улице - ледовая арена «Трактор», которая была открыта 17 января 2009 года. Улицу 250-летия Челябинска в народе прозвали Двойняшковой. Связано это с тем, что по улице живёт много двойняшек. По данным на 2008 год, проживало 20 двойняшек, прописанных по улице.

 

Далее через улицу Чичерина наш автобус поворачивает на проспект Победы, крупнейшую улицу Челябинска длиной 12 км. До переименования проспект составляли две улицы: Солнечная и Выборная. Проспект Победы – единственная улица, пересекающая весь город. Мемориальная доска, установленная на здании теплотехнического института, сообщает, что свое название проспект Победы получил 9 мая 1965 г., в день 20-летия Победы в Великой Отечественной войне.

 

Следующая улица маршрута путешествия - улица имени 40-летия Победы. Название улиц, скверов, кинотеатров в честь каких круглых и не очень круглых дат было традиционно для советского периода Челябинска. Так появились кинотеатры имени 25-летия Октября, 27-летия РККА и 30-летия ВЛКСМ, улицы имени 30-летия, 40-летия и 60-летия Октября, 50-летия ВЛКСМ, сквер имени 20-летия Победы. Есть даже улица в честь 32-годовщины Октября.

 

В Челябинске в настоящее время более 60 микрорайонов. Нумерация больших кварталов новой застройки началась в конце 1960-х гг., когда приступили к строительству жилых домов в Северо-Западной части Челябинска. До революции тоже было принято присваивать номера для кварталов города. С 1838 г. по 1917 г. использовалась нумерация кварталов, которая была предусмотрена планом 1838 г.

 

Улица имени 40-летия Победы пересекает Комсомольский проспект, который изначально проектировался именно как проспект с расстоянием между фасадами домов на нём от 80 до 90 м. И такой ширины проспект тянулся на расстояние в 3,3 км. Только восточная и западная части проспекта уже. Восточная часть – это бывшая улица Каховская, где ширины между домами не превышает 50 м. В настоящее время точечная застройка на этом проспекте сужает его ширину. Значительная ширина этого проспекта по сравнению с другими улицами должна была обеспечивать быструю эвакуацию значительного потока машин и людей из центра города в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

 

И вот мы снова возвращаемся на улицу Салавата Юлаева. В 300-х метрах к югу от улицы находится Махмутовское кладбище и мечеть Исмагила. Этому кладбищу более 100 лет, В 1937 году на этом кладбище расстреливали и хоронили политзаключенных. Братские могилы были отгорожены глубоким рвом и железным забором. Сейчас о тех временах напоминает только огромный тополь, в который врос кусок ржавого металла. Мечеть Исмагила построена в 1997 г.

 

Это путешествие заканчивается на улице, названной в честь замечательного общественного деятеля Челябинска Бейвеля Александра Францевича, который до революции сочетал работу врача в Челябинске с общественной деятельностью. В 1897 г. он был удостоен степени доктора медицины, в 1898 г. был избран гласным городской думы. Стал одним из инициаторов открытия в Челябинске Общества взаимного кредита. С 1898 г. по 1903 г. состоял членом комиссии по постройке здания Народного дома. В феврале 1902 г. вновь был избран гласным городской думы, а с 12 ноября 1903 г. – челябинским городской головой. 24 мая 1906 г. Бейвель стал городской головой во второй раз, а 6 апреля 1910 г. был избран на эту должность вновь. За время его работы доходы бюджета Челябинска возросли вдвое, были замощены улицы и площади центральной части города, устроены электрическое освещение и телефонная связь, построены здания реального училища и женской гимназии, несколько школ и училищ, корпуса для городских лавок, новый приют, 2 пожарные части, осуществлена большая часть работ по строительству водопровода. До 1931 г. жил в Челябинске, продолжал заниматься частной врачебной практикой.

 

Конец экскурсии.


Автор: Латышев Ю.В.

Редактор экскурсионной программы: Гейн А.Е.