экскурсионный маршрут "Революционный" - Посёлок Новосинеглазово – улица Мамина

 

 

Звуковое сопровождение экскурсии

Прямое направление Обратное направление

 

 

 

ОПИСАНИЕ ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ ЭКСКУРСИОННОГО АВТОБУСА:

Посёлок Новосинеглазово – улица Мамина

"Революционный"


 

Путь следования экскурсионного автобуса: улица Челябинская, Троицкий тракт, улица Дарвина, улица Блюхера, улица Воровского, проспект Ленина, улица Горького, улица Салютная, улица Героев Танкограда, улица Бажова, улица Танкистов, улица 2-я Щербаковская, улица Мамина.

 

На улице Мамина экскурсия заканчивается, автобус разворачивается, и следует в обратном направлении с новой экскурсией аналогичного содержания.

 

Путешествие начинается от посёлка Новосинеглазово, который берёт своё начало от железнодорожной станции Синеглазово, которая возникла в 1932 г. в связи со строительством железной дороги от города Челябинска в южном направлении: на Коркино и далее на Магнитогорск. Железнодорожная станция Синеглазово получила своё название от расположенного рядом озера Синеглазово и была размещена на землях колхоза им. Сталина. В самом конце 1920-х годов возник поселок Ухановка (названный по фамилии его первого поселенца – Уханова), в котором в 1930-м году были построены напольные печи по обжигу извести, так как в этом районе были открыты большие залежи известняков. Начало активного строительства поселка на землях Исаковского колхоза им. Ворошилова можно отнести к 1946 г., статус же рабочего посёлка он приобрёл 5 января 1957 года. В 1949 было начато строительство комбината производственных предприятий (ныне –ОАО «Трубодеталь»). Известковые печи посёлка Ухановка и рядом хорошие залежи песка послужили началом строительства в 1951 году завода Силикатного кирпича /построен и пущен в 28 декабря 1954г./. Надо отметить, что с самого рождения поселок носил название Новосинеглазово, а настоящее его имя - Новосинеглазовский, было присвоено ему лишь в начале 2000-х годов.

 

Наибольшую роль в развитии посёлка Новосинеглазово сыграл комбинат производственных предприятий (КПП), созданный в 1949 г. В 1962 г. он был переименован в Новосинеглазовский комбинат строительных конструкций (КСК), с 1996 г. - ОАО «Трубодеталь». В январе 1963 года на заседании партийно-хозяйственного актива завода был заслушан вопрос о массовой застройке Новосинеглазово домами повышенной этажности. Осенью того же года завершились строительно-монтажные работы по сооружению водовода поселка (в 1952 году был построен первый водопровод «Сосновка – Синеглазово», диаметром 150 мм; в 1957 году – построен второй водопровод – 300 мм; построена подстанция 110кВт/35/6кВт). В ноябре 1963 г. строители ввели в строй ЛЭП-6 (линия электропередач), а вслед за ней была сдана под монтаж оборудования АТС-49. С 1973 по 1975 годы в поселке выполнена газификация жилых кварталов.

 

В 0,7 км к востоку от окраины посёлка Новосинеглазово находится озеро Синеглазово, названное в память о переселенце Синеглазове (почти все именные селения вокруг города Челябинска – памятники переселенцам, например: Чурилово, Полетаево, Смолино, Казанцево и т.д.). Территория вокруг озера используется преимущественно членами садоводческих товариществ и местными жителями для выращивания овощных и плодово-ягодных культур. Площадь водного зеркала 13,8 кв. км, длина 5,4 км, средняя ширина 2,6 км. Озеро неглубокое, средняя глубина 2,4 м, максимальная – 3,1 м. Дно покрыто иловыми отложениями. Берега озера невысокие, большей частью заболочены, поэтому подход к озеру затруднен, особенно с южной и восточной сторон. На расстоянии до 400 м от берега дно покрыто подводными растениями: рдестом, телорезом, роголистником. В засушливые 1920-е и 1930-е годы озеро почти полностью пересыхало. Кормовые запасы для ихтиофауны вполне достаточны. Однако неблагоприятный кислородный режим в зимний период и различные загрязнители приводят к заморам. Поэтому озеро используется лишь для однолетнего нагула рыбы.

 

Путешествие по посёлку Новосинеглазово продолжается по улице Челябинской. Это название появилось ещё в 1957 году, когда этот посёлок не входил в состав города Челябинска.

 

Рядом с улицей Челябинской находится сквер Памяти. В память о воинах, отдавших жизнь за Родину на фронтах Великой Отечественной войны, в 1975 году, к 30-летнему юбилею Победы, в торжественной обстановке был открыт мемориал Памяти, построенный на средства Новосинеглазовского комбината строительных конструкций. Мемориал представляет собой обелиск и барельефы лиц солдат трёх родов войск: пехотинец, танкист и артиллерист.

 

Примерно в 300 метрах к востоку от улицы Челябинской находится храм иконы Божией матери Скоропослушницы. Приход посёлка Новосинеглазово был образован в 1995 году. Под церковь местные власти выделили здание бывшего кинотеатра «Дружба». В этом же году новая церковь была освящена. Кинотеатр «Дружба» был открыт в 1969 году, кинофильмы в нём демонстрировались до конца 1980-х гг.

 

Далее около улицы Челябинской находится садоводческое товарищество «Нефтяник», которое было организовано в 1956 г. работниками ОАО “Трубодеталь” (ранее КПП). Такое название товарищество получило не зря.  Развитию территории, прилегающей к станции Синеглазово, послужило Постановление Совета Министров СССР 1947 г. «О строительстве нефтепровода (бензопровода) «Уфа-Омск», проходящего между поселком Ухановка и железной дорогой станции Синеглазово. Был построен 1-й продуктопровод диаметром 350 мм и резервуары емкостью по 5000 куб. м, а в декабре 1951 г., начался налив и отгрузка цистерн нефтепродуктов по железной дороге предприятием, получившим название «Наливная станция Челябинск», которая позднее выросла и дала начало двум предприятиям: Челябинскому нефтепроводному управлению и Челябинскому продуктопроводному управлению. В то время начал формироваться поселок Плановый близ Наливной станции, который быстро увеличивался в размерах: быстрым темпом шло строительство частных домов. И если бы не было в тот момент серии взрывов в поселке, то наверное п. Плановый стал бы основополагающим Новосинеглазово.  Дело в том, что при аварийных ситуациях остатки нефтепродуктов попадали прямо в землю, тем самым, обеспечивая проникновение жидкостей на значительную глубину, в том числе и в ямы и погреба населения. Не секрет, что, спускаясь в овощную яму, любой житель брал с собой либо спички, либо свечу. Таким образом, нетрудно догадаться каков был итог. В результате нескольких таких взрывов, население п. Плановый стали разбирать и «перекатывать» (перевозить) свои дома на территория нынешнего поселка Новосинеглазовский.

 

Ещё дальше расположены участки нескольких садоводческих товариществ. Южнее на площади в 68 га расположены 759 участков садоводческого товарищества “Прогресс”, образованного в 1958 г. Севернее остановки – ещё два товарищества, созданные в 1966 г. Это садоводческие товарищества «Локомотив-2» работников Южно-Уральской железной дороги (857 участков на территории в 50 га) и «Полёт-2» работников радиозавода «полёт» (702 участка на площади в 38 га).

 

С улицы Челябинской в посёлке Новосинеглазово маршрут выходит на Троицкий тракт – главную дорогу из Челябинска на юг Челябинской области, в старинный город Троицк, который был основан в июне 1743 года, как крепость Уйской укреплённой пограничной линии, на левом берегу реки Уй. Крепость находилась на главном караванном пути, который проходил из Азии в Европу. Напротив крепости на правом берегу реки Уй был выстроен меновой двор, который просуществовал до 1915 года (сначала деревянный в 1749 г., затем каменный в 1822 г.), пограничная таможня (1749, закрыта в 1868 г. в связи с упразднением Оренбургского таможенного округа). По указу императрицы Елизаветы Петровны (ноябрь 1749 г.) в Троицке в мае 1750 года начала работать ярмарка, которая ежегодно проходила с мая по октябрь на меновом дворе.

 

В 800 метрах к востоку от Троицкого тракта находится озеро Смолино - естественный слабосолёный водоём. Это озеро было объявлено памятником природы в 1961 г. В прошлом щелочная вода и ил озера использовались для лечения различных заболеваний. Иловые отложения имеют мощность от 20 до 100 см. До революции у многих зажиточных жителей Челябинска на этом озере были дачи. Озеро находится на стыке уральской и западносибирской геологических структур. Граница между ними выражена довольно четко в виде возвышенной гряды, проходящей по западному берегу озера. Естественных притоков, кроме родников и небольших речек, не имеет, но в него впадают искусственные ручьи (промышленные и бытовые стоки). Площадь водного зеркала составляет 27 кв. км. Средняя глубина 3,8 м, максимальная 6,7 м. Форма озерной котловины корытообразная.

 

Поселок Смолино или Смолинский расположен на юго-западном берегу озера Смолино. Это старинное поселение, основанное в 18 веке как казачий выселок. Именован по фамилии одного из первопоселенцев Челябинской крепости. На картах 19 века обозначен по правую сторону тракта из Челябинска в Троицк, в 12 верстах от города. В нач. 19 в. в посёлке Смолино было 7 дворов, 57 жителей; в 1866 г. – 209 жителей, часовня; в 1891 г. – 379 жителей, школа; в 1900 г. – 473 жителей; в 1970 г. – 2384 жителей; в 1997 – 2863 жителей.

 

Также на берегу озера Смолина находится реабилитационный центр. Писатель Фадеев Александр Александрович, находясь в творческом отпуске для работы над романом «Чёрная металлургия», с 15 августа по 6 октября 1954 г. жил в даче, расположенной на территории нынешнего реабилитационного центра. Эта деревянная дача была построена в 1940 г. В конце 1980-х – начале 1990-х годов дача была обложена кирпичной кладкой.

 

Также к востоку от Троицкого тракта и в 0,5 км к югу от посёлка Смолино находятся археологические памятники- курганные могильники Смолино-1 и Смолино-2.  Могильник Смолино-1 состоял из 10 курганов, расположенных вдоль западного берега озера Смолино. Почти все насыпи на момент первого обследования в 1907 были обложены по основанию камнем. При исследовании могильника найдены сосуды эпохи бронзы, прямоугольные керамические блюда, бронзовый втульчатый наконечник дротика. Могильник Смолино-2 расположен параллельно могильнику Смолино-1 менее чем в 200 метрах к западу. Состоял из 10–16 земляных насыпей, сгруппированных в 3 цепочки. В 1907 Минко исследовал 1 курган, содержавший могильную яму с керамикой эпохи бронзы (середина второго тысячелетия до нашей эры).

 

За железнодорожной линией и к западу от Троицкого тракта находятся улицы Первая и Вторая Потребительские. По названиям этих улиц оптовый рынок, созданный в 1998 г. в этом районе, тоже стали называть «Потребительским». Сами улицы появились в 1970-е годы. Возможно, что их название связано с появлением здесь ряда баз товаров народного потребления. Многочисленные склады и базы вдоль Троицкого тракта начали расти в начале 1950-х гг. До конца 1940-х годов около железнодорожных линий на Уфу и Троицк находились только небольшие берёзовые рощи. 

 

В здании бывшего автопредприятия ЧПАТО-2 на западной стороне Троицкого тракта в 1990-е годы располагалась таможня, а ранее таможенники ютились в полуподвальном помещении цоколя бывшей бани (пр. Ленина, 49а). В конце 1980-х гг. с отменой монополии государства на внешнеэкономическую деятельность возникла необходимость создания таможенного оформления и таможенного контроля в крупных промышленных центрах России. Челябинская таможня со штатом в 10 человек начала деятельность с 22 октября 1990 г. Ранее, в 1899–1919 гг. также существовала таможенная служба, так как в Челябинске было удобно производить таможенное оформление чая и других импортируемых товаров при их перевалке с Омской на Самаро-Златоустовскую железную дорогу. Первоначально таможня располагалась в доме В. М. Колбина по ул. Сибирской (ныне ул. Труда, 66). В 1901 переехала в дом А. Перцева на Южной площади (снесён в 1970-е гг.), а в 1919 – в дом Е. А. Пентегова по улице Большой (ныне ул. Цвиллинга,5).

 

К востоку от Троицкого тракта находятся помещения бывшей базы Главметаллосбыта, созданной в 1934 г. с целью реализации металлопроката в связи с образованием Челябинской области. В 1934-1951 гг. склад располагался на месте нынешнего телецентра (ул. Орджоникидзе) ; в 1952 г. была введена в эксплуатацию новая металлобаза на Троицком тракте с оборотом металла 250 тыс. тонн в год, оснащённой мостовыми кранами и железнодорожными путями. В одном из зданий металлобазы на Троицком тракте в 1958-1972 гг. размещался кинотеатр «Прогресс».

 

Путешествие по Троицкому тракту подходит к мосту, по которым пролегает железнодорожная магистраль, которая связывает европейскую часть России с Дальним Востоком. Построена в 1891–1916 гг. В Челябинск железная дорога была проведена в 1892 году, а рабочее движение по Транссибирской магистрали от Челябинска началось в 1893 г.; регулярное, сквозное по территории России через Челябинск – в 1916 г. Во время войн (русско-японской, Первой мировой и Гражданской) по железной дороге осуществлялись военные перевозки. Благодаря Транссибу Челябинск стал “воротами в Сибирь”. Магистраль была построена на средства казны. В 1918 г. она была национализирована и передана Наркомату путей сообщения.

 

За мостом через железную дорогу начинается улица Дарвина, названная в 1953 г. в честь Чарльза Дарвина, основоположника учения о происхождении видов растений и животных путём естественного отбора.

 

На юго-западной стороне улицы Дарвина находится здание бывшего кинотеатра "Маяк", в котором фильмы здесь прекратили демонстрировать ещё в начале 1990-х годов. Здание кинотеатра было построено в 1959 г. В вестибюле кинотеатра было размещено большое панно с пятнадцатью жизнерадостными представителями союзных республик.  В 1996 году был передан "в безвозмездное пользование" коммерсантам, но в 1998 г. этот договор был расторгнут. Потом на базе кинотеатра собирались строить культурно-досуговый центр, но в конечном итоге бывший кинотеатр "Маяк" был приватизирован, став автоцентром.

 

К северо-востоку от улицы Дарвина находятся цеха кондитерской фабрики «Южуралкондитер». Кондитерская фабрика в Челябинске появилась в послевоенные годы и располагалась в помещениях на углу улиц Работниц и Кирова. В 1961 году на улице Дарвина было построено 3-х этажное здание, в цокольной части которого находилось подготовительное отделение. Здесь в больших котлах готовился сироп для карамели, рядом, в размольном, делали сахарную пудру. На первом этаже был бисквитный цех, с прогрессивным, по тем временам, бисквитным агрегатом. Такое оборудование имели только две фабрики в СССР Челябинская и Кишиневская. Правопреемником кондитерской фабрики стало предприятие «Южуралкондитер», вошедшее в 1996 г. в состав Бабаевского концерна. Производственная мощность предприятия 17 тысяч тонн сладкой продукции в год. Торговая марка легкого бисквита «Мерендинка» известна на всю Россию. В 2006 году сотрудники фабрики установили рекорд и изготовили мерендинку весом в 738 килограммов.

 

С улицы Дарвина маршрут поворачивает на улицу Блюхера. Так эту важную городскую магистраль назвали в 1963 г. Василий Блюхер принимал активное участие в установлении Советской власти в Челябинск и в декабре 1917 г. даже избирался председателем Челябинского военно-революционного комитета.

 

К западу от улицы Блюхера в глубине соснового бора расположено Митрофановское кладбище. Возможно, что захоронения на этом кладбище производились ещё до революции, но, в основном, в 1930-1950-е гг. На этом кладбище есть небольшая частично отгороженная территория, называемая «большевистским кладбищем». На этой территории стоит памятник борцам за Советскую власть. Этот памятник был установлен 1927 г. на могиле лётчика, умершего в годы гражданской войны. Памятник стоял там, где сейчас двор здания с бывшим магазином «Ритм» (ул. Цвиллинга, 33). После войны памятник перенесли на Лесное кладбище, а затем уже на Митрофановское кладбище на братскую могилу борцам за Советскую власть. Перенесли ли прах лётчика сюда же неизвестно. Памятник представляет собой шестиметровый обелиск, сложенный из 10 гранитных плит красноватого и серого цветов.

 

От трамвайного кольца около областной больницы до ул. Рылеева к востоку от ул. Блюхера (ранее этот участок назывался ул. Междугородняя) ещё в 1930-е годы началась застройка частными домами небольшого посёлка ИЗО (индивидуальный землеотвод). А юго-западнее территории областной больницы в 1920-1930-е гг. интенсивно разрабатывались каменные карьеры, щебень и камень с которых поставлялся на строительные площадки промышленных предприятий, в том числе и ЧТЗ, по железнодорожной ветке.

 

В связи с образованием в 1934 г. Челябинской области было принято решение о строительстве Челябинской областной больницы. Руководство строительством и подбор медицинского персонала были поручены С. З. Глуховскому, ставшему первым главным врачом больницы. К осени 1938 г. был построен двухэтажный хирургический корпус на 300 коек, а происшедшее 17 октября 1938 г. железнодорожное крушение на ст. Чумляк заставило облздравотдел принять решение об экстренном открытии областной больницы для приема пострадавших.

 

С улицы Блюхера после областной больницы маршрут поворачивает на улицу Воровского, названную так в начале 1930-х гг. в честь литературного критика, публициста и советского дипломата Вацлава Воровского.

 

На западной стороне улицы Воровского находится комплекс зданий медицинского университета. В 1944 г. на базе эвакуированного из Киева медицинского института был создан Челябинский медицинский институт, который в 1995 г. переименован в Медицинскую академию, а затем в Южно-Уральский государственный медицинский университет. Первые годы Челябинский медицинский институт располагался в здании бывшей школы по ул. Коммуны, 35. В 1960-е годы началось строительство нового комплекса зданий медицинского института на ул. Воровского. Строительство главного корпуса из этого комплекса было завершено в 1967 г.

 

В 1938 г. вводится в эксплуатацию трамвайная линия (маршрут №6) от ул. Труда по Свердловскому проспекту до Областной больницы (7,9 км). От пересечения Свердловского проспекта с ул. Воровского трамвайная линия проходила по ул. Воровского, а не по ул. Блюхера, как сейчас. Только после пересечения с ул. Доватора трамвай поворачивал по ул. Образцова налево к ул. Блюхера. Трамвайные рельсы были перенесены на ул. Блюхера полностью в начале 1970-х гг. после демонтажа железнодорожной ветки по ул. Курчатова.

 

Далее улица Воровского пересекается с улицей Курчатова. До начала 1970-х гг. вдоль нынешней улицы Курчатова (до 1980 г. улица Окружная) проходила железнодорожная ветка от вокзала к мельницам (Архипова и Кузнецова) на берегу реки Миасс. В мае 1918 г. именно вдоль этой ветки отряд чешских легионеров тайно прошёл от вокзала к реке Миасс, переправился около городской водокачки (снесена в 2007 г.) и захватил Красные казармы (ныне учебный центр Омского автомобильного училища).

 

На западной стороне улицы Воровского после пересечения со Свердловским проспектом расположены корпуса Челябинской городской больницы №1. Когда городская больница в Челябинске была открыта в 1828г., то она находилась на берегу реки Миасс. Время, рост числа жителей города потребовали расширения больницы. Место было выбрано в березовой роще по Уфимскому тракту в полуверсте от города. Строительство завершено в 1880 году.  Давно снесены старые корпуса больницы и, наверное, человек не знакомый с историей города и больницы никогда не скажет, что возраст этого учреждения, вполне современного, на этом месте составляет более 130 лет. Конечно, с тех далеких времен произошло много событий и перемен и на территории больницы практически ничто не напоминает о временах 130-летней давности, за исключением одного объекта. Это ограда вдоль территории городской больницы со стороны улицы Воровского. Ограда на каменных тесаных, гранитных столбах, с железной решеткой сооружена в 1892-1897 гг. В настоящее время длина ограды – около 370 м.

 

За городской больницей, на фактически начале старого Уфимского тракте (ныне улица Воровского), в 1901 г. по нынешнему адресу улица Воровского, 5, челябинским купцом и меценатом Иваном Покровским было построено здание для дома трудолюбия Позднее там открылось первое смешанное (совместное обучение девочек и мальчиков) приходское училище. В здании находились две квартиры – для директора и учителя.  В апреле 1971 года был построен первый в Челябинске широкоформатный кинотеатр «Урал» на 1200 мест. В фойе кинотеатра регулярно устаивались выставки лучших фотографов Челябинска. Ранее, с 1946 г. по 1968 г. кинотеатр также с названием «Урал» существовал в Ленинском районе.

 

Маршрут по улице Воровского подходит к проспекту Ленина и площади Революции. До начала ХХ века это было заброшенное место около Казанско-Богородицкого кладбища (на месте кладбища – здание с магазином «Ритм»). В 1903 г. на западной части Южной площади было построено здание Народного дома. Южнее расположилось таможня (в доме инженера Перцева). Современный ансамбль площади Революции (так назвали бывшую Южную площадь) начал формироваться в конце 1920-х гг. В настоящее время эта площадь представляет уникальное место, где представлены образца всех стилей архитектуры, начиная с 1900-х гг. и до начала XXI века. Каждое десятилетие отражено в каком-нибудь из зданий, окружающих площадь Революции.

 

В трёх кварталах к востоку от Южной площади (ныне площади Революции) напротив конного базара в 1909-1914 гг. был построен Римско-католический или как его называли «Польский» костёл. В 1929 г. была развернута борьба с религией и костел закрыли. Здание бывшего костёла было снесено в середине 1930-х гг. На этом месте сейчас дом по пр. Ленина, 43. На другой стороне пр. Ленина наискосок от места бывшего костёла перед войной было построено здание торгового назначения. В 1941 г. в этом здании разместился Наркомат танковой промышленности, а в 1944 г. здесь начали заниматься первые студенческие группы будущего Челябинского политехнического института. С 1949 г. здание передали под филиал Челябинского универмага, а в 1966 г. здесь был организован специализированный магазин «Детский мир».

 

К северу от проспекта Ленина находится здание Центрального рынка, которое было построено в 1965 г. на площади МОПРа. Именована в 1926 г. в честь Международной организации помощи борцам революции (МОПР), действовавшей в 1922–47 гг. Ранее эта площадь называлась Архиерейской потому, что именно здесь находился так называемый "архиерейский дом" - двухэтажный особняк, приобретенный у некоего Крупышева для размещения Челябинского викария - церковного наместника Оренбургской епархии, назначенного в 1908 году. После революции архиерейский дом использовался как жилой и простоял до 1970-х годов.

 

В 1941-1944 гг. на границе Центрального района у железнодорожной насыпи к северу от проспекта Ленина находились склады НКВД. К ним походила специальная железнодорожная ветка. Склады окружали вышки для стрелков, окопчики с пулемётными гнёздами. В эти годы в Челябинске хранился золотой запас Советского Союза. По воспоминаниям очевидцев, во время возвращения золотого запаса в Москву каждый золотой слиток несли двое солдат, вокруг было не счесть охранников с винтовками и автоматами.  Позже в помещениях бывших складов разместили областную типографию. Премудростям печатного производства обучали военнопленные немцы. Полиграфическое оборудования для типографии поступила тоже из Германии в счёт репараций.

 

На месте нынешнего ТРК «Горки» (к северу от проспекта Ленина)  ранее находился завод «Строммашина», образованный в 1942 году на базе эвакуированного из Ленинграда завода "Нефтеприбор". Тогда перед ним была поставлена задача переоборудования автомобильных бензиновых двигателей на газогенераторные и освоения производства авиабомб ФАБ-50. До 1948 года это был номерной "завод №8 Наркомата Строительных Материалов". Выпуск мирной продукции начинается уже в 1944 - это были вибростанки для производства шлакоблоков. В послевоенные годы начинается выпуск строительной спецтехники, а также продукции военного назначения - машины для укладки аэродромных плит, тележки для перевозки ракет, топливозаправщики, передвижные комплексы для ремонта ракетной техники. После 2000 года спрос на спецтехнику для оборонки падает, предприятие испытывает серьёзные трудности. В конце 2003 года "Строммашину" поглощает "Уралтрак". Собственная территория предприятия площадью 50 тыс. кв. м выводится из земель промышленного производства, и в 2004 году на ней начинается строительство торгово-развлекательного комплекса "Горки".

 

Комсомольская площадь, находящаяся на перекрёстке проспекта Ленина с улицей Горького, получила своё название в 1967 г.  Здесь в 1942 г. вручали боевое знамя бойцам 97-й танковой бригады перед отправкой на фронт. В канун 20-летия Победы в Великой Отечественной войне на этой площади на постамент был водружен танк ИС-3 (Объект 703) — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны, запущенный в серийное производство в последние её дни и не успевший принять в ней участие. Это памятник труженикам Танкограда (неофициальное названия Челябинска в годы войны). В годы войны эвакуированный в Челябинск Кировский завод дал фронту 18 тыс. танков и самоходных орудий, 48,5 тыс. танковых моторов. На пьедестале высечены слова: “Уральцы, вам, чьи руки золотые ковали здесь Победу над врагом”.

 

Улица Горького получила своё современное название ещё в 1935 г. На западной её стороне расположены здания технического колледжа. В апреле 1940 г. был основан строительный техникум при Верхне-Салдинском заводе металлоконструкций. В октябре 1941 г. переведен в Челябинск, в 1943 г. переименован в Челябинский строительный техникум. Прекрасное здание с колоннами (проект архитектора Б.Н. Егорова) строилось в течение 1944-1947 годов (в 1947 начались занятия в новом здании). Потом комплекс ещё долго достраивался учебными корпусами и общежитиями, и теперь занимает целый квартал.

 

Начавшаяся в 1957 г. подготовка специалистов по профилю “монтаж промышленного оборудования” дала новое название техникуму: в 1958 г. его переименовали в Челябинский монтажный техникум. В 1991 г. с переходом на подготовку специалистов более высокого уровня (младших инженеров) был переименован в Челябинский монтажный колледж. В сентябре 2010 г. создано новое учебное заведение – Южно-Уральский государственный технический колледж в результате реорганизации Челябинского монтажного колледжа, Челябинского политехнического техникума и Челябинского машиностроительного техникума.

 

На пересечение улицы Горького с улицей Салютной находится угловое трёхэтажное здание. Это здание молодёжного общежития Челябинского тракторного завода с большим магазином и кафе в первом этаже было построен в 1952-1955 гг. по проекту архитекторов Ф. Серебровского, Б.В. Петрова и К.Д. Евтеева. Угловая часть выделена на плане и в объёме в виде башни с воздушной ротондой, увенчанной меньшей ротондочкой. На втором этаже над магазином, просто круглая площадка с расходящимися коридорами в общежитие. На третьем 3-ем этаже кольцевой балкончик, также расходящиеся коридоры в общежитие. В самой маленькой башенке только лесенка для выхода на балкончик, для ремонта крыши.

 

С улицы Салютной маршрут сворачивает на улицу Героев Танкограда, которая возникла в 1930-е гг., а в 1937 г. была названа улицей Туристов. Современное название с апреля 1985 г. в честь челябинцев – тружеников тыла. Танкоград – это распространённое название комплекса оборонных предприятий, работавших в Челябинске в годы Великой Отечественной войны. После соединения мощностей Челябинского тракторного завода с двумя эвакуированными предприятиями — ленинградским Кировским и Харьковским моторостроительным, огромное производство переключилось на выпуск танков. За период Великой Отечественной Войны в Челябинске было выпущено 60 тыс. танковых дизелей и 18 тысяч боевых машин, что составляет пятую часть от всех выпущенных в стране.

 

К востоку от улицы Героев Танкограда расположен Сад Победы (19,5 га), который был  заложен в начале 1930-х гг. одновременно со строительством ЧТЗ на основе естественной березовой рощи. Первоначально у сада не было определенного названия. Некоторые называли его садом тракторного завода, другие – садом соцгорода ЧТЗ, а в «Справочнике милиционера» за 1957 год он значится как «Парк ЧТЗ».  В 1960-е гг. проведено благоустройство территории, высажены новые виды деревьев и кустарников. 6 мая 1965 года Тракторозаводский райисполком в ознаменование празднования 20-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне принял решение присвоить тогда еще саду ЧТЗ новое имя – «Сад Победы». К 40-летию Победы открыт памятник воинам-тракторозаводцам, павшим в годы Великой Отечественной войны. В 2007 году в саду Победы состоялось открытие военно-патриотического музея под открытым небом.

 

Улицу Геров Танкограда пересекает улица Котина, которая была названа именем конструктора танков Котина Жозефа Яковлевича (10.03.1908, Павлодар Днепропетровской обл. – 21.10.1979, Ленинград). Под руководством Котина в 1938 г. в Ленинграде началась работа по созданию тяжелого танка с противоснарядной броней СМК и КВ, экспериментальные образцы которого прошли испытания в Советско-Финляндской войне 1939–40 гг. (КВ был принят на вооружение). С первых дней войны Котин был назначен заместителем наркома танковой промышленности и главным конструктором танкового завода в Челябинске. Принял участие в разработке тяжелых танков КВ-1С, ИС-1, КВ-85. Котин является одним из создателей самого мощного танка Второй мировой войны – ИС-2 с 122-мм пушкой. В период 1943–44 гг. под руководством Котина на базе танков КВ-1С и ИС были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. За годы войны на ЧТЗ было выпущено 18 тыс. танков и самоходных установок. В послевоенные годы Котин вернулся в Ленинград, где руководил разработкой тяжелого танка ИС-4 (1947), плавающего танка ПТ-76 (1951), тяжелого танка Т-10 (1953), плавающего бронетранспортера БТР-501 (на базе танка ПТ-76), а также трелевочного КТ-12 (1948) и колесного К-700 (1963) тракторов.

 

Продолжение путешествия – по улице Бажова, которая в 1963 г. была названа в честь автора уральских сказов Павла Бажова. Культ Бажова очень силён на Урале. В Екатеринбурге издана Бажовская энциклопедия. В Челябинске в 1950-1970 гг. жила сказительница Серафима Власова, которая тоже пыталась подражать Бажову. В начале 1990-х годов организация около религиозной направленности Духовно-этический центр им. Н. Рериха выступила с идеей проведения Бажовского фестиваля, который до сих пор проводится ежегодно, но уже под эгидой Министерства культуры Челябинской области.

 

В 250 метрах к северу от улицы Бажова находится Никольская роща. Этот квадрат естественных насаждений площадью 44,7 га можно назвать лесопарком. Никакое специальное благоустройство здесь не проводилось, просто когда-то участок леса, некогда покрывавшего весь этот район, был отгорожен и назван парком. Теперь, впрочем, искусственные посадки (лиственница, клен, тополь и т.д.) уже превышают по численности берёзы, росшие здесь изначально. Существует две версии происхождения названия. Во-первых, рядом находился бывший Никольский кордон. А во-вторых, по мнению местных краеведов, по имени лесника по фамилии Никольский, который эту рощу охранял примерно до 1955-56 года. Некогда Никольская роща была любимым местом отдыха тракторозаводцев. Здесь гуляли с детьми, устраивали спортивные праздники, фотографировались, собирали ягоды и грибы.

 

С улицы Бажова маршрут поворачивает на улицу Танкистов. Данная улица сформировалась и получила современное название в 1975 г.С 1937 г. в Челябинске существовало несколько улиц Танкистов. И это понятно: если в городе производили танки, да ещё были созданы добровольческие танковые бригады, то должна была быть и улица Танкистов. Старожилы этой улицы утверждают, что именно по ней в годы Великой Отечественной войны танки из цехов Танкограда двигались на испытательный полигон за Первым озером.

 

Дале путешествие продолжается по улице 2-й Щербаковской, одной из трёх Щербаковских улиц, названных так в честь города Щербакова. Так назывался нынешний город Рыбинск в Ярославской области в 1946-1957 гг. В свою очередь город так был назван в честь советского политика Александра Щербакова. Об этом политике давно забыли, как и о городе Щербакове, а вот улицы в честь него в Челябинске сохранились. Да таких улиц, названных в честь давно забытых людей,  в Челябинске много.

 

Последняя улица этого путешествия – улица Мамина. Эта улица возникла в 1952 г. и до 1982 г. называлась Восходящей. Затем она была переименована в честь Якова Васильевича Мамина. В конце XIX в Я.В. Мамин поступил в мастерскую Ф. А. Блинова – изобретателя первого русского гусеничного трактора с паровым двигателем. Мамин изобрел двухлемешный плуг (малая серебряная медаль на выставке в Саратове, 1893), пожарный насос (медаль на выставке в г. Пензе). Позже Мамин открыл свою мастерскую и стал изобретателем первого в мире бескомпрессорного двигателя высокого сжатия, работающего на тяжелом топливе (нефть), “Русский дизель” (1906), на базе которого им же был создан колесный трактор “Карлик” (1910), известный затем как “Русский трактор”. В 1915 г. создал новый трактор “Гном” (в 1917 г. пошел в производство). В 1937 г. Мамин приехал в Челябинск, работал в ЧИМЭСХ, создал модель газогенератора, работающего на соломе (1939), изобрел работомер для механического учета и контроля работы трактора.

 

К улице Мамина перпендикулярно подходит улица Вязовая. Так улица названа в 1937 г. в честь рабочего посёлка Вязовой при узловой станции Южно-Уральской железной дороги, возникшей в 1890 г.

 

В конце данного путешествия находятся старейшие садоводческие товарищества Челябинска – «Тракторосад-1» и «Траккторосад-2». Образованы работниками ЧТЗ в 1948 г. Общая площадь 249,5 га. Насчитывают в общей сложности 4271 участок. Имеются 4 фруктохранилища, пасека. К середине 1950-х гг. эти сады считались крупнейшими в СССР среди коллективных любительских плодово-ягодных садов.

 

А расположены сады на краю посёлка Первоозёрный, который получил своё название из-за его расположения на восточном побережье оз. Первого. Он возник до Великой Отечественной войны и входил в состав посёлка Нагорный. Со дня основания нынешнего посёлка Первоозёрный сохранились названия следующих улиц: Волочаевская, Главная, Заводская, Изобретателей, Индустриальная, Новозаводская, Октябрьская, Победы, Фабричная; переулков: Генераторный, Моторный, Почтовый, Пусковой.

 

В естественном состоянии озеро Первое имело незначительные размеры, было соленым, в засушливые годы высыхало до дна. В 1930-е гг. в озеро Первое начали сбрасывать промышленные стоки. Во избежание переполнения озера в 1958 г. был прорыт сбросный канал в реку Миасс, который регулярно использовался до 1984 г. Это озеро и в настоящее время используется как доразбавитель недостаточно очищенных промышленных стоков. Доля сточных вод в водном балансе озера достигает 86 %. Площадь озера - 18,7 кв. км, максимальная глубина - 10,5 м, средняя - 7,7 м. Популярность озеру среди горожан придают многочисленные песчаные пляжи, обилие рыбы (в озере водятся окунь, плотва, ерш, карась, пелядь).

 

Конец экскурсии.

 

Обратное направление.

Путь следования экскурсионного автобуса: улица Мамина, улица 2-я Щербаковская, улица Танкистов, улица Бажова, улица Героев Танкограда, улица Салютная, улица Горького, проспект Ленина, улица Воровского, улица Блюхера, улица Дарвина, Троицкий тракт, улица Челябинская.

 

Начинается наше путешествие с улицы Мамина. Эта улица возникла в 1952 г. и до 1982 г. называлась Восходящей. Затем она была переименована в честь Якова Васильевича Мамина. В конце XIX в Я.В. Мамин поступил в мастерскую Ф. А. Блинова – изобретателя первого русского гусеничного трактора с паровым двигателем. Мамин изобрел двухлемешный плуг (малая серебряная медаль на выставке в Саратове, 1893), пожарный насос (медаль на выставке в г. Пензе). Позже Мамин открыл свою мастерскую и стал изобретателем первого в мире бескомпрессорного двигателя высокого сжатия, работающего на тяжелом топливе (нефть), “Русский дизель” (1906), на базе которого им же был создан колесный трактор “Карлик” (1910), известный затем как “Русский трактор”. В 1915 г. создал новый трактор “Гном” (в 1917 г. пошел в производство). В 1937 г. Мамин приехал в Челябинск, работал в ЧИМЭСХ, создал модель газогенератора, работающего на соломе (1939), изобрел работомер для механического учета и контроля работы трактора.

 

Наш маршрут проходит мимо старейших садоводческих товариществ Челябинска – «Тракторосад-1» и «Траккторосад-2». Образованы работниками ЧТЗ в 1948 г. Общая площадь 249,5 га. Насчитывают в общей сложности 4271 участок. Имеются 4 фруктохранилища, пасека. К середине 1950-х гг. эти сады считались крупнейшими в СССР среди коллективных любительских плодово-ягодных садов.

 

Расположены сады на краю посёлка Первоозёрный, который получил своё название из-за его расположения на восточном побережье оз. Первого. Он возник до Великой Отечественной войны и входил в состав посёлка Нагорный. Со дня основания нынешнего посёлка Первоозёрный сохранились названия следующих улиц: Волочаевская, Главная, Заводская, Изобретателей, Индустриальная, Новозаводская, Октябрьская, Победы, Фабричная; переулков: Генераторный, Моторный, Почтовый, Пусковой.

 

В естественном состоянии озеро Первое имело незначительные размеры, было соленым, в засушливые годы высыхало до дна. В 1930-е гг. в озеро Первое начали сбрасывать промышленные стоки. Во избежание переполнения озера в 1958 г. был прорыт сбросный канал в реку Миасс, который регулярно использовался до 1984 г. Это озеро и в настоящее время используется как доразбавитель недостаточно очищенных промышленных стоков. Доля сточных вод в водном балансе озера достигает 86 %. Площадь озера - 18,7 кв. км, максимальная глубина - 10,5 м, средняя - 7,7 м. Популярность озеру среди горожан придают многочисленные песчаные пляжи, обилие рыбы (в озере водятся окунь, плотва, ерш, карась, пелядь).

 

Дале путешествие продолжается по улице 2-й Щербаковской, одной из трёх Щербаковских улиц, названных так в честь города Щербакова. Так назывался нынешний город Рыбинск в Ярославской области в 1946-1957 гг. В свою очередь город так был назван в честь советского политика Александра Щербакова. Об этом политике давно забыли, как и о городе Щербакове, а вот улицы в честь него в Челябинске сохранились. Да таких улиц, названных в честь давно забытых людей,  в Челябинске много.

 

С улицы 2-я Щербаковская маршрут поворачивает на улицу Танкистов. Данная улица сформировалась и получила современное название в 1975 г.С 1937 г. в Челябинске существовало несколько улиц Танкистов. И это понятно: если в городе производили танки, да ещё были созданы добровольческие танковые бригады, то должна была быть и улица Танкистов. Старожилы этой улицы утверждают, что именно по ней в годы Великой Отечественной войны танки из цехов Танкограда двигались на испытательный полигон за Первым озером.

 

Продолжение путешествия – по улице Бажова, которая в 1963 г. была названа в честь автора уральских сказов Павла Бажова. Культ Бажова очень силён на Урале. В Екатеринбурге издана Бажовская энциклопедия. В Челябинске в 1950-1970 гг. жила сказительница Серафима Власова, которая тоже пыталась подражать Бажову. В начале 1990-х годов организация около религиозной направленности Духовно-этический центр им. Н. Рериха выступила с идеей проведения Бажовского фестиваля, который до сих пор проводится ежегодно, но уже под эгидой Министерства культуры Челябинской области.

 

В 250 метрах к северу от улицы Бажова находится Никольская роща. Этот квадрат естественных насаждений площадью 44,7 га можно назвать лесопарком. Никакое специальное благоустройство здесь не проводилось, просто когда-то участок леса, некогда покрывавшего весь этот район, был отгорожен и назван парком. Теперь, впрочем, искусственные посадки (лиственница, клен, тополь и т.д.) уже превышают по численности берёзы, росшие здесь изначально. Существует две версии происхождения названия. Во-первых, рядом находился бывший Никольский кордон. А во-вторых, по мнению местных краеведов, по имени лесника по фамилии Никольский, который эту рощу охранял примерно до 1955-56 года. Некогда Никольская роща была любимым местом отдыха тракторозаводцев. Здесь гуляли с детьми, устраивали спортивные праздники, фотографировались, собирали ягоды и грибы.

 

С улицы Бажова маршрут сворачивает на улицу Героев Танкограда, которая возникла в 1930-е гг., а в 1937 г. была названа улицей Туристов. Современное название с апреля 1985 г. в честь челябинцев – тружеников тыла. Танкоград – это распространённое название комплекса оборонных предприятий, работавших в Челябинске в годы Великой Отечественной войны. После соединения мощностей Челябинского тракторного завода с двумя эвакуированными предприятиями — ленинградским Кировским и Харьковским моторостроительным, огромное производство переключилось на выпуск танков. За период Великой Отечественной Войны в Челябинске было выпущено 60 тыс. танковых дизелей и 18 тысяч боевых машин, что составляет пятую часть от всех выпущенных в стране.

 

Улицу Геров Танкограда пересекает улица Котина, которая была названа именем конструктора танков Котина Жозефа Яковлевича (10.03.1908, Павлодар Днепропетровской обл. – 21.10.1979, Ленинград). Под руководством Котина в 1938 г. в Ленинграде началась работа по созданию тяжелого танка с противоснарядной броней СМК и КВ, экспериментальные образцы которого прошли испытания в Советско-Финляндской войне 1939–40 гг. (КВ был принят на вооружение). С первых дней войны Котин был назначен заместителем наркома танковой промышленности и главным конструктором танкового завода в Челябинске. Принял участие в разработке тяжелых танков КВ-1С, ИС-1, КВ-85. Котин является одним из создателей самого мощного танка Второй мировой войны – ИС-2 с 122-мм пушкой. В период 1943–44 гг. под руководством Котина на базе танков КВ-1С и ИС были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. За годы войны на ЧТЗ было выпущено 18 тыс. танков и самоходных установок. В послевоенные годы Котин вернулся в Ленинград, где руководил разработкой тяжелого танка ИС-4 (1947), плавающего танка ПТ-76 (1951), тяжелого танка Т-10 (1953), плавающего бронетранспортера БТР-501 (на базе танка ПТ-76), а также трелевочного КТ-12 (1948) и колесного К-700 (1963) тракторов.

 

К востоку от улицы Героев Танкограда расположен Сад Победы (19,5 га), который был  заложен в начале 1930-х гг. одновременно со строительством ЧТЗ на основе естественной березовой рощи. Первоначально у сада не было определенного названия. Некоторые называли его садом тракторного завода, другие – садом соцгорода ЧТЗ, а в «Справочнике милиционера» за 1957 год он значится как «Парк ЧТЗ».  В 1960-е гг. проведено благоустройство территории, высажены новые виды деревьев и кустарников. 6 мая 1965 года Тракторозаводский райисполком в ознаменование празднования 20-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне принял решение присвоить тогда еще саду ЧТЗ новое имя – «Сад Победы». К 40-летию Победы открыт памятник воинам-тракторозаводцам, павшим в годы Великой Отечественной войны. В 2007 году в саду Победы состоялось открытие военно-патриотического музея под открытым небом.

 

С улицы Героев Танкограда через улицу Салютную наш экскурсионный автобус поворачивает на улицу Горькова. На пересечение улиц Горького и Салютной находится угловое трёхэтажное здание. Это здание молодёжного общежития Челябинского тракторного завода с большим магазином и кафе в первом этаже было построен в 1952-1955 гг. по проекту архитекторов Ф. Серебровского, Б.В. Петрова и К.Д. Евтеева. Угловая часть выделена на плане и в объёме в виде башни с воздушной ротондой, увенчанной меньшей ротондочкой. На втором этаже над магазином, просто круглая площадка с расходящимися коридорами в общежитие. На третьем 3-ем этаже кольцевой балкончик, также расходящиеся коридоры в общежитие. В самой маленькой башенке только лесенка для выхода на балкончик, для ремонта крыши.

 

Улица Горького получила своё современное название ещё в 1935 г. На западной её стороне расположены здания технического колледжа. В апреле 1940 г. был основан строительный техникум при Верхне-Салдинском заводе металлоконструкций. В октябре 1941 г. переведен в Челябинск, в 1943 г. переименован в Челябинский строительный техникум. Прекрасное здание с колоннами (проект архитектора Б.Н. Егорова) строилось в течение 1944-1947 годов (в 1947 начались занятия в новом здании). Потом комплекс ещё долго достраивался учебными корпусами и общежитиями, и теперь занимает целый квартал.

 

Начавшаяся в 1957 г. подготовка специалистов по профилю “монтаж промышленного оборудования” дала новое название техникуму: в 1958 г. его переименовали в Челябинский монтажный техникум. В 1991 г. с переходом на подготовку специалистов более высокого уровня (младших инженеров) был переименован в Челябинский монтажный колледж. В сентябре 2010 г. создано новое учебное заведение – Южно-Уральский государственный технический колледж в результате реорганизации Челябинского монтажного колледжа, Челябинского политехнического техникума и Челябинского машиностроительного техникума.

 

Комсомольская площадь, находящаяся на перекрёстке проспекта Ленина с улицей Горького, получила своё название в 1967 г.  Здесь в 1942 г. вручали боевое знамя бойцам 97-й танковой бригады перед отправкой на фронт. В канун 20-летия Победы в Великой Отечественной войне на этой площади на постамент был водружен танк ИС-3 (Объект 703) — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны, запущенный в серийное производство в последние её дни и не успевший принять в ней участие. Это памятник труженикам Танкограда (неофициальное названия Челябинска в годы войны). В годы войны эвакуированный в Челябинск Кировский завод дал фронту 18 тыс. танков и самоходных орудий, 48,5 тыс. танковых моторов. На пьедестале высечены слова: “Уральцы, вам, чьи руки золотые ковали здесь Победу над врагом”.

 

Сейчас наш маршрут проходит по проспекту Ленина. На месте нынешнего ТРК «Горки» (к северу от проспекта Ленина) ранее находился завод «Строммашина», образованный в 1942 году на базе эвакуированного из Ленинграда завода "Нефтеприбор". Тогда перед ним была поставлена задача переоборудования автомобильных бензиновых двигателей на газогенераторные и освоения производства авиабомб ФАБ-50. До 1948 года это был номерной "завод №8 Наркомата Строительных Материалов". Выпуск мирной продукции начинается уже в 1944 - это были вибростанки для производства шлакоблоков. В послевоенные годы начинается выпуск строительной спецтехники, а также продукции военного назначения - машины для укладки аэродромных плит, тележки для перевозки ракет, топливозаправщики, передвижные комплексы для ремонта ракетной техники. После 2000 года спрос на спецтехнику для оборонки падает, предприятие испытывает серьёзные трудности. В конце 2003 года "Строммашину" поглощает "Уралтрак". Собственная территория предприятия площадью 50 тыс. кв. м выводится из земель промышленного производства, и в 2004 году на ней начинается строительство торгово-развлекательного комплекса "Горки".

 

В 1941-1944 гг. на границе Центрального района у железнодорожной насыпи к северу от проспекта Ленина находились склады НКВД. К ним походила специальная железнодорожная ветка. Склады окружали вышки для стрелков, окопчики с пулемётными гнёздами. В эти годы в Челябинске хранился золотой запас Советского Союза. По воспоминаниям очевидцев, во время возвращения золотого запаса в Москву каждый золотой слиток несли двое солдат, вокруг было не счесть охранников с винтовками и автоматами.  Позже в помещениях бывших складов разместили областную типографию. Премудростям печатного производства обучали военнопленные немцы. Полиграфическое оборудования для типографии поступила тоже из Германии в счёт репараций.

 

К северу от проспекта Ленина находится здание Центрального рынка, которое было построено в 1965 г. на площади МОПРа. Именована в 1926 г. в честь Международной организации помощи борцам революции (МОПР), действовавшей в 1922–47 гг. Ранее эта площадь называлась Архиерейской потому, что именно здесь находился так называемый "архиерейский дом" - двухэтажный особняк, приобретенный у некоего Крупышева для размещения Челябинского викария - церковного наместника Оренбургской епархии, назначенного в 1908 году. После революции архиерейский дом использовался как жилой и простоял до 1970-х годов.

 

По ходу движения нашей экскурсии к Южной площади (ныне площади Революции) напротив конного базара в 1909-1914 гг. был построен Римско-католический или как его называли «Польский» костёл. В 1929 г. была развернута борьба с религией и костел закрыли. Здание бывшего костёла было снесено в середине 1930-х гг. На этом месте сейчас дом по пр. Ленина, 43. На другой стороне пр. Ленина наискосок от места бывшего костёла перед войной было построено здание торгового назначения. В 1941 г. в этом здании разместился Наркомат танковой промышленности, а в 1944 г. здесь начали заниматься первые студенческие группы будущего Челябинского политехнического института. С 1949 г. здание передали под филиал Челябинского универмага, а в 1966 г. здесь был организован специализированный магазин «Детский мир».

 

Маршрут по проспекту Ленина подходит к площади Революции. До начала ХХ века это было заброшенное место около Казанско-Богородицкого кладбища (на месте кладбища – здание с магазином «Ритм»). В 1903 г. на западной части Южной площади было построено здание Народного дома. Южнее расположилось таможня (в доме инженера Перцева). Современный ансамбль площади Революции (так назвали бывшую Южную площадь) начал формироваться в конце 1920-х гг. В настоящее время эта площадь представляет уникальное место, где представлены образца всех стилей архитектуры, начиная с 1900-х гг. и до начала XXI века. Каждое десятилетие отражено в каком-нибудь из зданий, окружающих площадь Революции.

 

От площади Революции мы поворачиваем на начало старого Уфимского тракте (ныне улица Воровского), в 1901 г. по нынешнему адресу улица Воровского, 5, челябинским купцом и меценатом Иваном Покровским было построено здание для дома трудолюбия Позднее там открылось первое смешанное (совместное обучение девочек и мальчиков) приходское училище. В здании находились две квартиры – для директора и учителя.  В апреле 1971 года был построен первый в Челябинске широкоформатный кинотеатр «Урал» на 1200 мест. В фойе кинотеатра регулярно устаивались выставки лучших фотографов Челябинска. Ранее, с 1946 г. по 1968 г. кинотеатр также с названием «Урал» существовал в Ленинском районе.

 

Улица Воровского получила свое название в начале 1930-х гг. в честь литературного критика, публициста и советского дипломата Вацлава Воровского. На западной стороне улицы перед пересечением со Свердловским проспектом расположены корпуса Челябинской городской больницы №1. Когда городская больница в Челябинске была открыта в 1828г., то она находилась на берегу реки Миасс. Время, рост числа жителей города потребовали расширения больницы. Место было выбрано в березовой роще по Уфимскому тракту в полуверсте от города. Строительство завершено в 1880 году.  Давно снесены старые корпуса больницы и, наверное, человек не знакомый с историей города и больницы никогда не скажет, что возраст этого учреждения, вполне современного, на этом месте составляет более 130 лет. Конечно, с тех далеких времен произошло много событий и перемен и на территории больницы практически ничто не напоминает о временах 130-летней давности, за исключением одного объекта. Это ограда вдоль территории городской больницы со стороны улицы Воровского. Ограда на каменных тесаных, гранитных столбах, с железной решеткой сооружена в 1892-1897 гг. В настоящее время длина ограды – около 370 м.

 

Далее улица Воровского пересекается с улицей Курчатова. До начала 1970-х гг. вдоль нынешней улицы Курчатова (до 1980 г. улица Окружная) проходила железнодорожная ветка от вокзала к мельницам (Архипова и Кузнецова) на берегу реки Миасс. В мае 1918 г. именно вдоль этой ветки отряд чешских легионеров тайно прошёл от вокзала к реке Миасс, переправился около городской водокачки (снесена в 2007 г.) и захватил Красные казармы (ныне учебный центр Омского автомобильного училища).

 

В 1938 г. вводится в эксплуатацию трамвайная линия (маршрут №6) от улицы Труда по Свердловскому проспекту до Областной больницы (7,9 км). От пересечения Свердловского проспекта с улицей Воровского трамвайная линия проходила по улице Воровского, а не по улице Блюхера, как сейчас. Только после пересечения с улицей Доватора трамвай поворачивал по улице Образцова налево к улице Блюхера. Трамвайные рельсы были перенесены на улицу Блюхера полностью в начале 1970-х гг. после демонтажа железнодорожной ветки по улице Курчатова.

 

На западной стороне улицы Воровского находится комплекс зданий медицинского университета. В 1944 г. на базе эвакуированного из Киева медицинского института был создан Челябинский медицинский институт, который в 1995 г. переименован в Медицинскую академию, а затем в Южно-Уральский государственный медицинский университет. Первые годы Челябинский медицинский институт располагался в здании бывшей школы по ул. Коммуны, 35. В 1960-е годы началось строительство нового комплекса зданий медицинского института на ул. Воровского. Строительство главного корпуса из этого комплекса было завершено в 1967 г.

 

С улицы Воровского наш маршрут поворачивает на улицу Блюхера. Так эту важную городскую магистраль назвали в 1963 г. Василий Блюхер принимал активное участие в установлении Советской власти в Челябинск и в декабре 1917 г. даже избирался председателем Челябинского военно-революционного комитета.

 

В связи с образованием в 1934 г. Челябинской области было принято решение о строительстве Челябинской областной больницы. Руководство строительством и подбор медицинского персонала были поручены С. З. Глуховскому, ставшему первым главным врачом больницы. К осени 1938 г. был построен двухэтажный хирургический корпус на 300 коек, а происшедшее 17 октября 1938 г. железнодорожное крушение на ст. Чумляк заставило облздравотдел принять решение об экстренном открытии областной больницы для приема пострадавших.

 

От трамвайного кольца около областной больницы до улицы Рылеева к востоку от улицы Блюхера (ранее этот участок назывался ул. Междугородняя) ещё в 1930-е годы началась застройка частными домами небольшого посёлка ИЗО (индивидуальный землеотвод). А юго-западнее территории областной больницы в 1920-1930-е гг. интенсивно разрабатывались каменные карьеры, щебень и камень с которых поставлялся на строительные площадки промышленных предприятий, в том числе и ЧТЗ, по железнодорожной ветке.

 

К западу от улицы Блюхера в глубине соснового бора расположено Митрофановское кладбище. Возможно, что захоронения на этом кладбище производились ещё до революции, но, в основном, в 1930-1950-е гг. На этом кладбище есть небольшая частично отгороженная территория, называемая «большевистским кладбищем». На этой территории стоит памятник борцам за Советскую власть. Этот памятник был установлен 1927 г. на могиле лётчика, умершего в годы гражданской войны. Памятник стоял там, где сейчас двор здания с бывшим магазином «Ритм» (улица Цвиллинга, 33). После войны памятник перенесли на Лесное кладбище, а затем уже на Митрофановское кладбище на братскую могилу борцам за Советскую власть. Перенесли ли прах лётчика сюда же неизвестно. Памятник представляет собой шестиметровый обелиск, сложенный из 10 гранитных плит красноватого и серого цветов.

 

С улицы Блюхера наш экскурсионный маршрут выходит на улицу Дарвина, названная в 1953 г. в честь Чарльза Дарвина, основоположника учения о происхождении видов растений и животных путём естественного отбора.

 

К северу от улицы Дарвина находятся цеха кондитерской фабрики «Южуралкондитер». Кондитерская фабрика в Челябинске появилась в послевоенные годы и располагалась в помещениях на углу улиц Работниц и Кирова. В 1961 году на улице Дарвина было построено 3-х этажное здание, в цокольной части которого находилось подготовительное отделение. Здесь в больших котлах готовился сироп для карамели, рядом, в размольном, делали сахарную пудру. На первом этаже был бисквитный цех, с прогрессивным, по тем временам, бисквитным агрегатом. Такое оборудование имели только две фабрики в СССР Челябинская и Кишиневская. Правопреемником кондитерской фабрики стало предприятие «Южуралкондитер», вошедшее в 1996 г. в состав Бабаевского концерна. Производственная мощность предприятия 17 тысяч тонн сладкой продукции в год. Торговая марка легкого бисквита «Мерендинка» известна на всю Россию. В 2006 году сотрудники фабрики установили рекорд и изготовили мерендинку весом в 738 килограммов.

 

На юго-восточной стороне улицы Дарвина находится здание бывшего кинотеатра "Маяк", в котором фильмы здесь прекратили демонстрировать ещё в начале 1990-х годов. Здание кинотеатра было построено в 1959 г. В вестибюле кинотеатра было размещено большое панно с пятнадцатью жизнерадостными представителями союзных республик.  В 1996 году был передан "в безвозмездное пользование" коммерсантам, но в 1998 г. этот договор был расторгнут. Потом на базе кинотеатра собирались строить культурно-досуговый центр, но в конечном итоге бывший кинотеатр "Маяк" был приватизирован, став автоцентром.

 

С улицы Дарвина наш автобус поворачивает на Троицкий тракт. Путешествие по Троицкому тракту начинается с моста, под которым пролегает железнодорожная магистраль, которая связывает европейскую часть России с Дальним Востоком. Построена в 1891–1916 гг. В Челябинск железная дорога была проведена в 1892 году, а рабочее движение по Транссибирской магистрали от Челябинска началось в 1893 г.; регулярное, сквозное по территории России через Челябинск – в 1916 г. Во время войн (русско-японской, Первой мировой и Гражданской) по железной дороге осуществлялись военные перевозки. Благодаря Транссибу Челябинск стал “воротами в Сибирь”. Магистраль была построена на средства казны. В 1918 г. она была национализирована и передана Наркомату путей сообщения.

 

Троицкий тракт – главная дорога из Челябинска на юг Челябинской области, в старинный город Троицк, который был основан в июне 1743 года, как крепость Уйской укреплённой пограничной линии, на левом берегу реки Уй. Крепость находилась на главном караванном пути, который проходил из Азии в Европу. Напротив крепости на правом берегу реки Уй был выстроен меновой двор, который просуществовал до 1915 года (сначала деревянный в 1749 г., затем каменный в 1822 г.), пограничная таможня (1749, закрыта в 1868 г. в связи с упразднением Оренбургского таможенного округа). По указу императрицы Елизаветы Петровны (ноябрь 1749 г.) в Троицке в мае 1750 года начала работать ярмарка, которая ежегодно проходила с мая по октябрь на меновом дворе.

 

К востоку от Троицкого тракта находятся помещения бывшей базы Главметаллосбыта, созданной в 1934 г. с целью реализации металлопроката в связи с образованием Челябинской области. В 1934-1951 гг. склад располагался на месте нынешнего телецентра (ул. Орджоникидзе) ; в 1952 г. была введена в эксплуатацию новая металлобаза на Троицком тракте с оборотом металла 250 тыс. тонн в год, оснащённой мостовыми кранами и железнодорожными путями. В одном из зданий металлобазы на Троицком тракте в 1958-1972 гг. размещался кинотеатр «Прогресс».

 

В здании бывшего автопредприятия ЧПАТО-2 на западной стороне Троицкого тракта в 1990-е годы располагалась таможня, а ранее таможенники ютились в полуподвальном помещении цоколя бывшей бани (проспект Ленина, 49а). В конце 1980-х гг. с отменой монополии государства на внешнеэкономическую деятельность возникла необходимость создания таможенного оформления и таможенного контроля в крупных промышленных центрах России. Челябинская таможня со штатом в 10 человек начала деятельность с 22 октября 1990 г. Ранее, в 1899–1919 гг. также существовала таможенная служба, так как в Челябинске было удобно производить таможенное оформление чая и других импортируемых товаров при их перевалке с Омской на Самаро-Златоустовскую железную дорогу. Первоначально таможня располагалась в доме В. М. Колбина по улице Сибирской (ныне улица Труда, 66). В 1901 переехала в дом А. Перцева на Южной площади (снесён в 1970-е гг.), а в 1919 – в дом Е. А. Пентегова по улице Большой (ныне улица Цвиллинга,5).

 

За железнодорожной линией к западу от Троицкого тракта находятся улицы Первая и Вторая Потребительские. По названиям этих улиц оптовый рынок, созданный в 1998 г. в этом районе, тоже стали называть «Потребительским». Сами улицы появились в 1970-е годы. Возможно, что их название связано с появлением здесь ряда баз товаров народного потребления. Многочисленные склады и базы вдоль Троицкого тракта начали расти в начале 1950-х гг. До конца 1940-х годов около железнодорожных линий на Уфу и Троицк находились только небольшие берёзовые рощи. 

 

Поселок Смолино или Смолинский расположен на юго-западном берегу озера Смолино. Это старинное поселение, основанное в 18 веке как казачий выселок. Именован по фамилии одного из первопоселенцев Челябинской крепости. На картах 19 века обозначен по правую сторону тракта из Челябинска в Троицк, в 12 верстах от города. В нач. 19 в. в посёлке Смолино было 7 дворов, 57 жителей; в 1866 г. – 209 жителей, часовня; в 1891 г. – 379 жителей, школа; в 1900 г. – 473 жителей; в 1970 г. – 2384 жителей; в 1997 – 2863 жителей.

 

Также к востоку от Троицкого тракта и в 0,5 км к югу от посёлка Смолино находятся археологические памятники- курганные могильники Смолино-1 и Смолино-2.  Могильник Смолино-1 состоял из 10 курганов, расположенных вдоль западного берега озера Смолино. Почти все насыпи на момент первого обследования в 1907 были обложены по основанию камнем. При исследовании могильника найдены сосуды эпохи бронзы, прямоугольные керамические блюда, бронзовый втульчатый наконечник дротика. Могильник Смолино-2 расположен параллельно могильнику Смолино-1 менее чем в 200 метрах к западу. Состоял из 10–16 земляных насыпей, сгруппированных в 3 цепочки. В 1907 Минко исследовал 1 курган, содержавший могильную яму с керамикой эпохи бронзы (середина второго тысячелетия до нашей эры).

 

В 800 метрах к востоку от Троицкого тракта находится озеро Смолино - естественный слабосолёный водоём. Это озеро было объявлено памятником природы в 1961 г. В прошлом щелочная вода и ил озера использовались для лечения различных заболеваний. Иловые отложения имеют мощность от 20 до 100 см. До революции у многих зажиточных жителей Челябинска на этом озере были дачи. Озеро находится на стыке уральской и западносибирской геологических структур. Граница между ними выражена довольно четко в виде возвышенной гряды, проходящей по западному берегу озера. Естественных притоков, кроме родников и небольших речек, не имеет, но в него впадают искусственные ручьи (промышленные и бытовые стоки). Площадь водного зеркала составляет 27 кв. км. Средняя глубина 3,8 м, максимальная 6,7 м. Форма озерной котловины корытообразная.

 

Также на берегу озера Смолина находится реабилитационный центр. Писатель Фадеев Александр Александрович, находясь в творческом отпуске для работы над романом «Чёрная металлургия», с 15 августа по 6 октября 1954 г. жил в даче, расположенной на территории нынешнего реабилитационного центра. Эта деревянная дача была построена в 1940 г. В конце 1980-х – начале 1990-х годов дача была обложена кирпичной кладкой.

 

С Троицкого тракта маршрут полегает по улице Челябинской, поселка Новосинеглазово, который берёт своё начало от железнодорожной станции Синеглазово, которая возникла в 1932 г. в связи со строительством железной дороги от города Челябинска в южном направлении: на Коркино и далее на Магнитогорск. Железнодорожная станция Синеглазово получила своё название от расположенного рядом озера Синеглазово и была размещена на землях колхоза им. Сталина. В самом конце 1920-х годов возник поселок Ухановка (названный по фамилии его первого поселенца – Уханова), в котором в 1930-м году были построены напольные печи по обжигу извести, так как в этом районе были открыты большие залежи известняков. Начало активного строительства поселка на землях Исаковского колхоза им. Ворошилова можно отнести к 1946 г., статус же рабочего посёлка он приобрёл 5 января 1957 года. В 1949 было начато строительство комбината производственных предприятий (ныне –ОАО «Трубодеталь»). Известковые печи посёлка Ухановка и рядом хорошие залежи песка послужили началом строительства в 1951 году завода Силикатного кирпича /построен и пущен в 28 декабря 1954г./. Надо отметить, что с самого рождения поселок носил название Новосинеглазово, а настоящее его имя - Новосинеглазовский, было присвоено ему лишь в начале 2000-х годов.

 

Наибольшую роль в развитии посёлка Новосинеглазово сыграл комбинат производственных предприятий (КПП), созданный в 1949 г. В 1962 г. он был переименован в Новосинеглазовский комбинат строительных конструкций (КСК), с 1996 г. - ОАО «Трубодеталь». В январе 1963 года на заседании партийно-хозяйственного актива завода был заслушан вопрос о массовой застройке Новосинеглазово домами повышенной этажности. Осенью того же года завершились строительно-монтажные работы по сооружению водовода поселка (в 1952 году был построен первый водопровод «Сосновка – Синеглазово», диаметром 150 мм; в 1957 году – построен второй водопровод – 300 мм; построена подстанция 110кВт/35/6кВт). В ноябре 1963 г. строители ввели в строй ЛЭП-6 (линия электропередач), а вслед за ней была сдана под монтаж оборудования АТС-49. С 1973 по 1975 годы в поселке выполнена газификация жилых кварталов.

 

В 0,7 км к востоку от окраины посёлка Новосинеглазово находится озеро Синеглазово, названное в память о переселенце Синеглазове (почти все именные селения вокруг города Челябинска – памятники переселенцам, например: Чурилово, Полетаево, Смолино, Казанцево и т.д.). Территория вокруг озера используется преимущественно членами садоводческих товариществ и местными жителями для выращивания овощных и плодово-ягодных культур. Площадь водного зеркала 13,8 кв. км, длина 5,4 км, средняя ширина 2,6 км. Озеро неглубокое, средняя глубина 2,4 м, максимальная – 3,1 м. Дно покрыто иловыми отложениями. Берега озера невысокие, большей частью заболочены, поэтому подход к озеру затруднен, особенно с южной и восточной сторон. На расстоянии до 400 м от берега дно покрыто подводными растениями: рдестом, телорезом, роголистником. В засушливые 1920-е и 1930-е годы озеро почти полностью пересыхало. Кормовые запасы для ихтиофауны вполне достаточны. Однако неблагоприятный кислородный режим в зимний период и различные загрязнители приводят к заморам. Поэтому озеро используется лишь для однолетнего нагула рыбы.

 

Южнее улицу Челябинской на площади в 68 га расположены 759 участков садоводческого товарищества “Прогресс”, образованного в 1958 г. Севернее ещё два товарищества, созданные в 1966 г. Это садоводческие товарищества «Локомотив-2» работников Южно-Уральской железной дороги (857 участков на территории в 50 га) и «Полёт-2» работников радиозавода «полёт» (702 участка на площади в 38 га).

 

Далее около улицы Челябинской находится садоводческое товарищество «Нефтяник», которое было организовано в 1956 г. работниками ОАО “Трубодеталь” (ранее КПП). Такое название товарищество получило не зря.  Развитию территории, прилегающей к станции Синеглазово, послужило Постановление Совета Министров СССР 1947 г. «О строительстве нефтепровода (бензопровода) «Уфа-Омск», проходящего между поселком Ухановка и железной дорогой станции Синеглазово. Был построен 1-й продуктопровод диаметром 350 мм и резервуары емкостью по 5000 куб. м, а в декабре 1951 г., начался налив и отгрузка цистерн нефтепродуктов по железной дороге предприятием, получившим название «Наливная станция Челябинск», которая позднее выросла и дала начало двум предприятиям: Челябинскому нефтепроводному управлению и Челябинскому продуктопроводному управлению. В то время начал формироваться поселок Плановый близ Наливной станции, который быстро увеличивался в размерах: быстрым темпом шло строительство частных домов. И если бы не было в тот момент серии взрывов в поселке, то наверное п. Плановый стал бы основополагающим Новосинеглазово.  Дело в том, что при аварийных ситуациях остатки нефтепродуктов попадали прямо в землю, тем самым, обеспечивая проникновение жидкостей на значительную глубину, в том числе и в ямы и погреба населения. Не секрет, что, спускаясь в овощную яму, любой житель брал с собой либо спички, либо свечу. Таким образом, нетрудно догадаться каков был итог. В результате нескольких таких взрывов, население п. Плановый стали разбирать и «перекатывать» (перевозить) свои дома на территория нынешнего поселка Новосинеглазовский.

 

Примерно в 300 метрах к востоку от улицы Челябинской находится храм иконы Божией матери Скоропослушницы. Приход посёлка Новосинеглазово был образован в 1995 году. Под церковь местные власти выделили здание бывшего кинотеатра «Дружба». В этом же году новая церковь была освящена. Кинотеатр «Дружба» был открыт в 1969 году, кинофильмы в нём демонстрировались до конца 1980-х гг.

 

Наша экскурсия заканчивается сквером Памяти. В память о воинах, отдавших жизнь за Родину на фронтах Великой Отечественной войны, в 1975 году, к 30-летнему юбилею Победы, в торжественной обстановке был открыт мемориал Памяти, построенный на средства Новосинеглазовского комбината строительных конструкций. Мемориал представляет собой обелиск и барельефы лиц солдат трёх родов войск: пехотинец, танкист и артиллерист.

 

Конец экскурсии.


Автор: Латышев Ю.В.

Редактор экскурсионной программы: Гейн А.Е.