экскурсионный маршрут "Связной" - Мамина – посёлок Фёдоровка

 

 

Звуковое сопровождение экскурсии

Прямое направление Обратное направление

 

 

ОПИСАНИЕ ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ ЭКСКУРСИОННОГО АВТОБУСА –

Мамина – посёлок Фёдоровка

"Связной"

 

Путь следования экскурсионного автобуса: Улица Мамина, улица 2-ая Щербаковская, улица Танкистов, улица Бажова, улица Комарова, улица Героев Танкограда, проспект Ленина, улица Воровского, улица Блюхера, Уфимский тракт.

 

На Уфимском тракте экскурсия заканчивается, автобус разворачивается, и следует в обратном направлении с новой экскурсией аналогичного содержания.

 

Путешествие начинается от старейших садоводческих товариществ Челябинска – «Тракторосад-1» и «Траккторосад-2». Образованы работниками ЧТЗ в 1948 г. Общая площадь 249,5 га. Насчитывают в общей сложности 4271 участок. Имеются 4 фруктохранилища, пасека. К середине 1950-х гг. эти сады считались крупнейшими в СССР среди коллективных любительских плодово-ягодных садов.

 

Улицы, по которым далее продолжается путешествие, находятся в посёлке Первоозёрном, который получил своё название из-за его расположения на восточном побережье оз. Первого. Он возник до Великой Отечественной войны и входил в состав посёлка Нагорный. Со дня основания нынешнего посёлка Первоозёрный сохранились названия следующих улиц: Волочаевская, Главная, Заводская, Изобретателей, Индустриальная, Новозаводская, Октябрьская, Победы, Фабричная; переулков: Генераторный, Моторный, Почтовый, Пусковой.

 

Одна из основных улиц этого посёлка - улица Мамина. Эта улица возникла в 1952 году и до 1982 года называлась Восходящей. Затем она была переименована в честь Якова Васильевича Мамина. В конце XIX века Мамин поступил в мастерскую Ф. А. Блинова – изобретателя первого русского гусеничного трактора с паровым двигателем. Мамин изобрел двухлемешный плуг и получил в 1893 г. малую серебряную медаль на выставке в Саратове, а затем - пожарный насос, награждённый медалью на выставке в Пензе. Позже Мамин открыл свою мастерскую и в 1906 г. изобрёл первый в мире бескомпрессорный двигатель высокого сжатия, работающего на тяжелом топливе (нефть), “Русский дизель”, на базе которого им же был создан в 1910 году колесный трактор “Карлик”, известный затем как “Русский трактор”. В 1915 г. создал новый трактор “Гном”, который в 1917 г. пошел в производство). В 1937 г. Мамин приехал в Челябинск, работал в ЧИМЭСХ, создал в 1939 г. модель газогенератора, работающего на соломе, а также изобрел работомер для механического учета и контроля работы трактора.

 

К улице Мамина перпендикулярно подходит улица Вязовая. Так улица названа в 1937 г. в честь рабочего посёлка Вязовой при узловой станции Южно-Уральской железной дороги, возникшей в 1890 г.

 

С улицы Мамина маршрут путешествия поворачивает на улицу 2-ю Щербаковскую, названную в честь города Щербакова (так в 1946- 1957 годы именовали город Рыбинск в Ярославской области). Рядом находятся улицы 1-я Щербаковская и 3-я Щербаковская.  Здесь путь движения по данному маршруту ближе всего подходит к озеру Первому: до берега озера менее 400 метров. В естественном состоянии озеро имело незначительные размеры, было соленым, в засушливые годы высыхало до дна. В 1930-е гг. в озеро Первое начали сбрасывать промышленные стоки. Во избежание переполнения озера в 1958 г. был прорыт сбросный канал в реку Миасс, который регулярно использовался до 1984 г. Это озеро и в настоящее время используется как доразбавитель недостаточно очищенных промышленных стоков. Доля сточных вод в водном балансе озера достигает 86 %. Площадь озера - 18,7 кв. км, максимальная глубина - 10,5 м, средняя - 7,7 м. Популярность озеру среди горожан придают многочисленные песчаные пляжи, обилие рыбы (в озере водятся окунь, плотва, ерш, карась, пелядь).

 

Следующая улица маршрута-путешествия – улица Танкистов. С 1937 г. в Челябинске существовало несколько улиц Танкистов. И это понятно: если в городе производили танки, да ещё были созданы добровольческие танковые бригады, то должна была быть и улица Танкистов. Данная улица сформировалась и получила современное название в 1975 г. Старые жители этой улицы уверяют, что именно по этой улицы в годы Великой Отечественной войны проходили танки из цехов Танкограда на испытательный полигон за Первым озером.

 

После небольшого путешествия по легендарной улице Танкистов маршрут продолжается по улице Бажова, которая в 1963 г. была названа в честь автора уральских сказов Павла Бажова. Культ Бажова очень силён на Урале. В Екатеринбурге издана Бажовская энциклопедия. В Челябинске в 1950-1970 гг. жила сказительница Серафима Власова, которая тоже пыталась подражать Бажову. В начале 1990-х годов организация около религиозной направленности Духовно-этический центр им. Н. Рериха выступила с идеей проведения Бажовского фестиваля, который до сих пор проводится ежегодно, но уже под эгидой Министерства культуры Челябинской области. К западу от этой улицы находится небольшой посёлок, состоящих в основном из частных домов и в котором три улицы названы в честь города Арзамаса Нижегородской области. Это улицы 1-я Арзамасская, 2-я Арзамасская и 3-я Арзамасская. Такие названия этим улицам были присвоены в 1957 г. Интересно, что одна из семей первопоселенцев Челябинской области была именно из города Арзамаса. Это была семья Никиты Лукьяновича Шадрина.

 

Без сомнений, следующая улица маршрута путешествия названа в честь «Великого Октября 1917 года». К западу от улицы Октябрьской находятся три переулка с забавными названиями: Конвейерный, Паросиловой и Слаботочный.  Возникли они в 1930-е гг. в посёлке Будёновка, который в 1936 г. был переименован в посёлок Нагорный. Названия этих переулков связаны с рабочими местами жителей поселка, подавляющее большинство которых составляли работники Челябинского тракторного завода.

 

Затем маршрут сворачивает на проспект Комарова. Изначально архитекторами здесь был задуман проспект, обеспечивающий широкий и быстрый выезд на дорогу к аэропорту. Но полностью проект так и не был реализован. Улица носит имя В. М. Комарова (1927–67) – дважды Героя Советского. Союза, летчика-космонавта СССР, погибшего во время испытательного полёта нового космического корабля «Союз».Собственно, улица, которая впоследствии должна была стать проспектом Комарова, появилась ещё до войны - в Плановом посёлке - и называлась тогда Бульварной.

 

К востоку от улицы Комарова проходит улица Шуменская. Названа в 1977 г. в честь старинного болгарского города Шумена, освобождённого 96-й танковой бригадой им. Челябинского комсомола и в котором эта бригада закончила свой боевой путь. До переименования это была улица Промышленная, входившая в состав посёлка Нагорный, возникшего в 1930-е гг.

 

А на западной стороне проспекта Комарова расположен Дом детской культуры «Ровесник», основанный 5 октября 1974 года и являющийся координационным и методическим центром социально-воспитательной работы по месту жительству несовершеннолетних Тракторозаводского района г. Челябинска. В ДДК «Ровесник» функционирует 122 творческих объединения. В объединениях обучается 1750 детей и подростков в возрасте от 4 до 18 лет, по 4 образовательным направленностям и 45 образовательным программам.  

 

От проспекта Комарова движение по маршруту к проспекту Ленина продолжается по улице Героев Танкограда. В 150 метрах к западу от этой улицы и находится жилой квартал, ограниченный улицей Горького, 1-й Пятилетки, 40 лет Октября, Ловина. Этот квартал был застроен в 1930-1933 гг. по проекту архитектора А.К. Бурова и представляет один из первых примеров микрорайонного проектирования, когда в пределах пешеходной доступности сочетаются жилая зона и учреждения соцкультбыта. Жилые дома этого квартала – первые капитальные многоэтажные дома в Челябинске. С 1932 г. по 1953 г. в доме №21 по улице Первой Пятилетке в этом квартале жил В.Н. Кузнецов, которого можно по праву назвать первым детским поэтом на Южном Урале. В 1937 году в Челябинске была выпущена детская книжка Василия Николаевича Кузнецова «Базар». Это была первая книга, изданная в Челябинске в советское время.

 

И вот, одна из центральных улиц Челябинска – проспект Ленина. Эта часть проспекта возникла в 1930-е годы и называлась улицей Спартака. К востоку от пересечения улицы Героев Танкограда с проспектом Ленина находится здание театра ЧТЗ было построено в 1930-1933 гг. как киноклуб и было частью комплекса соцгорода ЧТЗ. Первоначальное решение здания – в формах конструктивизма. В 1948 г. по проекту архитектора М. А. Леженя и инженеров Я. Пельц, С. Канель при сохранении основ объемно-пространственной композиции были реконструированы фасады и интерьеры в стилистике неоклассицизма. Зрительный зал украшен барельефными портретами композиторов, выполненных скульптором Клигер.

 

Западнее, по проспекту Ленина находится Комсомольская площадь, которая получила своё название в 1967 г.  Здесь в 1942 г. вручали боевое знамя бойцам 97-й танковой бригады перед отправкой на фронт. В канун 20-летия Победы в Великой Отечественной войне на этой площади на постамент был водружен танк ИС-3 (Объект 703) — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны, запущенный в серийное производство в последние её дни и не успевший принять в ней участие. Это памятник героическим труженикам Танкограда (неофициальное названия Челябинска в годы войны). В годы войны эвакуированный в Челябинск Кировский завод дал фронту 18 тыс. танков и самоходных орудий, 48,5 тыс. танковых моторов. На пьедестале высечены слова: “Уральцы, вам, чьи руки золотые ковали здесь Победу над врагом”. Монумент сооружен по проекту архитектора Е.В. Александрова, автор текста – В. Брагин.

 

Далее, к северу от проспекта Ленина на месте нынешнего ТРК «Горки» ранее находился завод «Строммашина», образованный в 1942 году на базе эвакуированного из Ленинграда завода "Нефтеприбор". Тогда перед ним была поставлена задача переоборудования автомобильных бензиновых двигателей на газогенераторные и освоения производства авиабомб ФАБ-50. До 1948 года это был номерной "завод №8 Наркомата Строительных Материалов". Выпуск мирной продукции начинается уже в 1944 - это были вибростанки для производства шлакоблоков. В послевоенные годы начинается выпуск строительной спецтехники, а также продукции военного назначения - машины для укладки аэродромных плит, тележки для перевозки ракет, топливозаправщики, передвижные комплексы для ремонта ракетной техники. После 2000 года спрос на спецтехнику для оборонки падает, предприятие испытывает серьёзные трудности. В конце 2003 года "Строммашину" поглощает "Уралтрак". Собственная территория предприятия площадью 50 тыс. кв. м выводится из земель промышленного производства, и в 2004 году на ней начинается строительство торгово-развлекательного комплекса "Горки".

 

В 1941-1944 гг. на границе Центрального района у железнодорожной насыпи к северу от пр. Ленина находились склады НКВД. К ним походила специальная железнодорожная ветка. Склады окружали вышки для стрелков, окопчики с пулемётными гнёздами. В эти годы в Челябинске на хранился золотой запас Советского Союза. Позже в помещениях бывших складов разместили областную типографию.

 

Рядом с этими бывшими складами расположено здание Центрального рынка, которое было построено в 1965 г. на площади МОПРа. Именована в 1926 г. в честь Международной организации помощи борцам революции (МОПР), действовавшей в 1922–47 гг. Ранее эта площадь называлась Архиерейской потому, что именно здесь находился так называемый "архиерейский дом" - двухэтажный особняк, приобретенный у некоего Крупышева для размещения Челябинского викария - церковного наместника Оренбургской епархии, назначенного в 1908 году. После революции архиерейский дом использовался как жилой и простоял до 1970-х годов.

 

На пересечение проспекта Ленина с улицей Свободы до 1917 г. находился конный базар. Напротив этого базара  в 1909-1914 гг. был построен Римско-католический или как его называли «Польский» костёл. В 1929 г. была развернута борьба с религией и костел закрыли. Здание бывшего костёла было снесено в середине 1930-х гг. На этом месте сейчас дом по пр. Ленина, 43. На другой стороне проспекта Ленина наискосок от места бывшего костёла перед войной было построено здание торгового назначения. В 1941 г. в этом здании разместился Наркомат танковой промышленности, а в 1944 г. здесь начали заниматься первые студенческие группы будущего Челябинского политехнического института. С 1949 г. здание передали под филиал Челябинского универмага, а в 1966 г. здесь был организован специализированный магазин «Детский мир». 24 мая 2016 года на фасаде этого магазина была открыта памятная доска в честь наркомов танковой промышленности Малышева и Зальцмана.

 

Далее путешествие по проспекту Ленина приближается  к площади Революции. До начала ХХ века это было заброшенное место около Казанско-Богородицкого кладбища (на месте кладбища – здание с магазином «Ритм»). В 1903 г. на западной части Южной площади было построено здание Народного дома. Южнее расположилось здание таможни. Современный ансамбль площади Революции (так назвали бывшую Южную площадь) начал формироваться в конце 1920-х гг. В настоящее время эта площадь представляет уникальное место, где представлены образца всех стилей архитектуры, начиная с 1900-х гг. и до начала XXI века. Каждое десятилетие отражено в каком-нибудь из зданий, окружающих площадь Революции. ­

 

С площади Революции маршрут поворачивает на улицу Воровского. Эта улица повторяет начало старого Уфимского тракта 18 века. Современное название улица получила в начале 1930-х годов в честь дипломата и литературного критика Вацлава Воровского.

 

В 1901 г. по нынешнему адресу улица Воровского, 5, челябинским купцом и меценатом Иваном Покровским было построено здание для дома трудолюбия Позднее там открылось первое смешанное (совместное обучение девочек и мальчиков) приходское училище. В здании находились две квартиры – для директора и учителя. Напротив этого здания в апреле 1971 года был построен первый в Челябинске широкоформатный кинотеатр «Урал» на 1200 мест. Ранее, с 1946 г. кинотеатр также с названием «Урал» существовал в Ленинском районе.

 

Улица Воровского поднимается вверх к одному из самых высоких мест Челябинска, на котором в 1912 г. была установлена водонапорная башня городского водопровода. Башня сохранилась до настоящего времени.  А на другой стороне улицы – здания городской больницы №1. Впервые городская больница в Челябинске появилась в 1828 г. и находилась она на берегу реки Миасс у моста. Время, рост числа жителей города потребовали расширения больницы. Место было выбрано в березовой роще по Уфимскому тракту в полуверсте от города. Строительство завершено в 1880 году.  Давно снесены старые корпуса больницы и, наверное, человек не знакомый с историей города и больницы никогда не скажет, что возраст этого учреждения, вполне современного, на этом месте составляет более 130 лет. Конечно, с тех далеких времен произошло много событий и перемен и на территории больницы практически ничто не напоминает о временах 130-летней давности, за исключением одного объекта. Это ограда вдоль территории городской больницы со стороны улицы Воровского. Ограда на каменных тесаных, гранитных столбах, с железной решеткой сооружена в 1892-1897 гг. В настоящее время длина ограды – около 370 м.

 

Ещё южнее улица Воровского пересекает улицу Курчатова. До начала 1970-х гг. вдоль нынешней улицы Курчатова проходила железнодорожная ветка от вокзала к мельницам на берегу реки Миасс. В мае 1918 г. именно вдоль этой ветки отряд чешских легионеров тайно прошёл от вокзала к реке Миасс, переправился около городской водокачки и захватил Красные казармы.

 

В 1938 г. вводится в эксплуатацию трамвайная линия (маршрут №6) от улицы Труда по Свердловскому проспекту до Областной больницы (7,9 км). От пересечения Свердловского проспекта с улицей Воровского трамвайная линия проходила по улице Воровского, а не по улице Блюхера, как сейчас. Только после пересечения с улицей Доватора трамвай поворачивал по улице Образцова налево к улице Блюхера. Трамвайные рельсы были перенесены на улицу Блюхера полностью в начале 1970-х гг. после демонтажа железнодорожной ветки по улице Курчатова.

 

На перекрёстке улиц Воровского и Варненской расположены здания Медицинского университета. В 1944 г. на базе эвакуированного из Киева медицинского института был создан Челябинский медицинский институт, который в 1995 г. переименован в Медицинскую академию, а затем в Южно-Уральский государственный медицинский университет. Первые годы Челябинский медицинский институт располагался в здании бывшей школы по улице Коммуны, 35. В 1960-е годы началось строительство нового комплекса зданий медицинского института на улице Воровского. Строительство главного корпуса из этого комплекса было завершено в 1967 г.

 

Путешествие по улице Воровского у корпусов областной больницы продолжается уже по улице Блюхера. Василий Блюхер в декабре 1917 г. избирался председателем Челябинского военно-революционного комитета, а во время Гражданской войны возглавлял рейд южноуральских партизан.

 

В связи с образованием в 1934 г. Челябинской области было принято решение о строительстве Челябинской областной больницы. Руководство строительством и подбор медицинского персонала были поручены С. З. Глуховскому, ставшему первым главным врачом больницы. К осени 1938 г. был построен двухэтажный хирургический корпус на 300 коек, а происшедшее 17 октября 1938 г. железнодорожное крушение на ст. Чумляк заставило облздравотдел принять решение об экстренном открытии областной больницы для приема пострадавших.

 

От трамвайного кольца около областной больницы до улицы Рылеева к востоку от улицы Блюхера (ранее этот участок назывался улица Междугородняя) ещё в 1930-е годы началась застройка частными домами небольшого посёлка ИЗО (индивидуальный землеотвод). А юго-западнее территории областной больницы в 1920-1930-е гг. интенсивно разрабатывались каменные карьеры, щебень и камень с которых поставлялся на строительные площадки промышленных предприятий, в том числе и ЧТЗ, по железнодорожной ветке.

 

К западу от улицы Блюхера в глубине соснового бора расположено Митрофановское кладбище. Возможно, что захоронения на этом кладбище производились ещё до революции, но, в основном, в 1930-1950-е гг. На этом кладбище есть небольшая частично отгороженная территория, называемая «большевистским кладбищем». На этой территории стоит памятник борцам за Советскую власть. Этот памятник был установлен 1927 г. на могиле лётчика, умершего в годы гражданской войны. Памятник стоял там, где сейчас двор здания с бывшим магазином «Ритм» (улица Цвиллинга, 33). После войны памятник перенесли на Лесное кладбище, а затем уже на Митрофановское кладбище на братскую могилу борцам за Советскую власть. Перенесли ли прах лётчика сюда же неизвестно.

 

К юго-востоку от пересечения улицы Блюхера с улицей Дарвина находятся дома Мебельного посёлка. Застройка этой территории начинается после войны, в конце сороковых годов. Первая улица посёлка - Мебельная - получила название в декабре 1949 г. Начало строительства жилых кварталов совпадает со временем образования в 1949 году Челябинской мебельной фабрики на базе артели "Мебельщик". Уже к 1953 году территория была в основном застроена, последние улицы посёлка оформляются к концу пятидесятых. Интересный факт - несмотря на то, что посёлок вырос именно при мебельной фабрике, первоначально его территорию занимали два посёлка с совершенно другими названиями: посёлок радиозавода и посёлок имени Маяковского.

 

Далее, к востоку от улицы Блюхера находится Лесное кладбище. На Лесном кладбище хоронили участников Великой Отечественной войны, умерших в челябинских госпиталях. Кладбище было благоустроено и преобразовано в мемориал воинской славы к Дню 30-летия Победы. В мае 1975 г. здесь был открыт Памятник «Память» Авторы: скульпторы Л.Н. Головницкий и Э.Э. Головницкая, архитекторы Ю.П. Данилов и И.В. Талалай.

 

За Лесным кладбищем путешествие продолжается уже по современному Уфимскому тракту. К западу от этого тракта находится посёлок АМЗ, название которого связано с тем, что там проживали работники Автоматно-механического завода. Дома посёлка выходят на берег Шершнёвского водохранилища. Посёлок граничит с бором городским. Обособлен Уфимским трактом. Образован в 1940-е гг. при строительстве завода. К посёлку АМЗ был присоединен старинный пос. Митрофановка, который до революции назывался хутором Михайловским, винокуренным заводом братьев Покровских. В 1960-е гг. при заполнении ложа Шершневского “моря” часть Митрофановки ушла под воду.

 

Автоматно-механический завод был основан в 1931г. в Ярославле под названием “Ярославский механический завод № 62”. В 1932 г. произведена первая партия корпусов для снарядов. 7 ноября 1942 г. предприятие эвакуировано в Челябинск, где уже 12 декабря 1942 г. была выпущена первая партия снарядов. К концу 1945 г. завод освоил производство 17 новых видов продукции. С 1948 г. начался выпуск сельскохозяйственной техники. С конца 1957 г. завод специализировался на выпуске электротехнической продукции: магнитных пускателей, тепловых реле, установочных автоматов.

 

На выезде из Челябинска к востоку от уфимского тракта находится посёлок Нефтебаза, который появился в конце 1930-х - 1940-е годы около складов нефтепродуктов на южной окраине Челябинска. В настоящее время сохранилось лишь несколько зданий довоенной постройки и конца 1940-х гг.

 

За бывшим постом ГАИ в 0,5 км к югу от Уфимского тракта находятся дома бывшего посёлка имени Дмитрия Донского, названного в честь князя Московского и Владимирского Дмитрия Донского. Местность между Уфимским трактом (трасса М-5), улицей Нефтебазовой и железной дорогой начала застраиваться в конце 1950-х гг. В состав города посёлок был включён в 1963 г. - передан из состава Сосновского района.

 

А к западу от Уфимского тракта в 0,5 км находится берег Шершнёвского водохранилища, искусственного водоема на реке Миасс, предназначенного для водоснабжения Челябинска. Участок долины Миасса у пос. Шершни, пригодный для строительства водохранилища, был выявлен в 1924 г. Весной 1961 г. началось рытье котлована. Заполнение водой началось в 1965 г., закончилось в июле 1969 г. Параметры водохранилища: длина 18 км, ширина наибольшая - 4 км, средняя - 1,6 км, площадь водного зеркала 39 кв. км, глубина максимальная - 14 м, средняя - 4,5 м. Из рыб наиболее распространены чебак, щука, окунь.

 

Далее находится развилка от Уфимского тракта в сторону посёлка Сосновка. Фактически дорога к этому посёлку – трасса старого Уфимского тракта, появившегося в конце XVIII века. До 1782 г., чтобы добраться из Челябинска до Уфы, человек выезжал из города через северные ворота и ехал по дороге на Екатеринбург. В районе озера Улагач дорога раздваивалась – одна шла дальше, на Екатеринбург, а другая на Кыштымский завод и дольше, на Уфу.

 

Строительство новой трассы Уфимского тракта от поворота на Сосновку до объездной дороги вокруг Челябинска началось в 1960-е годы. Было построено несколько мостов через железнодорожные пути и ряд развязок и виадуков.

 

Посёлок Фёдоровка расположен на выезде из города на Уфимский тракт, является юго-западной окраиной Челябинска (расстояние до центра города 10 км). Посёлок Фёдоровка стал застраиваться в 1930-е гг. ХХ в.; 10 июня 1962 г. получил статус рабочего поселка путём объединения посёлка при Фёдоровском каменном карьере и деревни Фёдоровка, основанной в 1939 г.

 

В 200 метрах к северо-востоку от окраины посёлка Фёдоровка находится один из затопленных каменных карьеров. Здесь добывали балласт - минеральный сыпучий материал для верхней части строения пути (балластной призмы) в железнодорожном путевом хозяйстве. Геометрические размеры: 500 х 100 метров. Максимальная глубина 9 метров. По берегам растет камыш, кустарники. Дно песчаное. Вода пресная. На середине карьера есть три острова, которые по весне затопляются. На восточной стороне карьера расположены сады.

 

Конец экскурсии.

 

Обратное направление: Уфимский тракт, улица Блюхера, улица Воровского, проспект Ленина, улица Героев Танкограда, улица Комарова, улица Бажова, улица Танкистов, улица 2-ая Щербаковская, улица Мамина.

 

Наше путешествие начинается на территории поселка Федоровка. Посёлок Фёдоровка расположен на выезде из города на Уфимский тракт, является юго-западной окраиной Челябинска (расстояние до центра города 10 км). Посёлок Фёдоровка стал застраиваться в 1930-е гг. ХХ в.; 10 июня 1962 г. получил статус рабочего поселка путём объединения посёлка при Фёдоровском каменном карьере и деревни Фёдоровка, основанной в 1939 г.

 

В 200 метрах к северо-востоку от окраины посёлка Фёдоровка находится один из затопленных каменных карьеров. Здесь добывали балласт - минеральный сыпучий материал для верхней части строения пути (балластной призмы) в железнодорожном путевом хозяйстве. Геометрические размеры: 500 х 100 метров. Максимальная глубина 9 метров. По берегам растет камыш, кустарники. Дно песчаное. Вода пресная. На середине карьера есть три острова, которые по весне затопляются. На восточной стороне карьера расположены сады.

 

Далее мы продолжаем движение мимо развилки с Уфимского тракта в сторону посёлка Сосновка. Фактически дорога к этому посёлку – трасса старого Уфимского тракта, появившегося в конце XVIII века. До 1782 г., чтобы добраться из Челябинска до Уфы, человек выезжал из города через северные ворота и ехал по дороге на Екатеринбург. В районе озера Улагач дорога раздваивалась – одна шла дальше, на Екатеринбург, а другая на Кыштымский завод и дольше, на Уфу.

 

Строительство новой трассы Уфимского тракта от поворота на Сосновку до объездной дороги вокруг Челябинска началось в 1960-е годы. Было построено несколько мостов через железнодорожные пути и ряд развязок и виадуков.

 

А к западу от Уфимского тракта в 0,5 км находится берег Шершнёвского водохранилища, искусственного водоема на реке Миасс, предназначенного для водоснабжения Челябинска. Участок долины Миасса у пос. Шершни, пригодный для строительства водохранилища, был выявлен в 1924 г. Весной 1961 г. началось рытье котлована. Заполнение водой началось в 1965 г., закончилось в июле 1969 г. Параметры водохранилища: длина 18 км, ширина наибольшая - 4 км, средняя - 1,6 км, площадь водного зеркала 39 кв. км, глубина максимальная - 14 м, средняя - 4,5 м. Из рыб наиболее распространены чебак, щука, окунь.

 

Перед бывшим постом ГАИ в 0,5 км к югу от Уфимского тракта находятся дома бывшего посёлка имени Дмитрия Донского, названного в честь князя Московского и Владимирского Дмитрия Донского. Местность между Уфимским трактом (трасса М-5), улицей Нефтебазовой и железной дорогой начала застраиваться в конце 1950-х гг. В состав города посёлок был включён в 1963 г. - передан из состава Сосновского района.

 

На выезде из Челябинска к востоку от уфимского тракта находится посёлок Нефтебаза, который появился в конце 1930-х - 1940-е годы около складов нефтепродуктов на южной окраине Челябинска. В настоящее время сохранилось лишь несколько зданий довоенной постройки и конца 1940-х гг.

 

Далее наше путешествие проходит мимо территории завода. Автоматно-механический завод был основан в 1931г. в Ярославле под названием “Ярославский механический завод № 62”. В 1932 г. произведена первая партия корпусов для снарядов. 7 ноября 1942 г. предприятие эвакуировано в Челябинск, где уже 12 декабря 1942 г. была выпущена первая партия снарядов. К концу 1945 г. завод освоил производство 17 новых видов продукции. С 1948 г. начался выпуск сельскохозяйственной техники. С конца 1957 г. завод специализировался на выпуске электротехнической продукции: магнитных пускателей, тепловых реле, установочных автоматов.

 

К западу от Уфимского тракта находится посёлок АМЗ, название которого связано с тем, что там проживали работники Автоматно-механического завода. Дома посёлка выходят на берег Шершнёвского водохранилища. Посёлок граничит с бором городским. Обособлен Уфимским трактом. Образован в 1940-е гг. при строительстве завода. К посёлку АМЗ был присоединен старинный пос. Митрофановка, который до революции назывался хутором Михайловским, винокуренным заводом братьев Покровских. В 1960-е гг. при заполнении ложа Шершневского “моря” часть Митрофановки ушла под воду.

 

По пути следования находится Лесное кладбище. На Лесном кладбище хоронили участников Великой Отечественной войны, умерших в челябинских госпиталях. Кладбище было благоустроено и преобразовано в мемориал воинской славы к Дню 30-летия Победы. В мае 1975 г. здесь был открыт Памятник «Память» Авторы: скульпторы Л.Н. Головницкий и Э.Э. Головницкая, архитекторы Ю.П. Данилов и И.В. Талалай.

 

Мы проезжаем мимо домов Мебельного посёлка. Застройка этой территории начинается после войны, в конце сороковых годов. Первая улица посёлка - Мебельная - получила название в декабре 1949 г. Начало строительства жилых кварталов совпадает со временем образования в 1949 году Челябинской мебельной фабрики на базе артели "Мебельщик". Уже к 1953 году территория была в основном застроена, последние улицы посёлка оформляются к концу пятидесятых. Интересный факт - несмотря на то, что посёлок вырос именно при мебельной фабрике, первоначально его территорию занимали два посёлка с совершенно другими названиями: посёлок радиозавода и посёлок имени Маяковского.

 

Наше путешествие продолжается уже по улице Блюхера. Василий Блюхер в декабре 1917 г. избирался председателем Челябинского военно-революционного комитета, а во время Гражданской войны возглавлял рейд южноуральских партизан.

 

К западу от улицы Блюхера в глубине соснового бора расположено Митрофановское кладбище. Возможно, что захоронения на этом кладбище производились ещё до революции, но, в основном, в 1930-1950-е гг. На этом кладбище есть небольшая частично отгороженная территория, называемая «большевистским кладбищем». На этой территории стоит памятник борцам за Советскую власть. Этот памятник был установлен 1927 г. на могиле лётчика, умершего в годы гражданской войны. Памятник стоял там, где сейчас двор здания с бывшим магазином «Ритм» (улица Цвиллинга, 33). После войны памятник перенесли на Лесное кладбище, а затем уже на Митрофановское кладбище на братскую могилу борцам за Советскую власть. Перенесли ли прах лётчика сюда же неизвестно.

 

От улицы Рылеева до трамвайного кольца около областной больницы к востоку от улицы Блюхера (ранее этот участок назывался улица Междугородняя) ещё в 1930-е годы началась застройка частными домами небольшого посёлка ИЗО (индивидуальный землеотвод). А юго-западнее территории областной больницы в 1920-1930-е гг. интенсивно разрабатывались каменные карьеры, щебень и камень с которых поставлялся на строительные площадки промышленных предприятий, в том числе и ЧТЗ, по железнодорожной ветке.

 

С улицы Блюхера мы поворачиваем на улицу Воровского. Эта улица выходит на начало старого Уфимского тракта 18 века. Современное название улица получила в начале 1930-х годов в честь дипломата и литературного критика Вацлава Воровского.

 

В связи с образованием в 1934 г. Челябинской области было принято решение о строительстве Челябинской областной больницы. Руководство строительством и подбор медицинского персонала были поручены С. З. Глуховскому, ставшему первым главным врачом больницы. К осени 1938 г. был построен двухэтажный хирургический корпус на 300 коек, а происшедшее 17 октября 1938 г. железнодорожное крушение на ст. Чумляк заставило облздравотдел принять решение об экстренном открытии областной больницы для приема пострадавших.

 

На перекрёстке улиц Воровского и Варненской расположены здания Медицинского университета. В 1944 г. на базе эвакуированного из Киева медицинского института был создан Челябинский медицинский институт, который в 1995 г. переименован в Медицинскую академию, а затем в Южно-Уральский государственный медицинский университет. Первые годы Челябинский медицинский институт располагался в здании бывшей школы по улицы Коммуны, 35. В 1960-е годы началось строительство нового комплекса зданий медицинского института на улице Воровского. Строительство главного корпуса из этого комплекса было завершено в 1967 г.

 

В 1938 г. вводится в эксплуатацию трамвайная линия (маршрут №6) от улицы Труда по Свердловскому проспекту до Областной больницы (7,9 км). От пересечения Свердловского проспекта с улицей Воровского трамвайная линия проходила по улице Воровского, а не по улице Блюхера, как сейчас. Только после пересечения с улицей Доватора трамвай поворачивал по улице Образцова к улице Блюхера. Трамвайные рельсы были перенесены на улицу Блюхера полностью в начале 1970-х гг. после демонтажа железнодорожной ветки по улице Курчатова.

 

Улица Воровского пересекает улицу Курчатова. До начала 1970-х гг. вдоль нынешней улицы Курчатова проходила железнодорожная ветка от вокзала к мельницам на берегу реки Миасс. В мае 1918 г. именно вдоль этой ветки отряд чешских легионеров тайно прошёл от вокзала к реке Миасс, переправился около городской водокачки и захватил Красные казармы.

 

Улица Воровского поднимается вверх к одному из самых высоких мест Челябинска, на котором в 1912 г. была установлена водонапорная башня городского водопровода. Башня сохранилась до настоящего времени.  А на другой стороне улицы – здания городской больницы №1. Впервые городская больница в Челябинске появилась в 1828 г. и находилась она на берегу реки Миасс у моста. Время, рост числа жителей города потребовали расширения больницы. Место было выбрано в березовой роще по Уфимскому тракту в полуверсте от города. Строительство завершено в 1880 году.  Давно снесены старые корпуса больницы и, наверное, человек не знакомый с историей города и больницы никогда не скажет, что возраст этого учреждения, вполне современного, на этом месте составляет более 130 лет. Конечно, с тех далеких времен произошло много событий и перемен и на территории больницы практически ничто не напоминает о временах 130-летней давности, за исключением одного объекта. Это ограда вдоль территории городской больницы со стороны улицы Воровского. Ограда на каменных тесаных, гранитных столбах, с железной решеткой сооружена в 1892-1897 гг. В настоящее время длина ограды – около 370 м.

 

В 1901 г. по нынешнему адресу улица Воровского, 5, челябинским купцом и меценатом Иваном Покровским было построено здание для дома трудолюбия Позднее там открылось первое смешанное (совместное обучение девочек и мальчиков) приходское училище. В здании находились две квартиры – для директора и учителя. Напротив этого здания в апреле 1971 года был построен первый в Челябинске широкоформатный кинотеатр «Урал» на 1200 мест. Ранее, с 1946 г. кинотеатр также с названием «Урал» существовал в Ленинском районе.

 

Далее путешествие по улице Воровского приближается  к площади Революции. До начала ХХ века это было заброшенное место около Казанско-Богородицкого кладбища (на месте кладбища – здание с магазином «Ритм»). В 1903 г. на западной части Южной площади было построено здание Народного дома. Южнее расположилось здание таможни. Современный ансамбль площади Революции (так назвали бывшую Южную площадь) начал формироваться в конце 1920-х гг. В настоящее время эта площадь представляет уникальное место, где представлены образца всех стилей архитектуры, начиная с 1900-х гг. и до начала XXI века. Каждое десятилетие отражено в каком-нибудь из зданий, окружающих площадь Революции. ­

 

И вот, одна из центральных улиц Челябинска – проспект Ленина. Эта часть проспекта возникла в 1930-е годы и называлась улицей Спартака.

 

На пересечение проспекта Ленина с улицей Свободы до 1917 г. находился конный базар. Напротив этого базара  в 1909-1914 гг. был построен Римско-католический или как его называли «Польский» костёл. В 1929 г. была развернута борьба с религией и костел закрыли. Здание бывшего костёла было снесено в середине 1930-х гг. На этом месте сейчас дом по пр. Ленина, 43. На другой стороне проспекта Ленина наискосок от места бывшего костёла перед войной было построено здание торгового назначения. В 1941 г. в этом здании разместился Наркомат танковой промышленности, а в 1944 г. здесь начали заниматься первые студенческие группы будущего Челябинского политехнического института. С 1949 г. здание передали под филиал Челябинского универмага, а в 1966 г. здесь был организован специализированный магазин «Детский мир». 24 мая 2016 года на фасаде этого магазина была открыта памятная доска в честь наркомов танковой промышленности Малышева и Зальцмана.

 

В 1941-1944 гг. на границе Центрального района у железнодорожной насыпи к северу от пр. Ленина находились склады НКВД. К ним походила специальная железнодорожная ветка. Склады окружали вышки для стрелков, окопчики с пулемётными гнёздами. В эти годы в Челябинске на хранился золотой запас Советского Союза. Позже в помещениях бывших складов разместили областную типографию.

 

Рядом с этими бывшими складами расположено здание Центрального рынка, которое было построено в 1965 г. на площади МОПРа. Именована в 1926 г. в честь Международной организации помощи борцам революции (МОПР), действовавшей в 1922–47 гг. Ранее эта площадь называлась Архиерейской потому, что именно здесь находился так называемый "архиерейский дом" - двухэтажный особняк, приобретенный у некоего Крупышева для размещения Челябинского викария - церковного наместника Оренбургской епархии, назначенного в 1908 году. После революции архиерейский дом использовался как жилой и простоял до 1970-х годов.

 

Далее, к северу от проспекта Ленина на месте нынешнего ТРК «Горки» ранее находился завод «Строммашина», образованный в 1942 году на базе эвакуированного из Ленинграда завода "Нефтеприбор". Тогда перед ним была поставлена задача переоборудования автомобильных бензиновых двигателей на газогенераторные и освоения производства авиабомб ФАБ-50. До 1948 года это был номерной "завод №8 Наркомата Строительных Материалов". Выпуск мирной продукции начинается уже в 1944 - это были вибростанки для производства шлакоблоков. В послевоенные годы начинается выпуск строительной спецтехники, а также продукции военного назначения - машины для укладки аэродромных плит, тележки для перевозки ракет, топливозаправщики, передвижные комплексы для ремонта ракетной техники. После 2000 года спрос на спецтехнику для оборонки падает, предприятие испытывает серьёзные трудности. В конце 2003 года "Строммашину" поглощает "Уралтрак". Собственная территория предприятия площадью 50 тыс. кв. м выводится из земель промышленного производства, и в 2004 году на ней начинается строительство торгово-развлекательного комплекса "Горки".

 

Восточнее, по проспекту Ленина находится Комсомольская площадь, которая получила своё название в 1967 г.  Здесь в 1942 г. вручали боевое знамя бойцам 97-й танковой бригады перед отправкой на фронт. В канун 20-летия Победы в Великой Отечественной войне на этой площади на постамент был водружен танк ИС-3 (Объект 703) — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны, запущенный в серийное производство в последние её дни и не успевший принять в ней участие. Это памятник героическим труженикам Танкограда (неофициальное названия Челябинска в годы войны). В годы войны эвакуированный в Челябинск Кировский завод дал фронту 18 тыс. танков и самоходных орудий, 48,5 тыс. танковых моторов. На пьедестале высечены слова: “Уральцы, вам, чьи руки золотые ковали здесь Победу над врагом”. Монумент сооружен по проекту архитектора Е.В. Александрова, автор текста – В. Брагин.

 

Перед пересечением проспекта Ленина с улицей Героев Танкограда находится здание театра ЧТЗ было построено в 1930-1933 гг. как киноклуб и было частью комплекса соцгорода ЧТЗ. Первоначальное решение здания – в формах конструктивизма. В 1948 г. по проекту архитектора М. А. Леженя и инженеров Я. Пельц, С. Канель при сохранении основ объемно-пространственной композиции были реконструированы фасады и интерьеры в стилистике неоклассицизма. Зрительный зал украшен барельефными портретами композиторов, выполненных скульптором Клигер.

 

К западу от улицы Героев Танкограда находится жилой квартал, ограниченный улицами Горького, 1-й Пятилетки, 40 лет Октября, Ловина. Этот квартал был застроен в 1930-1933 гг. по проекту архитектора А.К. Бурова и представляет один из первых примеров микрорайонного проектирования, когда в пределах пешеходной доступности сочетаются жилая зона и учреждения соцкультбыта. Жилые дома этого квартала – первые капитальные многоэтажные дома в Челябинске. С 1932 г. по 1953 г. в доме №21 по улице Первой Пятилетке в этом квартале жил В.Н. Кузнецов, которого можно по праву назвать первым детским поэтом на Южном Урале. В 1937 году в Челябинске была выпущена детская книжка Василия Николаевича Кузнецова «Базар». Это была первая книга, изданная в Челябинске в советское время.

 

Затем маршрут сворачивает на проспект Комарова. Изначально архитекторами здесь был задуман проспект, обеспечивающий широкий и быстрый выезд на дорогу к аэропорту. Но полностью проект так и не был реализован. Улица носит имя В. М. Комарова (1927–67) – дважды Героя Советского. Союза, летчика-космонавта СССР, погибшего во время испытательного полёта нового космического корабля «Союз».Собственно, улица, которая впоследствии должна была стать проспектом Комарова, появилась ещё до войны - в Плановом посёлке - и называлась тогда Бульварной.

 

На западной стороне проспекта Комарова расположен Дом детской культуры «Ровесник», основанный 5 октября 1974 года и являющийся координационным и методическим центром социально-воспитательной работы по месту жительству несовершеннолетних Тракторозаводского района г. Челябинска. В ДДК «Ровесник» функционирует 122 творческих объединения. В объединениях обучается 1750 детей и подростков в возрасте от 4 до 18 лет, по 4 образовательным направленностям и 45 образовательным программам.  

 

К востоку от проспекта Комарова проходит улица Шуменская. Названа в 1977 г. в честь старинного болгарского города Шумена, освобождённого 96-й танковой бригадой им. Челябинского комсомола и в котором эта бригада закончила свой боевой путь. До переименования это была улица Промышленная, входившая в состав посёлка Нагорный, возникшего в 1930-е гг.

 

Без сомнений, следующая улица маршрута путешествия названа в честь «Великого Октября 1917 года». К западу от улицы Октябрьской находятся три переулка с забавными названиями: Конвейерный, Паросиловой и Слаботочный.  Возникли они в 1930-е гг. в посёлке Будёновка, который в 1936 г. был переименован в посёлок Нагорный. Названия этих переулков связаны с рабочими местами жителей поселка, подавляющее большинство которых составляли работники Челябинского тракторного завода.

 

После небольшого путешествия по улице Октябрьской маршрут продолжается по улице Бажова, которая в 1963 г. была названа в честь автора уральских сказов Павла Бажова. Культ Бажова очень силён на Урале. В Екатеринбурге издана Бажовская энциклопедия. В Челябинске в 1950-1970 гг. жила сказительница Серафима Власова, которая тоже пыталась подражать Бажову. В начале 1990-х годов организация около религиозной направленности Духовно-этический центр им. Н. Рериха выступила с идеей проведения Бажовского фестиваля, который до сих пор проводится ежегодно, но уже под эгидой Министерства культуры Челябинской области. К западу от этой улицы находится небольшой посёлок, состоящих в основном из частных домов и в котором три улицы названы в честь города Арзамаса Нижегородской области. Это улицы 1-я Арзамасская, 2-я Арзамасская и 3-я Арзамасская. Такие названия этим улицам были присвоены в 1957 г. Интересно, что одна из семей первопоселенцев Челябинской области была именно из города Арзамаса. Это была семья Никиты Лукьяновича Шадрина.

 

Следующая улица маршрута-путешествия – улица Танкистов. С 1937 г. в Челябинске существовало несколько улиц Танкистов. И это понятно: если в городе производили танки, да ещё были созданы добровольческие танковые бригады, то должна была быть и улица Танкистов. Данная улица сформировалась и получила современное название в 1975 г. Старые жители этой улицы уверяют, что именно по этой улицы в годы Великой Отечественной войны проходили танки из цехов Танкограда на испытательный полигон за Первым озером.

 

С улицы Танкистов маршрут путешествия поворачивает на улицу 2-ю Щербаковскую, названную в честь города Щербакова (так в 1946- 1957 годы именовали город Рыбинск в Ярославской области). Рядом находятся улицы 1-я Щербаковская и 3-я Щербаковская.  Здесь путь движения по данному маршруту ближе всего подходит к озеру Первому: до берега озера менее 400 метров. В естественном состоянии озеро имело незначительные размеры, было соленым, в засушливые годы высыхало до дна. В 1930-е гг. в озеро Первое начали сбрасывать промышленные стоки. Во избежание переполнения озера в 1958 г. был прорыт сбросный канал в реку Миасс, который регулярно использовался до 1984 г. Это озеро и в настоящее время используется как доразбавитель недостаточно очищенных промышленных стоков. Доля сточных вод в водном балансе озера достигает 86 %. Площадь озера - 18,7 кв. км, максимальная глубина - 10,5 м, средняя - 7,7 м. Популярность озеру среди горожан придают многочисленные песчаные пляжи, обилие рыбы (в озере водятся окунь, плотва, ерш, карась, пелядь).

 

С улицы 2-я Щербаковская мы выезжаем на улицу Мамина, которая является основной улицей поселка Первоозерный. Улица Мамина возникла в 1952 году и до 1982 года называлась Восходящей. Затем она была переименована в честь Якова Васильевича Мамина. В конце XIX века Мамин поступил в мастерскую Ф. А. Блинова – изобретателя первого русского гусеничного трактора с паровым двигателем. Мамин изобрел двухлемешный плуг и получил в 1893 г. малую серебряную медаль на выставке в Саратове, а затем - пожарный насос, награждённый медалью на выставке в Пензе. Позже Мамин открыл свою мастерскую и в 1906 г. изобрёл первый в мире бескомпрессорный двигатель высокого сжатия, работающего на тяжелом топливе (нефть), “Русский дизель”, на базе которого им же был создан в 1910 году колесный трактор “Карлик”, известный затем как “Русский трактор”. В 1915 г. создал новый трактор “Гном”, который в 1917 г. пошел в производство). В 1937 г. Мамин приехал в Челябинск, работал в ЧИМЭСХ, создал в 1939 г. модель газогенератора, работающего на соломе, а также изобрел работомер для механического учета и контроля работы трактора.

 

Посёлок Первоозёрном получил своё название из-за его расположения на восточном побережье оз. Первого. Он возник до Великой Отечественной войны и входил в состав посёлка Нагорный. Со дня основания нынешнего посёлка Первоозёрный сохранились названия следующих улиц: Волочаевская, Главная, Заводская, Изобретателей, Индустриальная, Новозаводская, Октябрьская, Победы, Фабричная; переулков: Генераторный, Моторный, Почтовый, Пусковой.

 

К улице Мамина перпендикулярно подходит улица Вязовая. Так улица названа в 1937 г. в честь рабочего посёлка Вязовой при узловой станции Южно-Уральской железной дороги, возникшей в 1890 г.

 

Заканчивается наше путешествие около старейших садоводческих товариществ Челябинска – «Тракторосад-1» и «Траккторосад-2». Образованы работниками ЧТЗ в 1948 г. Общая площадь 249,5 га. Насчитывают в общей сложности 4271 участок. Имеются 4 фруктохранилища, пасека. К середине 1950-х гг. эти сады считались крупнейшими в СССР среди коллективных любительских плодово-ягодных садов.

 

 

Конец экскурсии.


Автор: Латышев Ю.В.

Редактор экскурсионной программы: Гейн А.Е.