экскурсионный маршрут "Ученический" - Училище – станция Шершни

 

 

Звуковое сопровождение экскурсии

Прямое направление Обратное направление

 

 

ОПИСАНИЕ ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА:

Училище – станция Шершни

 

 "Ученический"

 

 

Путь следования экскурсионного автобуса: Копейское щоссе, улица Машиностроителей, улица Трубников, Копейское шоссе, улица Гагарина, улица Дзержинского, улица Доватора, улица Блюхера, Свердловский проспект, улица Курчатова, улица Воровского, Уфимский тракт, улица Новоэлеваторная, улица 2-я Базовая, улица Корабельная.

 

На улице Корабельная экскурсия заканчивается, автобус разворачивается, и следует в обратном направлении с новой экскурсией аналогичного содержания.

 

Очень интересный экскурсионный маршрут. Начинается недалеко от посёлка Фатеевка, где находится единственная в черте Челябинска братская могила времён гражданской войны. А заканчивается у станции Шершни, где весной 1918 г. погиб копейский шахтёр Меховов, герой Первой мировой войны.

 

Первая улица этого экскурсионного маршрута – Копейское шоссе, дорога из Челябинска на угольные копи, которые и дали название городу Копейску. Копейск находится между озёрами Шелюгино, Вторым, Третьим, Четвертым, Курлады, Половинным и Курочкино. В 1904 г. в посёлке Тугайкуль (сейчас это почти центр Копейска) был обнаружен уголь, в 1907 гг. начались его разработки. Местные угольные шахты и поселки при них до образования Копейска в 1933 г. назывались посёлком Челябинские копи.  Шахтёры активно участвовали в революционных событиях и гражданской войне. В 1925 года коллектив рабочих Челябинских угольных копей «за помощь, оказанную Красной Армии 24 июля 1919 года, при занятии города Челябинска» был награждён Орденом (Боевого) Красного Знамени.С 1949 г. по 1976 г.  Челябинск и Копейск были соединены трамвайной линией, которая проходила в основном вдоль Копейского шоссе.

 

В полукилометре к востоку от Копейского шоссе за железнодорожной линией находится посёлок Фатеевка, на севере которого есть братская могила. В конце июля 1919 г. 27-я дивизия 5-й Красной Армии вела бои на окраине Челябинска.  Один из отрядов 243-го Петроградского полка сражался недалеко от поселка Фатеевка. Погибших пятнадцать красногвардейцев и командира похоронили в братской могиле на окраине поселка. К 1930-м годам деревянный обелиск и ограда разрушились, могила была заброшена и заросла. В 1971 г. ученики школы №51 обнаружили среди заросших окопов братскую могилу. На ней был установлен новый мраморный памятник с текстом, написанным челябинским писателем Марком Гроссманом, посвященный погибшим красногвардейцам.

 

Двигаясь в сторону Челябинска по Копейскому шоссе маршрут пересекает улицу Феди Горелова. Улица возникла в 1940 г. как улица Плеханова, с 1949 г. – Арматурная, современное название присвоено в 1965 г. в память о ещё одной жертве гражданской войны Феде Горелове. Федя родился в 1901 году в Миассе, учился в Миасском низшем ремесленном училище. Работать он начал на мельнице Дунаева, а потом на напилочном заводе.  В декабре 1917 года он вступил в отряд Красной гвардии. 27 мая 1918 года Федя Горелов в составе отряда Красной Гвардии отбыл в Златоуст на подавление вооружённого мятежа чехословацкой части. В это время такой же вооружённый мятеж произошёл в Миассе. Отряд двинулся в Миасс и 31 мая попал в засаду у горы Моховой. Уцелевшего Федю Горелова чехи схватили и повели в город. Федя был повешен на сосне, на окраине города.

 

К югу от Копейского шоссе находится улица Обуховская, название которой также связано с революционными событиями начала ХХ века. Эта улица названа в 1949 г. в честь Обуховского завода в Санкт-Петербурге. Завод был основан в мае 1863 года на Шлиссельбургском тракте в селе Александровском товариществом П. М. Обухова, Н. И. Путилова и С. Г. Кудрявцева по соглашению с Морским министерством. С 1884 года завод становится ведущим заводом России по производству торпед. В 1886 году завод куплен казной. На заводе производились 20 сортов стали, броня для кораблей, артиллерийские башенные установки, пушки разных калибров, снаряды, мины, пароходные коленчатые валы, стальные ружейные стволы и магазинные коробки для винтовок, налажено производство колёс, шин и осей для подвижного состава железных дорог России. В мае 1901 года на заводе произошла крупная стачка, переросшая в столкновение с полицией и войсками (Обуховская оборона). Во время революции 1905 года обуховцы одними из первых в Петербурге ввели явочным порядком 8-часовой рабочий день. Во время революции 1917 года на заводе был создан крупный отряд красной гвардии.

 

Далее, к югу от Копейского шоссе находятся сады садоводческого товарищества работников ТЭЦ-1 «Энергосад-1», созданного в 1953 г. Площадь 10,9 га; насчитывает 280 участков. Около садов остатки большого пруда. Первые два коллективные садоводческие товарищества в Челябинске появились в 1948-1949 гг. Принятое 24 февраля 1949 г. постановление Совета Министров СССР “О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих” положило начало широкому развитию коллективного и приусадебного садоводства. С 1948 г. по 1968 г. количество садоводческих товариществ в Челябинске возросло с 2 до 225.

 

С Копейского шоссе маршрут проходит по улице Машиностроителей, названной так в честь рабочих нескольких заводов, расположенных вдоль неё. К северу от перекрёстка Копейского шоссе с улицей Машиностроителей расположены цеха Челябинского механического завода, предприятия по производству грузоподъемной техники. Этот завод построен на базе эвакуированного в Челябинск Харьковского котельно-механического завода и введен в эксплуатацию 21 января 1942 г. Первой продукцией завода было оборудование для котельных и Челябинской теплоэнергоцентрали. С 1946 г. завод стал специализироваться на изготовлении грузоподъемной техники – автомобильных стреловых и полноповоротных кранов грузоподъемностью 3 тонны. Впоследствии основной продукцией завода стали стреловые самоходные гусеничные дизель-электрические краны ДЭК-251 и ДЭК-631А и автомобильные краны (на базе автомобиля “Урал”) с телескопической стрелой, грузоподъемностью 25 т. Номенклатура автокранов в настоящее время включает в себя более 35 серийных моделей грузоподъемностью 25, 32, 40, 50 тонн на различных шасси.

 

А с улицы Машиностроителей движение по маршруту продолжается уже по улице Энергетиков, к северо-западу от которой находится территория бывшего посёлка ТЭЦ-эксплуатация. Улица Энергетиков получила своё название в 1947 г., но возводить жилые дома здесь стали ещё в 1934-1940 гг., когда началось строительство Челябинской ТЭЦ (ныне ТЭЦ-1) в рамках программы сталинской индустриализации. Интересно, что строилась ЧТЭЦ не для отопления и электроснабжения города (здесь ещё и города-то в те годы не было), а для нужд так и не построенного газохимического комбината. По неизвестным причинам от сооружения газохимического производства в Челябинске отказались. Но финансирование строительства Челябинской ТЭЦ было продолжено, только теплоэлектроцентраль теперь уже должна была обслуживать город. Сама ТЭЦ была введена в строй только в январе 1942 года, но за эти 8 лет вокруг неё возникла обширная жилая застройка, которая до сих пор так и называется - "посёлок энергетиков" или "посёлок ТЭЦ-1".

 

Далее около улицы Энергетиков располагается Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего. Ранее здесь находилось профессионально-техническое училище №83, созданное в 1985 году в целях подготовки рабочих кадров для базового предприятия "Электромашина". В сентябре 1987 года училище приняло первых учеников, позже его переименовали в профессиональный лицей №83.Распоряжением правительства Челябинской области от 18 июня 2013 года Профессиональный лицей № 83 ликвидирован путем присоединения лицея к Челябинскому техникуму промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего. В сложное военное время руководство Трубопрокатного завода принимает решение о создании центров по подготовке рабочих кадров. Такими центрами были фабрично-заводская школа № 11 и ремесленное училище № 33, которые 7 февраля 1945 года были объединены (с 1962 г. – ПТУ №10). В 1996 году Профессиональному училищу №10 был присвоен статус лицея, а в марте 2011 года Профессиональный лицей №10 переименован в Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства.

 

На южной стороне улицы Энергетиков находится двухэтажное здание средней школы №34, которое было построено в 1936 г. 6 мая 1972 г. на стене здания школы у главного входа была установлена мемориальная доска с барельефом (из алюминиевого сплава) Н.П. Алексеева. В настоящее время этот барельеф утерян и заменён фотографией Н.П. Алексеева. Николай стал учеником школы №34, а в 1940 г. поступает в ремесленное училище № 20. В августе 1942 г. Николай ушел в действующую армию. Фронтовая биография разведчика Николая Алексеева полна мужества и бесстрашия. На его счету 39 языков. Будучи командиром отделения разведки, гвардии – сержант Алексеев Н.П. был удостоен ордена Красной Звезды за то, что в августе 1944 г. во время ночного штурма города Раздымин (Польша) его отделение захватило радиостанцию, штабные документы немецкой воинской части. 15 января 1945 г., прикрывая отход товарищей автоматным огнем, Алексеев уничтожил четырех вражеских солдат, но был тяжело ранен и схвачен врагом. А на другой день, когда противник был выбит с занимаемых рубежей, наши бойцы обнаружили труп Николая Алексеева со следами варварских пыток.

 

Чуть далее и южнее находится территория бывшей Монастырской заимки, которая была образована в 1860 году на отведённой от казны пахотной земле в количестве «пятидесяти десятин одна тысяча пятьсот сорок семь саженей» в 4-х верстах к юго-востоку от города Челябинска. Здесь был устроен монастырский хутор «Богомазовский лог»), иногда называемый Никольским, так как монастырь построил там маленькую каменную часовню, а потом, в 1864 году, обратил её в храм. Сёстры монастыря во второй половине XIX - начале XX вв. приложили немало усилий для организации и ведения коллективного садоводства на монастырском хуторе. В годы советской власти на этой уникальной территории была расположена плодово-опытная станция (с 1936 г. - опытно-производственное хозяйство «Садовое»), на которой была продолжена селекционная работа по созданию плодовых культур для региона Южного Урала. Тут известный селекционер П.А. Жаворонков получил свои первые гибриды. Даже теперь на территории бывшей монастырской заимки сохранились 64 вида растений монастырских посадок.

 

К западу от бывшей плодово-ягодной станции или «Плодушки» и к югу от улицы Энергетиков находится место, где в 1864 году была построена Николаевская (Никольская) церковь (или храм во имя Святителя Николая Миркилийского).  Церковь была уничтожена в 1920-е гг. Осталось лишь здание келейного корпуса, которое с 1997 г. был переоборудовано в храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

 

С улицы Энергетиков путешествие по маршруту перемещается на «Т»-образную улицу Трубников, названную в честь работников трубопрокатного завода. К западу от этой улицы находится частное образовательное учреждение высшего образования "Челябинский институт экономики и права имени Максима Викторовича Ладошина». М.В. Ладошин был первым проректором института, созданного в 1996 году. Институт размещается в старом школьном здании, построенном в 1957 году. Ранее здесь находилась восьмилетняя школа №72.

 

Далее маршрут возвращается на Копейское шоссе, В 300 метрах к юго-западу от которого примерно в районе пересечения Шота Руставели и пер. Энергетиков находилась парашютная вышка. Построена в середине тридцатых, простояла до шестидесятых годов. Начинающих парашютистов спускали оттуда под куполом на тросе. Дальше, за стадионом, были две огромные воронки правильной круговой формы, глубиной метров 30-50. В одной был устроен тир, где милиционеры стреляли, а зимой козырёк над мишенями использовался как трамплин. 

 

С Копейского шоссе маршрут поворачивает на улицу Гагарина, переименованную так из улицы Строителей после полёта Юрия Гагарина в 1961 году. На углу улиц Харлова и Гагарина на стене здания, построенного в 1935-1936 годы, 27 ноября 1967 г. была размещена мемориальная доска, которая в 1972 г. заменена другой мраморной доской с барельефом Харлова. Автор барельефа скульптор П.Я. Фоминых. 1 августа 1965 года милиционер Харлов Леонид Александрович вместе с милиционером Филипповым и участковым уполномоченным Киселевым нес службу по охране общественного порядка трамвайно-троллейбусного диспетчерского пункта. На диспетчерский пункт было совершено нападение пьяных хулиганов. Леонид увидел убегающего нарушителя Костричкина и стал его преследовать. Костричкин поднял булыжник и, повернувшись, два раза ударил им по голове Харлова. От полученных травм милиционер скончался.

 

На восточной стороне улицы Гагарина на фасаде здания Южно-Уральского государственного технического колледжа размещено панно «Завоевание космоса». Автор - художник В.Г. Мишин. Это здание для панно было выбрано потому, что оно находится в начале улицы им. Ю.А. Гагарина. Техника: византийская мозаика, прямой набор на блоки. Материал: смальта (многоцветная), изоляторы (белые), гранит (охристый, розовый, светло-серый, тёмно-серый). Площадь панно – 252 кв. м. Открытие состоялось 17 апреля 1976 г.

 

К западу от улицы Гагарина находятся дома бывшего посёлка КБС. В 1930-е в Челябинске начали строить завод №78-й или станкостроительный (ныне «Станкомаш»). Одновременно начали возводить посёлок многоэтажных домов. Посёлок КБС в плане представлял собой прямоугольник, образованный пятиэтажными домами с семиэтажками на торцах. Внутри этого каре расположилось шесть домов четырёхэтажных попроще, от первого до шестого, так и названных (КБС-1, КБС-2 и т.д.). Остальные дома были с хорошими, удобными квартирами, потолки повыше, окна побольше.  Первый дом посёлка КБС был заложен в июле 1932 г. на ул. “Челябинского рабочего”. В городок входили магазины, детские и культурные учреждения. Посёлок КБС был признан в числе лучших не только в городе, но и по всей стране.

 

Далее, к востоку на перекрёстке нынешних улиц Агалакова и 3 Сентября (названа по дате праздника Победы над Японией), а ранее на 3-м участке КБС находился кинотеатр «Урал». До войны в Ленинском районе не было кинотеатров. В 1945 г. были построены кинотеатры «27 лет РККА» (около озера Смолино) и «Победа» (в поселке завода «Сельмаш»), «Спартак» (в посёлке завода КПЗиС).  Кинотеатр «Урал» открылся в 1946 г. и демонстрация фильмов в нём продолжалась до 1968 г.

 

С улицы Гагарина путь маршрута продолжается по улице Дзержинского, часть которой возникла ещё в 1930-е гг. и с 1934 г. называлась улицей Челюскинцев. Позже улицу назвали в честь Феликса Дзержинского, руководителя ЧК в 1920-е гг.

 

На перекрёстке улиц Гагарина и Дзержинского в июле 1967 года в Челябинске в новом кинотеатре «Аврора», первом широкоформатном кинотеатре в Ленинском районе, состоялась премьера фильма «Маленький беглец». Большой экран, хороший звук и зал на 600 мест, отделка стен белыми плитами, просторный сквер перед входом – всё это было непривычно. Сразу же кинотеатр «Аврора» стал главным культовым местом Ленинского района. Фойе на втором этаже кинотеатра облюбовали художники, превратив его в выставочный зал.

 

В 0,5 км к югу от улицы Дзержинского в глубине квартала около школы № 128 находится памятник разведчику Николаю Кузнецову. В 1968 году на заседании Совета дружины школы № 128 постановили: Бороться за присвоение пионерской дружине имени Героя Советского Союза Н.И. Кузнецова. В 1970 году группа школьников поехала на Родину героя в деревню Зырянка Талицкого района Свердловской области. В 1972 году поисковый отряд побывал в местах, где воевал и погиб Николай Кузнецов (Ровно, Львов). Ребята собирали металлолом и на эти деньги заказали памятник. Авторами памятника, открытого в 1977 г. стали скульптор Бесчастнов И.В., участник Великой Отечественной войны, и архитектор Баранов Б.А.

 

К северо-востоку от улицы Дзержинского расположена территория бывшей Сибирской слободы, основанной в 1897 г. строителями Сибирской железной дороги. К 1912 г. это слобода уже находилась в черте Челябинска, в последующие годы она слилась с посёлком Порт-Артур, который хаотично застраивался на рубеже 19–20 вв. железнодорожниками. Был именован по назван крепости Порт-Артур на Дальнем Востоке, прославившейся обороной во время русско-японской войны. Улица Курганская (проходит параллельно улице Барбюса) сохранила своё названия с момента основания более 10 лет тому назад.

 

Улица Дзержинского подходит к путепроводу через железнодорожные пути станции Челябинск. Железная дорога подошла к Челябинску в 1892 г. и дала значительный толчок дальнейшему стремительному росту города.

 

За путепроводом путешествие продолжается по улице Доватора, названной в честь Героя Советского Союза, погибшего при обороне Москвы.

 

В начале улицы Доватора, к югу от неё находится трёхэтажный дом, два этажа которого надстроены над единственным сохранившимся зданием бывшего заводоуправления завода “Столль В. Г. и Ко”, основанного в 1898 г. Во время Первой мировой войны завод производил мины, бомбы, ручные гранаты. В июле 1919 г. завод был разрушен колчаковцами, которые вывезли в Сибирь 76 станков. После восстановления в 1922 г. заводу было присвоено имя Д. В. Колющенко. Этот завод в последующем назывался плужным, механическим, заводом дорожных и дорожно-строительных машин. С первых дней Великой Отечественной войны завод начал выпускать 120-мм мины, 152-мм артиллерийские снаряды, 250-кг фугасы, реактивные снаряды РС-152, было освоено производство ракетно-артиллерийской установки БМ-13 (“катюши”).

 

Далее, также к югу улицы Доватора находится территория бывшего посёлка Колупаевка. Отставной солдат Колупаев Егор Андреевич поселился около 1845 года на Нагорной улице в Заручейной части Челябинска. Его потомки имели заимку (поселение, занятое кем-либо по праву первого владения, вдали от освоенных территорий) на земле Челябинской станицы. Заимка постепенно, в течение многих лет, превратилась в маленькую лесную деревушку - Колупаевку.

 

Заселялся посёлок стихийно сходцами из разных уголков России; среди старожилов и жителей города пользуется дурной славой со дня образования и до сих пор. Позднее около Колупаевки был построен плужный завод фирмы «В.Г.Столль и К°», который в свою очередь привлек большое число рабочих, осевших в Колупаевке. В 1917 году Колупаевка оказалась в городской черте.

 

Ещё западнее на южной стороне улицы Доватора находится памятник «Катюша». Можно без преувеличения сказать, что установка в Челябинске в 1975 г. легендарной "катюши" (так в годы войны называли реактивную ракетно-артиллерийскую установку (БМ-13) в качестве памятника стала неожиданностью для челябинцев. Ведь вплоть до 1972 г. мало кому было известно о производстве БМ-13 в нашем городе в годы Великой Отечественной войны. Оказалось, что еще летом 1941 г. завод им. Колющенко получил задание начать производство БМ-13 и снарядов М-13, а в декабре 1941 г. пятеро колющенцев уже получили правительственные награды за освоение выпуска "катюш". Первые машины тогда еще безымянных ракетных установок собирали на улице Труда, там, где сейчас находится одно из производственных помещений табачной фабрики (бывший гараж такси на пересечении улиц Елькина и Труда). Первые ракетные установки выпускали на сталинградских тракторах, позже на машинах "Шевроле", "Студебеккер". Каждый месяц армия получала 45 челябинских "катюш". Кроме того, за годы войны колющенцами было изготовлено свыше миллиона реактивных снарядов.

 

В квартале, ограниченном улицами Блюхера, Сулимова, Доватора и Курчатова, жилых домов очень мало, в основном учебные заведения: два техникума и два колледжа, да общежития. Застраивался квартал в середине-конце шестидесятых. До этого здесь располагалась обширная барачная территория и два квартала частной застройки. Юго-западный угол квартала находится на территории бывшего кладбища. Рядом с остановкой находится Южно-Уральский государственный колледж. Создан в 1953 году как техникум дорожного машиностроения (готовил специалистов для завода им. Колющенко). В 1966 году был переименован в Механический техникум (скорее всего, примерно в это же время было построено это здание), в 1985 - в техникум промышленной автоматики, в 1991 - в колледж промышленной автоматики, а в октябре 2015 г. в Южно-Уральский промышленный колледж.

 

С улицы Доватора через небольшой участок улиц Блюхера и Курчатова маршрут поворачивает на улицу Воровского. Эта улица повторяет начало старого Уфимского тракта 18 века. Современное название улица получила в начале 1930-х годов в честь дипломата и литературного критика Вацлава Воровского.

 

В 1938 г. вводится в эксплуатацию трамвайная линия (маршрут №6) от улицы Труда по Свердловскому проспекту до Областной больницы (7,9 км). От пересечения Свердловского проспекта с улицей Воровского трамвайная линия проходила по улице Воровского, а не по улице Блюхера, как сейчас. Только после пересечения с улицей Доватора трамвай поворачивал по улице Образцова налево к улице Блюхера. Трамвайные рельсы были перенесены на улицу Блюхера полностью в начале 1970-х гг. после демонтажа железнодорожной ветки по ул. Курчатова.

 

На перекрёстке улиц Воровского и Варненской расположены здания Медицинского университета. В 1944 г. на базе эвакуированного из Киева медицинского института был создан Челябинский медицинский институт, который в 1995 г. переименован в Медицинскую академию, а затем в Южно-Уральский государственный медицинский университет. Первые годы Челябинский медицинский институт располагался в здании бывшей школы по ул. Коммуны, 35. В 1960-е годы началось строительство нового комплекса зданий медицинского института на ул. Воровского. Строительство главного корпуса из этого комплекса было завершено в 1967 г.

 

В полукилометре к юго-востоку от улицы Воровского находится территория законсервированной радиовышки. После прекращения с 1 января 2014 г. радиовещания на длинных и средних волнах надобность в этой радиовышке отпала. Первая деревянная радиомачта РВ-72 высотой 100 метров была построена в Челябинске в 1934 г. на месте бывшей скотобойни Маренова. В одном из зданий этой скотобойни разместился обслуживающий персонал радиостанции. Рядом со скотобойней было так называемое «Мареновское кладбище», на котором в июне 1918 г. был похоронен Д.Колющенко, зарубленный казаками на нынешней площади Павших. Некоторые могилы, возможно и самого Колющенко до сих пор сохранились на территории законсервированной радиовышки. 

 

В связи с образованием в 1934 г. Челябинской области было принято решение о строительстве Челябинской областной больницы. Руководство строительством и подбор медицинского персонала были поручены С. З. Глуховскому, ставшему первым главным врачом больницы. К осени 1938 г. был построен двухэтажный хирургический корпус на 300 коек, а происшедшее 17 октября 1938 г. железнодорожное крушение на ст. Чумляк заставило облздравотдел принять решение об экстренном открытии областной больницы для приема пострадавших.

 

От трамвайного кольца около областной больницы до улицы Рылеева к востоку от улицы Блюхера (ранее этот участок назывался ул. Междугородняя) ещё в 1930-е годы началась застройка частными домами небольшого посёлка ИЗО (индивидуальный землеотвод). А юго-западнее территории областной больницы в 1920-1930-е гг. интенсивно разрабатывались каменные карьеры, щебень и камень с которых поставлялся на строительные площадки промышленных предприятий, в том числе и ЧТЗ, по железнодорожной ветке.

 

К западу от улицы Блюхера в глубине соснового бора расположено Митрофановское кладбище. Возможно, что захоронения на этом кладбище производились ещё до революции, но, в основном, в 1930-1950-е гг. На этом кладбище есть небольшая частично отгороженная территория, называемая «большевистским кладбищем». На этой территории стоит памятник борцам за Советскую власть. Этот памятник был установлен 1927 г. на могиле лётчика, умершего в годы гражданской войны. Памятник стоял там, где сейчас двор здания с бывшим магазином «Ритм» (улица Цвиллинга, 33). После войны памятник перенесли на Лесное кладбище, а затем уже на Митрофановское кладбище на братскую могилу борцам за Советскую власть. Перенесли ли прах лётчика сюда же неизвестно.

 

К юго-востоку от пересечения улицы Блюхера с улицей Дарвина находятся дома Мебельного посёлка. Застройка этой территории начинается после войны, в конце сороковых годов. Первая улица посёлка - Мебельная - получила название в декабре 1949 г. Начало строительства жилых кварталов совпадает со временем образования в 1949 году Челябинской мебельной фабрики на базе артели "Мебельщик". Уже к 1953 году территория была в основном застроена, последние улицы посёлка оформляются к концу пятидесятых. Интересный факт - несмотря на то, что посёлок вырос именно при мебельной фабрике, первоначально его территорию занимали два посёлка с совершенно другими названиями: посёлок радиозавода и посёлок имени Маяковского.

 

Далее, к востоку от улицы Блюхера находится Лесное кладбище. На Лесном кладбище хоронили участников Великой Отечественной войны, умерших в челябинских госпиталях. 9 мая 1965 г. на кладбище было 156 могил, на каждой могиле была установлена мемориальная плита с указанием имён умерших. С мая 1965 г. по май 1975 г. на Лесном кладбище стояла бетонная скульптура воина-гранатомётчика. Кладбище было благоустроено и преобразовано в мемориал воинской славы к Дню 30-летия Победы. В мае 1975 г. здесь был открыт Памятник «Память». Авторы: скульпторы Л.Н. Головницкий и Э.Э. Головницкая, архитекторы Ю.П. Данилов и И.В. Талалай. Две женские фигуры в рост, удерживающие каску бойца, изготовлены из кованой меди.

 

За Лесным кладбищем путешествие продолжается уже по современному Уфимскому тракту. К западу от этого тракта находится посёлок АМЗ, название которого связано с тем, что там проживали работники Автоматно-механического завода. Дома посёлка выходят на берег Шершнёвского водохранилища. Посёлок граничит с городским бором. Обособлен Уфимским трактом. Образован в 1940-е гг. при строительстве завода. К посёлку АМЗ был присоединен старинный пос. Митрофановка, который до революции назывался хутором Михайловским, винокуренным заводом братьев Покровских. В 1960-е гг. при заполнении ложа Шершневского “моря” часть Митрофановки ушла под воду.

 

Автоматно-механический завод был основан в 1931 г. в Ярославле под названием “Ярославский механический завод № 62”. В 1932 г. произведена первая партия корпусов для снарядов. 7 ноября 1942 г. предприятие эвакуировано в Челябинск, где уже 12 декабря 1942 г. была выпущена первая партия снарядов. К концу 1945 г. завод освоил производство 17 новых видов продукции. С 1948 г. начался выпуск сельскохозяйственной техники. С конца 1957 г. завод специализировался на выпуске электротехнической продукции: магнитных пускателей, тепловых реле, установочных автоматов.

 

С Уфимского тракта по улицам Новоэлеваторной, 2-й Базовой и Корабельной маршрут приближается к своему конечному пункту – станции Шершни. Название улиц Новоэлеваторная и 2-я Базовая вполне понятны. Рядом находится элеватор, построенный уже в советские годы, в отличие от элеватора в центре города, строительство которого началось ещё до революции 1917 г. Поблизости также располагалось множество торговых баз различного назначения. А вот почему улицу Рабочую в 1949 г. переименовали в улицу Корабельную не очень понятно. Может быть, там поселились бывшие моряки?

 

В марте 2015 г. на фасаде станции Шершни была восстановлена памятная доска Меховову Михаилу Фёдоровичу, участнику Первой мировой войны, кавалеру трёх Георгиевских крестов. В 1917 г. М.Ф. Меховов создал боевую шахтерскую дружину. В марте 1918 г. к Челябинску приблизился воинский эшелона, в котором ехали из Сибири 800 вооруженных солдат и юнкеров в сторону Петрограда для борьбы с большевиками. В течение трёх дней Челябинский Совет предлагал им сдать оружие, но получил отказ. 180 красногвардейцев во главе с М.Ф. Мехововым окопались около этого разъезда Шершни. Эшелону разрешили следовать на запад. У разъезда Шершни поезд сбавил ход и Васенко, переодевшись в кочегара, отцепил паровоз, а машинист Лещин увёл его от эшелона. М.Ф. Меховов потребовал сдать оружие, но выстрелами из эшелона был убит.  В это время в тыл эшелона зашёл отряд рабочих из Челябинска. В результате солдаты и юнкера были вынуждены сдать оружие.

 

Конец экскурсии.

 

Обратное направление.

Путь следования экскурсионного автобуса: улица Корабельная, улица 2-я Базовая, улица Новоэлеваторная, Уфимский тракт, улица Блюхера, улица Воровского, улица Доватора, улица Дзержинского, улица Гагарина, Копейское шоссе, улица Трубников, улица Машиностроителей, Копейское щоссе.

 

Наш маршрут начинается около станции Шершни. В марте 2015 г. на фасаде станции Шершни была восстановлена памятная доска Меховову Михаилу Фёдоровичу, участнику Первой мировой войны, кавалеру трёх Георгиевских крестов. В 1917 г. М.Ф. Меховов создал боевую шахтерскую дружину. В марте 1918 г. к Челябинску приблизился воинский эшелона, в котором ехали из Сибири 800 вооруженных солдат и юнкеров в сторону Петрограда для борьбы с большевиками. В течение трёх дней Челябинский Совет предлагал им сдать оружие, но получил отказ. 180 красногвардейцев во главе с М.Ф. Мехововым окопались около этого разъезда Шершни. Эшелону разрешили следовать на запад. У разъезда Шершни поезд сбавил ход и Васенко, переодевшись в кочегара, отцепил паровоз, а машинист Лещин увёл его от эшелона. М.Ф. Меховов потребовал сдать оружие, но выстрелами из эшелона был убит.  В это время в тыл эшелона зашёл отряд рабочих из Челябинска. В результате солдаты и юнкера были вынуждены сдать оружие.

 

По улицам Корабельной, 2-й Базовой и Новоэлеваторной маршрут выходит на Уфимский тракт.  Название улиц Новоэлеваторная и 2-я Базовая вполне понятны. Рядом находится элеватор, построенный уже в советские годы, в отличие от элеватора в центре города, строительство которого началось ещё до революции 1917 г. Поблизости также располагалось множество торговых баз различного назначения. А вот почему улицу Рабочую в 1949 г. переименовали в улицу Корабельную не очень понятно. Может быть, там поселились бывшие моряки?

 

По Уфимскому тракту мы проезжаем мимо Автоматно-механического завода, который был основан в 1931 г. в Ярославле под названием “Ярославский механический завод № 62”. В 1932 г. произведена первая партия корпусов для снарядов. 7 ноября 1942 г. предприятие эвакуировано в Челябинск, где уже 12 декабря 1942 г. была выпущена первая партия снарядов. К концу 1945 г. завод освоил производство 17 новых видов продукции. С 1948 г. начался выпуск сельскохозяйственной техники. С конца 1957 г. завод специализировался на выпуске электротехнической продукции: магнитных пускателей, тепловых реле, установочных автоматов.

 

Далее находится посёлок АМЗ, название которого связано с тем, что там проживали работники Автоматно-механического завода. Дома посёлка выходят на берег Шершнёвского водохранилища. Посёлок граничит с городским бором. Обособлен Уфимским трактом. Образован в 1940-е гг. при строительстве завода. К посёлку АМЗ был присоединен старинный пос. Митрофановка, который до революции назывался хутором Михайловским, винокуренным заводом братьев Покровских. В 1960-е гг. при заполнении ложа Шершневского “моря” часть Митрофановки ушла под воду.

 

Путешествие с Уфимского тракта продолжается уже по улице Блюхера. Василий Блюхер в декабре 1917 г. избирался председателем Челябинского военно-революционного комитета, а во время Гражданской войны возглавлял рейд южноуральских партизан.

 

К востоку от улицы Блюхера по ходу движения нашей экскурсии находится Лесное кладбище. На Лесном кладбище хоронили участников Великой Отечественной войны, умерших в челябинских госпиталях. 9 мая 1965 г. на кладбище было 156 могил, на каждой могиле была установлена мемориальная плита с указанием имён умерших. С мая 1965 г. по май 1975 г. на Лесном кладбище стояла бетонная скульптура воина-гранатомётчика. Кладбище было благоустроено и преобразовано в мемориал воинской славы к Дню 30-летия Победы. В мае 1975 г. здесь был открыт Памятник «Память». Авторы: скульпторы Л.Н. Головницкий и Э.Э. Головницкая, архитекторы Ю.П. Данилов и И.В. Талалай. Две женские фигуры в рост, удерживающие каску бойца, изготовлены из кованой меди.

 

К юго-востоку от пересечения улицы Блюхера с улицей Дарвина находятся дома Мебельного посёлка. Застройка этой территории начинается после войны, в конце сороковых годов. Первая улица посёлка - Мебельная - получила название в декабре 1949 г. Начало строительства жилых кварталов совпадает со временем образования в 1949 году Челябинской мебельной фабрики на базе артели "Мебельщик". Уже к 1953 году территория была в основном застроена, последние улицы посёлка оформляются к концу пятидесятых. Интересный факт - несмотря на то, что посёлок вырос именно при мебельной фабрике, первоначально его территорию занимали два посёлка с совершенно другими названиями: посёлок радиозавода и посёлок имени Маяковского.

 

К западу от улицы Блюхера в глубине соснового бора расположено Митрофановское кладбище. Возможно, что захоронения на этом кладбище производились ещё до революции, но, в основном, в 1930-1950-е гг. На этом кладбище есть небольшая частично отгороженная территория, называемая «большевистским кладбищем». На этой территории стоит памятник борцам за Советскую власть. Этот памятник был установлен 1927 г. на могиле лётчика, умершего в годы гражданской войны. Памятник стоял там, где сейчас двор здания с бывшим магазином «Ритм» (улица Цвиллинга, 33). После войны памятник перенесли на Лесное кладбище, а затем уже на Митрофановское кладбище на братскую могилу борцам за Советскую власть. Перенесли ли прах лётчика сюда же неизвестно.

 

От улицы Рылеева до трамвайного кольца около областной больницы к востоку от улицы Блюхера (ранее этот участок назывался ул. Междугородняя) ещё в 1930-е годы началась застройка частными домами небольшого посёлка ИЗО (индивидуальный землеотвод). А юго-западнее территории областной больницы в 1920-1930-е гг. интенсивно разрабатывались каменные карьеры, щебень и камень с которых поставлялся на строительные площадки промышленных предприятий, в том числе и ЧТЗ, по железнодорожной ветке.

 

В связи с образованием в 1934 г. Челябинской области было принято решение о строительстве Челябинской областной больницы. Руководство строительством и подбор медицинского персонала были поручены С. З. Глуховскому, ставшему первым главным врачом больницы. К осени 1938 г. был построен двухэтажный хирургический корпус на 300 коек, а происшедшее 17 октября 1938 г. железнодорожное крушение на ст. Чумляк заставило облздравотдел принять решение об экстренном открытии областной больницы для приема пострадавших.

 

Так мы оказываемся на улице Воровского. Эта улица повторяет начало старого Уфимского тракта 18 века. Современное название улица получила в начале 1930-х годов в честь дипломата и литературного критика Вацлава Воровского.

 

В полукилометре к юго-востоку от улицы Воровского находится территория законсервированной радиовышки. После прекращения с 1 января 2014 г. радиовещания на длинных и средних волнах надобность в этой радиовышке отпала. Первая деревянная радиомачта РВ-72 высотой 100 метров была построена в Челябинске в 1934 г. на месте бывшей скотобойни Маренова. В одном из зданий этой скотобойни разместился обслуживающий персонал радиостанции. Рядом со скотобойней было так называемое «Мареновское кладбище», на котором в июне 1918 г. был похоронен Д.Колющенко, зарубленный казаками на нынешней площади Павших. Некоторые могилы, возможно и самого Колющенко до сих пор сохранились на территории законсервированной радиовышки. 

 

На перекрёстке улиц Воровского и Варненской расположены здания Медицинского университета. В 1944 г. на базе эвакуированного из Киева медицинского института был создан Челябинский медицинский институт, который в 1995 г. переименован в Медицинскую академию, а затем в Южно-Уральский государственный медицинский университет. Первые годы Челябинский медицинский институт располагался в здании бывшей школы по ул. Коммуны, 35. В 1960-е годы началось строительство нового комплекса зданий медицинского института на ул. Воровского. Строительство главного корпуса из этого комплекса было завершено в 1967 г.

 

В 1938 г. вводится в эксплуатацию трамвайная линия (маршрут №6) от улицы Труда по Свердловскому проспекту до Областной больницы (7,9 км). От пересечения Свердловского проспекта с улицей Воровского трамвайная линия проходила по улице Воровского, а не по улице Блюхера, как сейчас. Только после пересечения с улицей Доватора трамвай поворачивал по улице Образцова налево к улице Блюхера. Трамвайные рельсы были перенесены на улицу Блюхера полностью в начале 1970-х гг. после демонтажа железнодорожной ветки по ул. Курчатова.

 

Покидая улицу Воровского наше путешествие продолжается по улице Доватора, названной в честь Героя Советского Союза, погибшего при обороне Москвы.

 

В квартале, ограниченном улицами Блюхера, Сулимова, Доватора и Курчатова, жилых домов очень мало, в основном учебные заведения: два техникума и два колледжа, да общежития. Застраивался квартал в середине-конце шестидесятых. До этого здесь располагалась обширная барачная территория и два квартала частной застройки. Юго-западный угол квартала находится на территории бывшего кладбища. Рядом с остановкой находится Южно-Уральский государственный колледж. Создан в 1953 году как техникум дорожного машиностроения (готовил специалистов для завода им. Колющенко). В 1966 году был переименован в Механический техникум (скорее всего, примерно в это же время было построено это здание), в 1985 - в техникум промышленной автоматики, в 1991 - в колледж промышленной автоматики, а в октябре 2015 г. в Южно-Уральский промышленный колледж.

 

Ещё восточнее на южной стороне улицы Доватора находится памятник «Катюша». Можно без преувеличения сказать, что установка в Челябинске в 1975 г. легендарной "катюши" (так в годы войны называли реактивную ракетно-артиллерийскую установку (БМ-13) в качестве памятника стала неожиданностью для челябинцев. Ведь вплоть до 1972 г. мало кому было известно о производстве БМ-13 в нашем городе в годы Великой Отечественной войны. Оказалось, что еще летом 1941 г. завод им. Колющенко получил задание начать производство БМ-13 и снарядов М-13, а в декабре 1941 г. пятеро колющенцев уже получили правительственные награды за освоение выпуска "катюш". Первые машины тогда еще безымянных ракетных установок собирали на улице Труда, там, где сейчас находится одно из производственных помещений табачной фабрики (бывший гараж такси на пересечении улиц Елькина и Труда). Первые ракетные установки выпускали на сталинградских тракторах, позже на машинах "Шевроле", "Студебеккер". Каждый месяц армия получала 45 челябинских "катюш". Кроме того, за годы войны колющенцами было изготовлено свыше миллиона реактивных снарядов.

 

Далее, также к югу улицы Доватора находится территория бывшего посёлка Колупаевка. Отставной солдат Колупаев Егор Андреевич поселился около 1845 года на Нагорной улице в Заручейной части Челябинска. Его потомки имели заимку (поселение, занятое кем-либо по праву первого владения, вдали от освоенных территорий) на земле Челябинской станицы. Заимка постепенно, в течение многих лет, превратилась в маленькую лесную деревушку - Колупаевку.

 

Заселялся посёлок стихийно сходцами из разных уголков России; среди старожилов и жителей города пользуется дурной славой со дня образования и до сих пор. Позднее около Колупаевки был построен плужный завод фирмы «В.Г.Столль и К°», который в свою очередь привлек большое число рабочих, осевших в Колупаевке. В 1917 году Колупаевка оказалась в городской черте.

 

В начале улицы Доватора, к югу от неё находится трёхэтажный дом, два этажа которого надстроены над единственным сохранившимся зданием бывшего заводоуправления завода “Столль В. Г. и Ко”, основанного в 1898 г. Во время Первой мировой войны завод производил мины, бомбы, ручные гранаты. В июле 1919 г. завод был разрушен колчаковцами, которые вывезли в Сибирь 76 станков. После восстановления в 1922 г. заводу было присвоено имя Д. В. Колющенко. Этот завод в последующем назывался плужным, механическим, заводом дорожных и дорожно-строительных машин. С первых дней Великой Отечественной войны завод начал выпускать 120-мм мины, 152-мм артиллерийские снаряды, 250-кг фугасы, реактивные снаряды РС-152, было освоено производство ракетно-артиллерийской установки БМ-13 (“катюши”).

 

Минуя путепроводы через железнодорожные пути с улицы Доватора путь маршрута продолжается по улице Дзержинского, часть которой возникла ещё в 1930-е гг. и с 1934 г. называлась улицей Челюскинцев. Позже улицу назвали в честь Феликса Дзержинского, руководителя ЧК в 1920-е гг.

 

К северо-востоку от улицы Дзержинского расположена территория бывшей Сибирской слободы, основанной в 1897 г. строителями Сибирской железной дороги. К 1912 г. это слобода уже находилась в черте Челябинска, в последующие годы она слилась с посёлком Порт-Артур, который хаотично застраивался на рубеже 19–20 вв. железнодорожниками. Был именован по назван крепости Порт-Артур на Дальнем Востоке, прославившейся обороной во время русско-японской войны. Улица Курганская (проходит параллельно улице Барбюса) сохранила своё названия с момента основания более 10 лет тому назад.

 

В 0,5 км к югу от улицы Дзержинского в глубине квартала около школы № 128 находится памятник разведчику Николаю Кузнецову. В 1968 году на заседании Совета дружины школы № 128 постановили: Бороться за присвоение пионерской дружине имени Героя Советского Союза Н.И. Кузнецова. В 1970 году группа школьников поехала на Родину героя в деревню Зырянка Талицкого района Свердловской области. В 1972 году поисковый отряд побывал в местах, где воевал и погиб Николай Кузнецов (Ровно, Львов). Ребята собирали металлолом и на эти деньги заказали памятник. Авторами памятника, открытого в 1977 г. стали скульптор Бесчастнов И.В., участник Великой Отечественной войны, и архитектор Баранов Б.А.

 

С улицы Дзержинского маршрут поворачивает на улицу Гагарина, переименованную так из улицы Строителей после полёта Юрия Гагарина в 1961 году. На перекрёстке улиц Гагарина и Дзержинского в июле 1967 года в Челябинске в новом кинотеатре «Аврора», первом широкоформатном кинотеатре в Ленинском районе, состоялась премьера фильма «Маленький беглец». Большой экран, хороший звук и зал на 600 мест, отделка стен белыми плитами, просторный сквер перед входом – всё это было непривычно. Сразу же кинотеатр «Аврора» стал главным культовым местом Ленинского района. Фойе на втором этаже кинотеатра облюбовали художники, превратив его в выставочный зал.

 

Далее, к востоку на перекрёстке нынешних улиц Агалакова и 3 Сентября (названа по дате праздника Победы над Японией), а ранее на 3-м участке КБС находился кинотеатр «Урал». До войны в Ленинском районе не было кинотеатров. В 1945 г. были построены кинотеатры «27 лет РККА» (около озера Смолино) и «Победа» (в поселке завода «Сельмаш»), «Спартак» (в посёлке завода КПЗиС).  Кинотеатр «Урал» открылся в 1946 г. и демонстрация фильмов в нём продолжалась до 1968 г.

 

К западу от улицы Гагарина находятся дома бывшего посёлка КБС. В 1930-е в Челябинске начали строить завод №78-й или станкостроительный (ныне «Станкомаш»). Одновременно начали возводить посёлок многоэтажных домов. Посёлок КБС в плане представлял собой прямоугольник, образованный пятиэтажными домами с семиэтажками на торцах. Внутри этого каре расположилось шесть домов четырёхэтажных попроще, от первого до шестого, так и названных (КБС-1, КБС-2 и т.д.). Остальные дома были с хорошими, удобными квартирами, потолки повыше, окна побольше.  Первый дом посёлка КБС был заложен в июле 1932 г. на ул. “Челябинского рабочего”. В городок входили магазины, детские и культурные учреждения. Посёлок КБС был признан в числе лучших не только в городе, но и по всей стране.

 

На восточной стороне улицы Гагарина на фасаде здания Южно-Уральского государственного технического колледжа размещено панно «Завоевание космоса». Автор - художник В.Г. Мишин. Это здание для панно было выбрано потому, что оно находится в начале улицы им. Ю.А. Гагарина. Техника: византийская мозаика, прямой набор на блоки. Материал: смальта (многоцветная), изоляторы (белые), гранит (охристый, розовый, светло-серый, тёмно-серый). Площадь панно – 252 кв. м. Открытие состоялось 17 апреля 1976 г.

 

На углу улиц Харлова и Гагарина на стене здания, построенного в 1935-1936 годы, 27 ноября 1967 г. была размещена мемориальная доска, которая в 1972 г. заменена другой мраморной доской с барельефом Харлова. Автор барельефа скульптор П.Я. Фоминых. 1 августа 1965 года милиционер Харлов Леонид Александрович вместе с милиционером Филипповым и участковым уполномоченным Киселевым нес службу по охране общественного порядка трамвайно-троллейбусного диспетчерского пункта. На диспетчерский пункт было совершено нападение пьяных хулиганов. Леонид увидел убегающего нарушителя Костричкина и стал его преследовать. Костричкин поднял булыжник и, повернувшись, два раза ударил им по голове Харлова. От полученных травм милиционер скончался.

 

С улицы Гагарина наш экскурсионный маршрут поворачивает на Копейское шоссе - дорогу из Челябинска на угольные копи, которые и дали название городу Копейску. Копейск находится между озёрами Шелюгино, Вторым, Третьим, Четвертым, Курлады, Половинным и Курочкино. В 1904 г. в посёлке Тугайкуль (сейчас это почти центр Копейска) был обнаружен уголь, в 1907 гг. начались его разработки. Местные угольные шахты и поселки при них до образования Копейска в 1933 г. назывались посёлком Челябинские копи.  Шахтёры активно участвовали в революционных событиях и гражданской войне. В 1925 года коллектив рабочих Челябинских угольных копей «за помощь, оказанную Красной Армии 24 июля 1919 года, при занятии города Челябинска» был награждён Орденом (Боевого) Красного Знамени.С 1949 г. по 1976 г.  Челябинск и Копейск были соединены трамвайной линией, которая проходила в основном вдоль Копейского шоссе.

 

В 300 метрах к юго-востоку от шоссе, примерно в районе пересечения Шота Руставели и пер. Энергетиков, находилась парашютная вышка. Построена в середине тридцатых, простояла до шестидесятых годов. Начинающих парашютистов спускали оттуда под куполом на тросе. Дальше, за стадионом, были две огромные воронки правильной круговой формы, глубиной метров 30-50. В одной был устроен тир, где милиционеры стреляли, а зимой козырёк над мишенями использовался как трамплин. 

 

С Копейского шоссе путешествие по маршруту перемещается на «Т»-образную улицу Трубников, названную в честь работников трубопрокатного завода. К западу от этой улицы находится частное образовательное учреждение высшего образования "Челябинский институт экономики и права имени Максима Викторовича Ладошина». М.В. Ладошин был первым проректором института, созданного в 1996 году. Институт размещается в старом школьном здании, построенном в 1957 году. Ранее здесь находилась восьмилетняя школа №72.

 

А с улицы Трубников движение по маршруту продолжается уже по улице Энергетиков. Улица Энергетиков получила своё название в 1947 г., но возводить жилые дома здесь стали ещё в 1934-1940 гг., когда началось строительство Челябинской ТЭЦ (ныне ТЭЦ-1) в рамках программы сталинской индустриализации. Интересно, что строилась ЧТЭЦ не для отопления и электроснабжения города (здесь ещё и города-то в те годы не было), а для нужд так и не построенного газохимического комбината. По неизвестным причинам от сооружения газохимического производства в Челябинске отказались. Но финансирование строительства Челябинской ТЭЦ было продолжено, только теплоэлектроцентраль теперь уже должна была обслуживать город. Сама ТЭЦ была введена в строй только в январе 1942 года, но за эти 8 лет вокруг неё возникла обширная жилая застройка, которая до сих пор так и называется - "посёлок энергетиков" или "посёлок ТЭЦ-1".

 

К западу от бывшей плодово-ягодной станции или «Плодушки» и к югу от улицы Энергетиков находится место, где в 1864 году была построена Николаевская (Никольская) церковь (или храм во имя Святителя Николая Миркилийского).  Церковь была уничтожена в 1920-е гг. Осталось лишь здание келейного корпуса, которое с 1997 г. был переоборудовано в храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

 

Чуть южнее находится территория бывшей Монастырской заимки, которая была образована в 1860 году на отведённой от казны пахотной земле в количестве «пятидесяти десятин одна тысяча пятьсот сорок семь саженей» в 4-х верстах к юго-востоку от города Челябинска. Здесь был устроен монастырский хутор «Богомазовский лог»), иногда называемый Никольским, так как монастырь построил там маленькую каменную часовню, а потом, в 1864 году, обратил её в храм. Сёстры монастыря во второй половине XIX - начале XX вв. приложили немало усилий для организации и ведения коллективного садоводства на монастырском хуторе. В годы советской власти на этой уникальной территории была расположена плодово-опытная станция (с 1936 г. - опытно-производственное хозяйство «Садовое»), на которой была продолжена селекционная работа по созданию плодовых культур для региона Южного Урала. Тут известный селекционер П.А. Жаворонков получил свои первые гибриды. Даже теперь на территории бывшей монастырской заимки сохранились 64 вида растений монастырских посадок.

 

На южной стороне улицы Энергетиков находится двухэтажное здание средней школы №34, которое было построено в 1936 г. 6 мая 1972 г. на стене здания школы у главного входа была установлена мемориальная доска с барельефом (из алюминиевого сплава) Н.П. Алексеева. В настоящее время этот барельеф утерян и заменён фотографией Н.П. Алексеева. Николай стал учеником школы №34, а в 1940 г. поступает в ремесленное училище № 20. В августе 1942 г. Николай ушел в действующую армию. Фронтовая биография разведчика Николая Алексеева полна мужества и бесстрашия. На его счету 39 языков. Будучи командиром отделения разведки, гвардии – сержант Алексеев Н.П. был удостоен ордена Красной Звезды за то, что в августе 1944 г. во время ночного штурма города Раздымин (Польша) его отделение захватило радиостанцию, штабные документы немецкой воинской части. 15 января 1945 г., прикрывая отход товарищей автоматным огнем, Алексеев уничтожил четырех вражеских солдат, но был тяжело ранен и схвачен врагом. А на другой день, когда противник был выбит с занимаемых рубежей, наши бойцы обнаружили труп Николая Алексеева со следами варварских пыток.

 

Далее около улицы Энергетиков располагается Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего. Ранее здесь находилось профессионально-техническое училище №83, созданное в 1985 году в целях подготовки рабочих кадров для базового предприятия "Электромашина". В сентябре 1987 года училище приняло первых учеников, позже его переименовали в профессиональный лицей №83.Распоряжением правительства Челябинской области от 18 июня 2013 года Профессиональный лицей № 83 ликвидирован путем присоединения лицея к Челябинскому техникуму промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего. В сложное военное время руководство Трубопрокатного завода принимает решение о создании центров по подготовке рабочих кадров. Такими центрами были фабрично-заводская школа № 11 и ремесленное училище № 33, которые 7 февраля 1945 года были объединены (с 1962 г. – ПТУ №10). В 1996 году Профессиональному училищу №10 был присвоен статус лицея, а в марте 2011 года Профессиональный лицей №10 переименован в Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства.

 

С улицы Энергетиков маршрут проходит по улице Машиностроителей, названной так в честь рабочих нескольких заводов, расположенных вдоль неё. К северу от перекрёстка улицы Машиностроителей и Копейского шоссе расположены цеха Челябинского механического завода, предприятия по производству грузоподъемной техники. Этот завод построен на базе эвакуированного в Челябинск Харьковского котельно-механического завода и введен в эксплуатацию 21 января 1942 г. Первой продукцией завода было оборудование для котельных и Челябинской теплоэнергоцентрали. С 1946 г. завод стал специализироваться на изготовлении грузоподъемной техники – автомобильных стреловых и полноповоротных кранов грузоподъемностью 3 тонны. Впоследствии основной продукцией завода стали стреловые самоходные гусеничные дизель-электрические краны ДЭК-251 и ДЭК-631А и автомобильные краны (на базе автомобиля “Урал”) с телескопической стрелой, грузоподъемностью 25 т. Номенклатура автокранов в настоящее время включает в себя более 35 серийных моделей грузоподъемностью 25, 32, 40, 50 тонн на различных шасси.

 

Далее наш маршрут возвращается на Копейское шоссе, к югу от которого находятся сады садоводческого товарищества работников ТЭЦ-1 «Энергосад-1», созданного в 1953 г. Площадь 10,9 га; насчитывает 280 участков. Около садов остатки большого пруда. Первые два коллективные садоводческие товарищества в Челябинске появились в 1948-1949 гг. Принятое 24 февраля 1949 г. постановление Совета Министров СССР “О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих” положило начало широкому развитию коллективного и приусадебного садоводства. С 1948 г. по 1968 г. количество садоводческих товариществ в Челябинске возросло с 2 до 225.

 

К югу от Копейского шоссе находится улица Обуховская, название которой также связано с революционными событиями начала ХХ века. Эта улица названа в 1949 г. в честь Обуховского завода в Санкт-Петербурге. Завод был основан в мае 1863 года на Шлиссельбургском тракте в селе Александровском товариществом П. М. Обухова, Н. И. Путилова и С. Г. Кудрявцева по соглашению с Морским министерством. С 1884 года завод становится ведущим заводом России по производству торпед. В 1886 году завод куплен казной. На заводе производились 20 сортов стали, броня для кораблей, артиллерийские башенные установки, пушки разных калибров, снаряды, мины, пароходные коленчатые валы, стальные ружейные стволы и магазинные коробки для винтовок, налажено производство колёс, шин и осей для подвижного состава железных дорог России. В мае 1901 года на заводе произошла крупная стачка, переросшая в столкновение с полицией и войсками (Обуховская оборона). Во время революции 1905 года обуховцы одними из первых в Петербурге ввели явочным порядком 8-часовой рабочий день. Во время революции 1917 года на заводе был создан крупный отряд красной гвардии.

 

Двигаясь в сторону Копейска маршрут пересекает улицу Феди Горелова. Улица возникла в 1940 г. как улица Плеханова, с 1949 г. – Арматурная, современное название присвоено в 1965 г. в память о ещё одной жертве гражданской войны Феде Горелове. Федя родился в 1901 году в Миассе, учился в Миасском низшем ремесленном училище. Работать он начал на мельнице Дунаева, а потом на напилочном заводе.  В декабре 1917 года он вступил в отряд Красной гвардии. 27 мая 1918 года Федя Горелов в составе отряда Красной Гвардии отбыл в Златоуст на подавление вооружённого мятежа чехословацкой части. В это время такой же вооружённый мятеж произошёл в Миассе. Отряд двинулся в Миасс и 31 мая попал в засаду у горы Моховой. Уцелевшего Федю Горелова чехи схватили и повели в город. Федя был повешен на сосне, на окраине города.

 

Наша экскурсия завершается на Копейском шоссе не доезжая полукилометра на восток до посёлка Фатеевка, на севере которого была обнаружена братская могила. В конце июля 1919 г. 27-я дивизия 5-й Красной Армии вела бои на окраине Челябинска.  Один из отрядов 243-го Петроградского полка сражался недалеко от поселка Фатеевка. Погибших пятнадцать красногвардейцев и командира похоронили в братской могиле на окраине поселка. К 1930-м годам деревянный обелиск и ограда разрушились, могила была заброшена и заросла. В 1971 г. ученики школы №51 обнаружили среди заросших окопов братскую могилу. На ней был установлен новый мраморный памятник с текстом, написанным челябинским писателем Марком Гроссманом, посвященный погибшим красногвардейцам.

 

 

Конец экскурсии.


Автор: Латышев Ю.В.

Редактор экскурсионной программы: Гейн А.Е.