экскурсионный маршрут "Энергетический" - Копейск - Теплотехнический институт

ОПИСАНИЕ ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ ЭКСКУРСИОННОГО АВТОБУСА:

Копейск – теплотехнический институт

"Энергетический"

 

Наше путешествие начинается в центре города Копейска, который граничит с восточной окраиной Челябинска (Ленинским районом). Население - 146 тысяч жителей. За 20 лет численность населения в Копейске выросла почти в 2 раза. Копейск находится между озерами Шелюгино, Вторым, Третьим, Четвертым, Курлады, Половинным и Курочкино. С Челябинском связан Копейским шоссе. До революции это была территория Оренбургского казачьего войска. В 1904 г. в пос. Тугайкуль был обнаружен уголь, в 1906 г. начались его разработки. Местные угольные шахты и поселки при них до образования города Копейска в 1933 г. назывались посёлком Челябинские копи. Городом областного подчинения Копейск стал 20 октября 1935 г.

 

Челябинские копи. В штреке. 1930 год. Фотография предоставлена В. Колмогоровым (г. Копейск)

 

Далее, двигаясь по улице Калинина, мы пересекаем улицу Темника. Эта улица названа в честь Абра́ма Матве́евича Те́мника (19 октября 1907 — 29 апреля 1945) — участника Великой Отечественной войны, командира 1-й гвардейской танковой бригады 8-го гвардейского механизированного корпуса 1-й гвардейской танковой армии 1-го Белорусского фронта, Героя Советского Союза, гвардии полковника. Абрам Темник родился в семье рабочего. Еврей. Окончил 7 классов. Работал помощником машиниста на мельнице. В РККА с 1929 г. Член ВКП(б) с 1930 года. Окончил военно-политическое училище в 1937 году. Участник боёв на реке Халхин-Гол в 1939 году. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Окончил Высшие военно-политические курсы в 1943 году, КУОС при Военной академии бронетанковых и механизированных войск Красной Армии в 1944 году. Умело организовал боевые действия бригады 15—28 апреля 1945 года в ходе Берлинской операции. Был ранен, но остался в строю. За этот период танкисты бригады уничтожили 194 орудия противника и захватили 23 орудия, 9 танков. Убит 29 апреля 1945 года. В городе Копейске в эвакуации и после войны проживали родители А. М. Темника.

 

Абра́м Матве́евич Те́мник (19 октября 1907— 29 апреля 1945).
Источник: http://ta-1g.narod.ru/mem/smolensk/b_5/foto/b5_foto.html

 

С улицы Калинина мы поворачиваем на улицу Ленина. В начале Великой Отечественной войны из Украины в Копейск был эвакуирован Горловский машиностроительный завод имени С. М. Кирова. Мощности предприятия были объединены с существовавшим ранее в городе рудоремонтным заводом. 28 ноября 1941 года предприятие начало выпуск продукции на нужды фронта. В 1942 году завод был перепрофилирован на гражданские нужды; было налажено производство горношахтного оборудования, врубовых машин, насосов и вентиляторов. В 1943 году на предприятии была разработана и запущена в производство новая врубовая машина «Копейская мощная пульсирующая—1», за изобретение которой группе заводских инженеров была присуждена Сталинская премия. В 1946 году предприятие приступило к производству угольных комбайнов марки «Кировец», «Абакумова» и «Макарова». А спустя ещё два года на предприятии был собран первый в СССР шагающий экскаватор ЭШ-1. В 1950 году продукция завода была поставлена на экспорт — в Польшу, Болгарию и Китай. В 1964 году на предприятии был разработан комбайн ПК-10 для добычи калийной руды. За досрочное выполнение планов 9-й пятилетки коллектив завода в 1976 году был удостоен ордена Трудового Красного Знамени. В 1980 году была собрана тысячная погрузочная машина 2ПНБ2Б. С 1988 года горнопроходческие комбайны (ГПК), произведённые на предприятии, стали использоваться при строительстве линий Московского метрополитена. В 1990-х годах предприятие было реорганизовано в акционерное общество. Также в этом периоде была разработана новая машина для погрузки калийных руд и соли — К-500. С 2004 по 2010 год на заводе прошло перевооружение оборудования. В 2008 году на заводе были разработаны проходческий комбайн КП21-02 и проходческо-очистной комбайн «Урал-20Р». В 2012 году предприятие перешло под контроль компании «Сибуглемет».

 

Образцы продукции завода имени Кирова. 2018 год. Фото: Ю. Латышев

 

Затем мы с улицы Ленина поворачиваем налево на проспект Ильича. Проспект Ильича - бывший Маленкова. Получил название Маленкова в 1952, переименован 17.10.1957.

 

До 1917 шахтеры Челябкопей, недовольные тяжелыми условиями труда, активно участвовали в забастовочном движении; в 1917 г. большинство из них поддержало Советскую власть. В Гражданскую войну, в ходе Челябинской операции, в районе Челябкопей развернулись ожесточённые бои; в период власти белых действовало большевистское подполье. При отступлении белые демонтировали и вывезли значит. часть оборудования, с ними эвакуировались и многие специалисты горного дела. В 1925 года коллектив рабочих Челябинских угольных копей «за помощь, оказанную Красной Армии 24 июля 1919 года, при занятии города Челябинска» был награждён Орденом (Боевого) Красного Знамени.

 

1925 год. Из книги: «110 фактов из жизни Копейска». Челябинск, 2017

 

С проспекта Ильича мы переезжаем проспект Славы. Проспект Славы - бывшая улица Кирова. Переименование произошло в начале 1960-х гг.

 

Заметка из газеты и фото Леонтия Федячкина. Источник: https://kr-gazeta.ru/obshchestvo/42816.html

 

В 1928 г. после образования рабочего посёлка Копи начаты строительство крупных шахт (№ 12,20,21,22-капитальная, 23,205, «Капитальная»-22) и реконструкция шахты«Красной горняцки». С пуском ЧГРЭС для механизации и электрификации шахт и строящихся предприятий в Копейске были введены в эксплуатацию Северная (посёлок ЧГРЭС) и Южная (Старокамышинск) подстанции. В период индустриализации, создания 2-й угольно-металлургической базы Советского Союза — Урало-Кузбасса, Копейск стал крупным центром угледобычи. Севернее города началось сооружение комплекса из двух шахт по подземной газификации угля путем неполного сгорания для получения газового топлива. Вступили в строй два завода оборонного назначения. В годы первых пятилеток копейские шахтеры начали добывать уголь методом лавы. В стахановском движении участвовали многие копейчане. Л. Федячкину, первому среди уральских горняков, присвоено звание Героя Социалистического Труда. При этом, в течение нескольких десятилетий на копейских шахтах широко применялся принудительный труд спецпереселенцев, раскулаченных крестьян, в 1940-х гг.— трудармейцев, высланных из Прибалтики и западных областей Украины. В 1940 г. объем добычи угля превысил показатели 1913 г. в 23 раза. Постановлением ВЦИК 20 июня 1933 г. Копейск получил статус города); с 20 августа 1935 г. — город областного подчинения.

 

С проспекта Славы мы перемещаемся на проспект Победы. Проспект Победы – бывшая улица Пионерская. Переименована Пионерская в проспект 20.04.1965 в честь 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

 

В годы Великой Отечественной войны Копейск был не только поставщиком угля: с размещением на его территорию пяти эвакуированных предприятий здесь получило развитие машиностроение. На базе предприятия из Горловки был создан завод горных машин им. С. М. Кирова (ныне Копейский машиностроительный завод, выпускает более 85% российских проходческих комбайнов. Из 9 тысяч кадровых горняков на шахтах осталось меньше 1,5 тысяч. Но всё-таки на шахтах в годы войны среднесуточная добыча угля составляла 12—13 тысяч тонн. Трудящиеся Копейска включились в движение «Всё для фронта! Всё для победы!», выступили инициаторами почина «Девушки, в забой!». Всего в городе было организовано более 20 женских молодежных бригад, объединивших около 400 человек. За годы войны горняки Копейска добыли более 16 млн. тонн угля; было проложено 16 новых шахт.

 

Шахтёрки Копейска. Источник: http://rd-zeitung.eu/ru/оболганные-и-депортированные/

 

Проспект Победы по ходу нашего маршрута пересекает улицу Хохрякова. Семён Васи́льевич Хохряко́в (31 декабря 1915— 17 апреля 1945) — дважды Герой Советского Союза (1944, 1945), майор (1942). В подростковом возрасте остался сиротой. В Красной Армии с 1937 года. Участник боёв с японскими захватчиками на реке Халхин-Гол в 1939 году. Член ВКП(б) с 1939 года. Окончил Военно-политическое училище (1939), курсы усовершенствования комсостава при Высшей бронетанковой школе (1943). В июне 1941 года политрук. В ходе войны комиссар, затем заместитель командира танкового батальона по политчасти на Западном и Калининском фронтах, с 1944 г. — командир танкового батальона 54-й гвардейской танковой бригады 3-й гвардейской танковой армии. Танковый батальон С. В. Хохрякова освобождал города Староконстантинов и Проскуров в 1944 году, Ченстохова и Бунцлау (Болеславец) в 1945 году. Под Староконстантиновом батальон Хохрякова, в котором оставалось 4 танка, победил в бою c 25-ю танками противника, из которых экипаж Хохрякова уничтожил 3 танка. В составе армии Рыбалко под Проскуровом батальон Хохрякова, состоявший из 7 танков с приданной ему ротой автоматчиков, в бою против около 40 танков и батальона пехоты уничтожил 10 танков, 22 САУ и более 300 солдат и офицеров. В том числе сам Хохряков уничтожил 4 танка и 6 САУ. За умелое командование батальоном в боях за город Проскуров и личный героизм удостоен звания Героя Советского Союза. «Особенно блистательная военная операция была проведена комбатом Хохряковым С. В. под городом Ченстоховом, когда его батальон, пройдя с боями более 200 километров и освободив этот польский город от фашистов, открыл путь основным силам Советской Армии на территорию гитлеровской Германии». За подвиги, совершённые при форсировании рек Нида, Пилица, Варта и в боях за город Ченстохова, награждён второй медалью «Золотая Звезда». Погиб в бою у села Гари на территории Германии, близ Котбуса, примерно в 100 км от Берлина 17 апреля 1945 года во время Котбус-Потсдамской операции (часть Берлинской операции). Похоронен в Василькове, Киевская область. В городе Копейск ежегодно проводится турнир по боксу памяти С. В. Хохрякова. Копейская секция бокса школы олимпийского резерва дала ряд чемпионов России, СССР, Европы, мира — членов олимпийских сборных СССР и России. В городе Копейске на улице Хохрякова установлен ему памятнику, а также имя Семена Васильевича Хохрякова присвоено Копейскому политехническому колледжу.

 

Памятник Хохрякову. Историческая и современная (2018 год, фото – Ю. Латышев) фотографии

 

Далее мы приближаемся к АО «Завод «Пластмасс», который уже более 70 лет успешно трудится в составе оборонно-промышленного комплекса страны. Сегодня предприятие успешно сочетает в своей структуре выпуск продукции, как военного, так и промышленного назначения. Специализация завода - производство современных боеприпасов к различным артиллерийским комплексам и некоторых видов авиационных средств поражения (АСП) - неуправляемых авиационных ракет. Наряду с поставками для Министерства обороны Российской Федерации, продукция военного назначения успешно экспортируется в рамках военно-технического сотрудничества с другими государствами. Этот завод также - одно из ведущих предприятий по производству промышленных взрывчатых веществ из утилизированных устаревших видов боеприпасов. В их расснаряжении применяются уникальные безопасные, ресурсосберегающие и экологически безвредные технологии, что позволяет высвободить ценное вторичное сырье, продукты и материалы. Завод - единственный на Южном Урале производитель классических промышленных взрывчатых веществ, применяемых в горнодобывающей промышленности, в дорожном строительстве, при добыче благородных металлов и в других отраслях народного хозяйства. Кроме классических промышленных ВВ завод производит водосодержащие эмульсионные взрывчатые вещества – эмульсены. Одно из развивающихся направлений работы завода – получение наноалмазной шихты методом взрыва для производства ультрадисперсных и поликристаллических наноалмазов.

 

АО «Завод «Пластмасс». Источник: http://pravdaurfo.ru/articles/171396-podryadchiki-proignorirovali-konkursy-aktiva

 

Затем по нашему маршруту мы пересекаем улицу Репина, которая появилась в 1948-1949 гг. Названа в честь Ильи Ефи́мовича Ре́пина (24 июля [5 августа] 1844, Чугуев, Российская империя — 29 сентября 1930, Куоккала, Финляндия) — русского художника-живописца. Сын солдата, в юности работал иконописцем. Занимался в Рисовальной школе под руководством И . Н. Крамского, продолжил обучение в Петербургской Академии художеств. С 1878 года — член Товарищества передвижных художественных выставок. Академик Императорской Академии художеств. Профессор — руководитель мастерской (1894—1907) и ректор (1898—1899) Академии художеств, преподаватель школы-мастерской Тенишевой; среди его учеников — Б. М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, Н. И. Фешин. Непосредственный наставник В. А. Серова. Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации. Стихией художника была современность, и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина — «энциклопедия пореформенной России». Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.

 

Источник: http://www.langwl.ru/moi-kollekcii/moi-otkrytki/russkie-khudozhniki/repin-ilya-efimovich/

 

Если Репин имеет к Копейску косвенное отношение, то есть художники с копейскими корнями. Так, Леонид Абрамович Пинчевский родился 5 сентября 1942 г. в Копейске, где его семья находилась в эвакуации из Бельц в годы войны; вырос в Бельцах, куда родители возвратились в 1947 году и чьи дома впоследствии стали центральной темой его творчества. В 1954—1959 годах учился в Кишинёвском художественном училище; в 1962 году окончил Художественную академию в Кишинёве и возвратился в Бельцы, в 1968 году стал членом Союза художников СССР.] В 1967 году стал лауреатом премии комсомола Молдавии имени Бориса Главана. С 1982 года после нескольких лет в отказе — в США, поселился в Нью-Йорке. Вместе с Михаилом Эпштейном организовал в декабре 1999 года в Нью-Йорке интеллектуальный проект «Лаборатория современной мысли» (ЛСМ). Вёл рубрику «Моя галерея», посвящённую художникам российской эмиграции, в газете «Московские новости», печатался в нью-йоркской газете на идише «Форвертс». Занимался иллюстрацией книг современной американской детской литературы, росписью казино в Лас-Вегасе, дизайном интерьеров.

 

Художник Леонид Пинчевский. Источник: http://www.runyweb.com/articles/18/leonid-pinchevsky-interview.html

 

Продолжаем путешествие по Копейскому шоссе, которое соединяет Челябинск с шахтёрским городом Копейском. Копейск находится между оз. Шелюгино, Вторым, Третьим, Четвертым, Курлады, Половинным и Курочкино. В 1904 г. в посёлке Тугайкуль (сейчас это почти центр Копейска) был обнаружен уголь, в 1907 гг. начались его разработки. Местные угольные шахты и поселки при них до образования Копейска в 1933 г. назывались посёлком Челябинские копи. Шахтёры активно участвовали в революционных событиях и гражданской войне. С 1949 г. по 1976 г. Челябинск и Копейск были соединены трамвайной линией, которая проходила в основном вдоль Копейского шоссе.

 

Трамвайная линия до Копейска. Источник: https://hornews.com/news/Tram_kopeisk/

 

Далее мы проезжаем мимо посёлка Фатеевка, на севере которого есть братская могила. В конце июля 1919 г. 27-я дивизия 5-й Красной Армии вела бои на окраине Челябинска. Один из отрядов 243-го Петроградского полка сражался недалеко от поселка Фатеевка. Погибших пятнадцать красногвардейцев и командира похоронили в братской могиле на окраине поселка. К 1930-м годам деревянный обелиск и ограда разрушились, могила была заброшена и заросла. В 1971 г. ученики школы №51 обнаружили среди заросших окопов братскую могилу. На ней был установлен новый мраморный памятник с текстом, написанным челябинским писателем Марком Гроссманом, посвященный погибшим красногвардейцам.

 

Памятник в Фатеевке. Источник: https://arhistrazh.livejournal.com/47373.html

 

Вскоре Копейское шоссе пересекает улица Феди Горелова. Улица возникла в 1940 г. как улица Плеханова, с 1949 г. – Арматурная, современное название присвоено в 1965 г. в память о ещё одной жертве гражданской войны Феде Горелове. Федя родился в 1901 году в Миассе, учился в Миасском низшем ремесленном училище. Работать он начал на мельнице Дунаева, а потом на напилочном заводе. В декабре 1917 года он вступил в отряд Красной гвардии. 27 мая 1918 года Федя Горелов в составе отряда Красной Гвардии отбыл в Златоуст на подавление вооружённого мятежа чехословацкой части. В это время такой же вооружённый мятеж произошёл в Миассе. Отряд двинулся в Миасс и 31 мая попал в засаду у горы Моховой. Уцелевшего Федю Горелова чехи схватили и повели в город. Федя был повешен на сосне, на окраине города.

 

Федя Горелов и дом, где он жил. г. Миасс. Источник: https://arhistrazh.livejournal.com/89591.html

 

Ещё дальше, к югу от Копейского шоссе находится улица Обуховская, название которой также связано с революционными событиями начала ХХ века. Эта улица названа в 1949 году в честь Обуховского завода в Санкт-Петербурге. Завод был основан в мае 1863 года на Шлиссельбургском тракте в селе Александровском товариществом П. М. Обухова, Н.И. Путилова и С. Г. Кудрявцева по соглашению с Морским министерством. С 1884 года завод становится ведущим заводом России по производству торпед. В 1886 году завод куплен казной. На заводе производились 20 сортов стали, броня для кораблей, артиллерийские башенные установки, пушки разных калибров, снаряды, мины, пароходные коленчатые валы, стальные ружейные стволы. В мае 1901 года на заводе произошла крупная стачка, переросшая в столкновение с полицией и войсками (Обуховская оборона). Во время революции 1905 года обуховцы одними из первых в Петербурге ввели явочным порядком 8-часовой рабочий день. Во время революции 1917 года на заводе был создан крупный отряд красной гвардии.

 

Обуховская оборона. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Обуховская_оборона

 

Далее, к югу от Копейского шоссе расположены участки садоводческого товарищества работников ТЭЦ-1 «Энергосад-1», созданного в 1953 г. Площадь 10,9 га; насчитывает 280 участков. Около садов остатки большого пруда. Первые коллективные садоводческие товарищества в Челябинске появились в 1948 -1949 гг. Принятое 24 февраля 1949 г. постановление Совета Министров СССР “О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих” положило начало широкому развитию коллективного и приусадебного садоводства. С 1948 г. по 1968 г. количество садоводческих товариществ в Челябинске возросло с 2 до 225.

 

Сады около Копейского шоссе. Источник: https://ssgen.livejournal.com/366375.html

 

К северу от Копейского шоссе расположены цеха Челябинского механического завода, предприятия по производству грузоподъемной техники. Этот завод построен на базе эвакуированного в Челябинск Харьковского котельно-механического завода и введен в эксплуатацию 21 января 1942 г. Первой продукцией завода было оборудование для котельных и Челябинской теплоэнергоцентрали. С 1946 г. завод стал специализироваться на изготовлении грузоподъемной техники – автомобильных стреловых и полноповоротных кранов грузоподъемностью 3 тонны. Впоследствии основной продукцией завода стали стреловые самоходные гусеничные дизель-электрические краны ДЭК-251 и ДЭК-631А и автомобильные краны (на базе автомобиля “Урал”) с телескопической стрелой, грузоподъемностью 25 т.

 

Челябинский механический завод. Источник: https://www.cmz.ru

 

Затем мы приближаемся к предприятию “Станкомаш” (ранее завод № 78) - первенцу крупного станкостроения на Урале, который вступил в строй действующих 16 мая 1935 г. В 1937 г. заводу было присвоено имя С. Орджоникидзе. Великая Отечественная война предопределила развитие этого завода как предприятия оборонного комплекса: производство станков было полностью прекращено, в кратчайшие сроки на заводе освоили выпуск корпусов и башен танка КВ, организовали ремонт бронезащиты, ходовой части, вооружения, наладили производство бронебойных снарядов, комплектующих для реактивных установок БМ-13 (“Катюш”). В 1946 г. было начато изготовление буровых установок. В 1940-е гг. годы завод освоил производство запасных частей для тракторов и других сельскохозяйственных машин. В середине 1950-х гг. было возобновлено производство станков.

 

1930-е годы. Строительство завода «Станкомаш». Из альбома группы «Челябинская старина» (социальная сеть «Одноклассники»)

 

К западу от Копейского шоссе находится территория бывшей Сибирской слободы – посёлка работников железной дороги, возникшего в 1897 году рядом с вокзалом. Занимал он территорию между железнодорожным полотном и железнодорожной веткой, которая наискосок, примерно по уровню нынешней улицы Пограничной, шла к песчаному карьеру, который находился в районе нынешней улицы Барбюса. Улица Пограничная первоначально называлась Граничной - это название указывает на разграничение двух территорий – Сибирской слободы и казачьего Шугаевского посёлка. Северная часть территории, где сейчас находится автодром ГИБДД, была сильно заболочена из-за протекавшей там реки Игуменки. За посёлком находились скотобойня и пожарное депо, дальше шумел берёзовый лесок.

 

Сибирская слобода. 1950-е годы. Из альбома группы «Челябинская старина» (социальная сеть «Одноклассники»)

 

С Копейского шоссе выезжаем на улицу Рождественского. Автомеханический завод был создан в 1941 г. как завод по производству передвижных электростанций на базе эвакуированных в Челябинск херсонских заводов передвижных электростанций, комбайнового им. Перовского и завода электромонтажных механизмов из подмосковного г. Пушкино. В годы Великой Отечественной войны это предприятие выпускало продукцию для танкового завода. С 1 января 1942 г. предприятие стало именоваться заводом электромонтажных механизмов № 3. После войны было начато производство монтажных лебедок, гидравлических прессов, строительных кранов, узколинейных мотовозов для работы в карьерах. В 1952 г. завод получил современное название. В 1959 г. он был объединен с построенным в 1947–1949 гг. авторемонтным заводом. В дальнейшем специализировался на производстве комплектующих деталей (клапанов и толкателей клапанов) для автомобильных и моторных заводов страны.

 

Автомеханический завод. Источник: https://chelchel-ru.livejournal.com/534661.html

 

Затем мы поворачиваем на проспект Ленина и выезжаем на Комсомольскую площадь, которая получила своё название в 1967 г. Здесь в 1942 г. вручали боевое знамя бойцам 97-й танковой бригады перед отправкой на фронт. В канун 20-летия Победы в Великой Отечественной войне на этой площади на постамент был водружен танк ИС-3 (Объект 703) — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны, запущенный в серийное производство в последние её дни и не успевший принять в ней участие. Это памятник труженикам Танкограда (ещё раз напоминаем, что это неофициальное названия Челябинска в годы войны). В годы войны эвакуированный в Челябинск Кировский завод дал фронту 18 тыс. танков и самоходных орудий, 48,5 тыс. танковых моторов. На пьедестале высечены слова: “Уральцы, вам, чьи руки золотые ковали здесь Победу над врагом”.

 

Памятник «Танк» на Комсомольской площади. Источник: http://arhistrazh.livejournal.com/40943.html

 

Далее наша экскурсия продолжается по проспекту Ленина – главной улице Челябинска. Проехав по проспекту Ленина к западу до пересечения с улицей Артиллерийской, мы справа видим торгово-развлекательный комплекс «Горки», на месте которого ранее находился завод «Строммашина», образованный в 1942 году на базе эвакуированного из Ленинграда завода "Нефтеприбор". Тогда перед ним была поставлена задача переоборудования автомобильных бензиновых двигателей на газогенераторные и освоения производства авиабомб ФАБ-50. До 1948 года это был номерной "завод №8 Наркомата Строительных Материалов". Выпуск мирной продукции начинается уже в 1944 - это были вибростанки для производства шлакоблоков. В послевоенные годы начинается выпуск строительной спецтехники, а также продукции военного назначения - машины для укладки аэродромных плит, тележки для перевозки ракет, топливозаправщики, передвижные комплексы для ремонта ракетной техники. После 2000 года спрос на спецтехнику для оборонки падает, предприятие испытывает серьёзные трудности. В конце 2003 года "Строммашину" поглощает "Уралтрак". Собственная территория предприятия площадью 50 тыс. кв. м выводится из земель промышленного производства, и в 2004 году на ней начинается строительство торгово-развлекательного комплекса "Горки".

 

Территория завода «Строммашина» в 1977 г. и 2015 г. Источник: https://chelchel-ru.livejournal.com

 

За железнодорожным виадуком в 1941-1944 гг. на границе Центрального района у железнодорожной насыпи к северу от проспекта Ленина находились склады НКВД. К ним походила специальная железнодорожная ветка. Склады окружали вышки для стрелков, окопчики с пулемётными гнёздами. В эти годы в Челябинске хранился золотой запас Советского Союза. По воспоминаниям очевидцев, во время возвращения золотого запаса в Москву каждый золотой слиток несли двое солдат, вокруг было не счесть охранников с винтовками и автоматами. Позже в помещениях бывших складов разместили областную типографию. Премудростям печатного производства обучали военнопленные немцы. Полиграфическое оборудования для типографии поступила тоже из Германии в счёт репараций.

 

Здесь в годы Великой Отечественной войны хранился золотой запас Советского Союза.
Вид с высоты – 1977 год. Источник: https://chelchel-ru.livejournal.com

 

Далее по нашему маршруту, справа за пятиэтажными домами расположено здание Центрального рынка, которое было построено в 1965 г. на площади МОПРа. Именована в 1926 г. в честь Международной организации помощи борцам революции (МОПР), действовавшей в 1922–1947 гг. Ранее эта площадь называлась Архиерейской потому, что именно здесь находился так называемый "архиерейский дом" - двухэтажный особняк, приобретенный у некоего Крупышева для размещения Челябинского викария - церковного наместника Оренбургской епархии, назначенного в 1908 году. После революции архиерейский дом использовался сначала как жилой, а затем для размещения учебного пункта школы милиции и простоял до середины 1980-х годов.

 

В трёх кварталах к востоку от Южной площади (ныне площади Революции) напротив конного базара в 1909-1914 гг. был построен Римско-католический или как его называли «Польский» костёл. В 1929 г. была развернута борьба с религией и костел закрыли. Здание бывшего костёла было снесено в середине 1930-х гг. На этом месте сейчас дом по проспекту Ленина, 43. На другой стороне пр. Ленина наискосок от места бывшего костёла перед войной было построено здание торгового назначения. В 1941 г. в этом здании разместился Наркомат танковой промышленности, а в 1944 г. здесь начали заниматься первые студенческие группы будущего Челябинского политехнического института. С 1949 г. здание передали под филиал Челябинского универмага, а в 1966 г. здесь был организован специализированный магазин «Детский мир».

 

Здание магазина «Детский мир». 1940-е и 1970-е гг.
Из альбома группы «Челябинская старина» (социальная сеть «Одноклассники»)

 

Наконец мы приближаемся к самой центральной площади Челябинска – площади Революции. До начала ХХ века это было заброшенное место около Казанско-Богородицкого кладбища (на месте кладбища – здание с магазином «Ритм»). В 1903 г. на западной части Южной площади, как она тогда называлась, было построено здание Народного дома. Южнее расположилось таможня (в доме Перцева). Современный ансамбль площади Революции (так переименовали в 1920 г. бывшую Южную площадь) начал формироваться в конце 1920-х гг. В настоящее время эта площадь представляет уникальное место, где представлены образца всех стилей архитектуры, начиная с 1900-х гг. и до начала XXI века. Каждое десятилетие отражено в каком-нибудь из зданий, окружающих площадь Революции.

 

Площадь Революции. 1917 и 1950 гг. Из альбома группы «Челябинская старина» (социальная сеть «Одноклассники»)

 

С площади Революции мы поворачиваем на улицу Цвиллинга. В 1736 г. северо-западнее места, где сейчас расположен театр оперы и балета, была построена Челябинская крепость. Постепенно вокруг этой крепости начали появляться жилые дома, город начал расти. Рядом с крепостью был построен Христорождественский собор. Площадь около собора стали называть Христорождественской или Соборной. Именно здесь в 1774 г. проходили главные события во время Пугачёвского бунта. В XIX веке эта площадь была главным торговым центром Челябинска, на ней было располагались многочисленные лавок. Площадь стали также называть Торговой. Большие каменные здания бывших лавок и магазинов на этой площади просуществовали до середины 1950-х годов. На месте снесённого в 1932 г. Христорождественнского собора устроили трамвайное кольцо. Перед войной к югу от этого места построили здание Театра оперы и балета, который принял своих первых зрителей только в 1956 г.

 

Христорождественский собор. 1900-е и 1920-е годы. Из альбома группы «Челябинская старина» (социальная сеть «Одноклассники»)

 

Далее мы сворачиваем на улицу Труда, а затем по мосту через реку Миасс подъезжаем по улице Кирова к бывшей Сенной площади. Это место можно назвать культурным и торговым центром как старого, так и современного Заречья. Ещё в XVIII веке из центральной части Челябинска была перенесена деревянная Никольская церковь, которую переименовали в Троицкую. Позже для этой церкви было построено каменное здание, а начале ХХ века возведено новое прекрасное строение, сохранившееся до наших дней. Ближе к реке на Хлебной площади располагался Сенной рынок, на котором торговали сеном, зерном, мукой, лесом и другими товарами. После революции Троицкую церковь закрыли, в ней разместили музей. После войны был построен кинотеатр «Родина», а затем и цирк. Западнее бывшего сенного рынка построили здание торгового центра. В настоящее время Троицкая церковь возвращена прихожанам, а в бывшем кинотеатре «Родина» разместили орган.

 

Старый и новый Троицкие храмы. 1900-е гг. и 1931 г.
Из альбома группы «Челябинская старина» (социальная сеть «Одноклассники»)

 

Основные жилые районы старого Челябинска окружали со всех сторон света бульвары: Восточный, Южный, Западный и Северный. Последний как раз и находился там, где сейчас расположена улица Калинина. От старого Челябинска сохранилось два здания, ранее находившихся на Северном бульваре: здание кукольного театра (ранее – Мужское Кутузовское начальное училище) и здание паспортного стола Калининского ДЕЗ (ранее – дом Кедрова, построенный в 1887-1888 гг.).

 

Бывший дом Кедрова и здание кукольного театра. 1970-е годы.
Из альбома группы «Челябинская старина» (социальная сеть «Одноклассники»)

 

Улица Кирова завершается около теплотехнического института. В начале ХХ века это была северная окраина Челябинска, ещё севернее находились кирпичные сараи, первое Успенское кладбище с Успенской церковью и дорога на Екатеринбург. После революции площадь, на которой находится сейчас здание теплотехнического института, назвали в честь Первого мая. Но это название не прижилось и осталось только на старых картах. В годы войны около старых карьеров, где добывали глину для производства кирпичей, появилось множество землянок, полуземлянок и неказистых домиков. Так появился посёлок Кирсараи, который просуществовал до 1978 г, когда был снесён последний ветхий дом.

 

Кирсараи. 1960-е годы. Из альбома группы «Челябинская старина» (социальная сеть «Одноклассники»)

 

Конец экскурсии